Древнейшее свидетельство христианства обнаружено в могиле во Франкфурте
Рулон тонкой серебряной фольги, найденный в могиле III века во Франкфурте, является самым ранним археологическим свидетельством христианства к северу от Альп. В исторических источниках конца II века встречаются упоминания о христианстве в Галлии и Германии, но свидетельства о том, что христиане жили к северу от Альп до этой находки, датируются не ранее IV века.
Плотно скрученный свиток длиной всего 3,5 см представляет собой филактерию, защитный амулет, который носят на шнурке или ленте на шее. Он был обнаружен в ходе раскопок захоронения III века на Хайльманштрассе в 2017–2018 годах. В ходе раскопок было обнаружено 127 тесно захороненных могил. Из 127 могил 113 были захоронениями по обряду погребения, в 45 из которых не было погребального инвентаря. Это необычно высокая доля погребений по обряду погребения; все остальные римские захоронения во Франкфурте содержат около 10% погребений по обряду погребения. Кроме того, захоронения также необычны тем, что расположены в северо-западном углу древнего города, а не за стенами вдоль одной из главных дорог. Погребальный инвентарь, найденный в большинстве погребений, необычайно хорош по сравнению с тем, что был найден в других могилах древнего Франкфурта. Здесь обнаружено больше стекла разных видов, чем в других захоронениях, удивительно разнообразный ассортимент украшений (стеклянные бусины, гагат, камни, горный хрусталь), а у ног покойного было положено 14 пар обуви.
Но самым исключительным артефактом был серебряный амулет, обнаруженный в могиле 134. Он был найден в могиле мужчины в возрасте около 35-45 лет, когда он умер около 230-260 гг. н. э. Органическая лента, на которую он был нанизан, давно исчезла, но амулет все еще лежал у основания его шеи. Даже во время раскопок археологи могли сказать, что это был свиток амулета с надписью внутри. Консерваторы Археологического музея во Франкфурте стабилизировали и изучили его, исследовав под микроскопом и с помощью рентгеновских лучей и подтвердив, что на нем была выгравирована надпись.
Однако чтение его было сложной задачей. Тонкий лист фольги был хрупким и скрученным так плотно, что реставраторы не осмелились попытаться развернуть его вручную, но в итоге исследователи из Центра археологии Лейбница (LEIZA) в Майнце все же развернули его в цифровом виде, используя новейшие рентгеновские и КТ-технологии. Они смогли отсканировать его в высоком разрешении, чтобы создать 3D-модель, которую затем можно было проанализировать, чтобы сложить вместе сплющенные, свернутые сегменты и сделать надпись разборчивой. Текст, который был фрагментарным из-за потери серебра на полях, затем был расшифрован теологами и лингвистами.
Археолог и эксперт по латинским надписям профессор доктор Маркус Шольц из Франкфуртского университета имени Гете принялся за работу как за головоломку и, наконец, расшифровал 18 строк «Франкфуртской серебряной надписи». «Иногда мне требовались недели, даже месяцы, чтобы придумать следующую идею. Я консультировался со специалистами по истории теологии, среди прочих, и постепенно мы вместе приближались к тексту и, наконец, расшифровали его».
Необычно то, что надпись полностью на латыни. «Это необычно для того времени. Обычно такие надписи на амулетах писались на греческом или иврите», — объясняет Шольц. Текст также очень сложный. Автор, должно быть, был искусным писцом.
Необычно, что в надписи нет ссылок на какую-либо другую веру, кроме христианства. Обычно, вплоть до V века, в амулетах из драгоценных металлов такого типа всегда можно было ожидать смешения различных вер. Часто все еще можно найти элементы иудаизма или языческие влияния. Однако ни Яхве, всемогущий Бог иудаизма, ни архангелы Рафаил, Гавриил, Михаил или Суриил не упоминаются в этом амулете, как и праотцы Израиля, такие как Исаак или Иаков. И никаких языческих элементов, таких как демоны, тоже. Амулет чисто христианский.
Текст Франкфуртской серебряной надписи гласит: «(Во имя?) Святого Тита. Свят, свят, свят! Во имя Иисуса Христа, Сына Божьего! Господь мира противостоит в меру своих [способностей?] всем захватам(?)/неудачам(?). Бог(?) дарует благополучие Прием.Это спасительное средство(?) защищает человека, который предается воле Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, ибо перед Иисусом Христом преклоняют все колени: небесные, земные и подземные, и всякий язык исповедует (Иисуса Христа)».
Оценка значимости находки экспертами для раннего христианства и теологами только начинается. Некоторые из формулировок, содержащихся в тексте, были засвидетельствованы лишь спустя многие десятилетия. Например, в начале «Франкфуртской серебряной надписи» есть ссылка на святого Тита, ученика и доверенного лица апостола Павла. Так же, как и призыв «Свят, свят, свят!», который фактически не был известен в христианской литургии до IV века н. э. (Трисхагион). В конце текста также содержится почти буквальная цитата из так называемого гимна Христу Павла из его послания к Филиппийцам.
«Франкфуртская серебряная надпись» является, таким образом, одним из важнейших свидетельств раннего христианства в мире. Ее открытие открывает новые горизонты для археологии, исторических наук и теологии, но также и множество новых вопросов.
Обсудим?
Смотрите также: