«Загадочное» наскальное искусство было создано детьми ледникового периода
Четырнадцать тысяч лет назад взрослые охотники-собиратели в пещере Лас-Монедас в Испании были заняты созданием серьезного пещерного искусства. Десятки рисунков углем изображают оленей, бизонов и других млекопитающих ледникового периода в реалистичных деталях.
Тем временем детей, по-видимому, выгнали в их собственный угол пещеры. Там, на ровном участке стены на уровне глаз малышей, дети, похоже, нацарапали серию каракулей, которые были бы уместны в современном детском саду. Детям было от 3 до 6 лет, и они работали в одиночку, заключает группа археологов и экспертов по развитию детей в Hunter Gatherer Research.
«Они приводят убедительные доводы» в пользу того, что дети — создатели искусства, говорит психолог по вопросам развития из Университета Дьюка Дорса Амир, которая не была частью команды. «Это шаг в правильном направлении с точки зрения понимания вклада детей в прошлом».
Предыдущие исследования роли детей в пещерном искусстве были сосредоточены на физических атрибутах. Например, небольшой размер отпечатков рук и пальцевых желобков в мягкой глине указывает на то, что дети присутствовали в древних пещерах, пока взрослые рисовали или рисовали на стенах. Но ученые часто игнорировали детей как пассивных участников, когда взрослые направляли их пальцы или держали их руки на стенах, чтобы сделать трафареты.
«Обсуждение всегда касалось того, как взрослые обучают детей», — говорит Иззи Вишер, археолог из Орхусского университета, которая руководила новым исследованием. «Эта панель показывает, что дети также занимались своими собственными делами».
Детская панель в Лас-Монедас, пещере, расположенной на севере Испании недалеко от побережья Атлантики, имеет ширину около 1 метра и высоту 60 сантиметров. Она спрятана в углу пещеры, примерно на 90 сантиметров выше первоначального пола. Загадочные каракули не похожи на остальное искусство в пещере; археологи в 1950-х годах окрестили их «Панелью загадочных знаков».
Во время экскурсии по пещере с Вишером и другими соавторами несколько лет назад эксперт по детскому искусству из Плимутского университета Джон Мэтьюз был поражен разницей между отполированными рисунками углем высоко на стенах пещеры и выразительными каракулями на низкой панели. «Это более или менее идентично всему, что можно найти в любом разумно организованном детском саду», — говорит Мэтьюз.
Вишер сделала подробные 3D-сканы рисунков, которые помогли ей понять неравномерное давление, оказываемое на уголь, и направление линий. Затем команда сравнила композицию панели с соответствующими возрасту художественными усилиями современных детей. Дети в разных культурах проходят одни и те же стадии развития, которые влияют на их физическую способность рисовать, примерно до 6 лет, отмечает Амир.
Группа ученых сравнила древнее искусство с этапами развития, которые демонстрируют современные дети: например, яростно нарисованные круги и линии «тяни-толкай», типичные для трехлетних детей, которые только учатся управлять своим телом, или шаткие прямоугольные фигуры детей постарше, которые начинают осваивать мелкую моторику.
Оба рисунка видны в пещере, наложенные друг на друга, как будто двое или более детей рисовали одновременно. Это подсказка, что отметки Лас-Монедас, вероятно, были сделаны «братьями и сестрами или разновозрастной игровой группой в сфере безопасности вокруг взрослых, но также и в их собственном пространстве», — говорит соавтор Феликс Риде, археолог из Орхуса. «Они экспериментируют, чтобы узнать материалы, которые важны в их мире», — говорит он. «Они не пытаются рисовать животных, они просто пытаются разбить уголь».
Присутствие детей дает подсказку о том, чем занимались взрослые — возможно, искусством ради искусства, говорит Вишер: «Это просто подчеркивает, что пещерное искусство Лас-Монедас не было какой-то специализированной или ритуальной практикой, а представляло собой занятие, в котором дети присутствовали и могли создавать свои собственные рисунки».
«Детали, представленные в статье, в совокупности дают весомые доказательства того, что панель нарисовали дети ледникового периода», — говорит Аннемике Милкс, археолог из Университета Рединга, не участвовавший в исследовании. «Это здорово, потому что это связано с тем, что делают дети… эти промежуточные шаги — признаки взросления, которые мы часто упускаем».
Исследование является частью растущей литературы, посвященной детям в далеком прошлом. Часто упускаемые из виду поколениями исследователей, которые сосредоточились на «охотничьей» части групп охотников-собирателей, дети играли огромную роль в прошлых обществах, не в последнюю очередь потому, что они, вероятно, составляли половину населения любой группы.
Взрослые в Лас-Монедас, должно быть, знали, чем занимаются дети, и, по-видимому, разжигали костры или факелы; без достаточного количества света от огня пещера становится совершенно черной. «Речь идет о том, чтобы позволить этим растущим мозгам экспериментировать и исследовать материалы», — говорит Риде. «Это изначальный отдел исследований и разработок нашего вида».
Авторы говорят, что такое же сочетание психологии развития и археологического анализа можно применить к «загадочным» символам в других древних пещерах. «Я надеюсь, что это облегчит идентификацию детского искусства в прошлом», — говорит Вишер. «Наше внимание привлекает образное искусство, и мы склонны упускать из виду эти маленькие каракули, но я думаю, что они существуют. И это, вероятно, благодаря детям, которым скучно, пока мама и папа рисуют оленей».
Обсудим?
Смотрите также: