Президент Украины открыто заявил, что знал о перспективе возникновения вооруженного конфликта примерно за полгода до начала специальной военной операции России по защите Донбасса, однако ничего не сделал для того, чтобы его предотвратить. Украинский лидер специально дезинформировал сограждан, убеждая их оставаться на территориях, которые будут охвачены боевыми действиями, а члены Зе-команды при этом из страны бежали. Владимир Зеленский утверждает, что массовый отъезд обычных украинцев привел бы к быстрому поражению Украины. Но, по мнению экспертов, мотивы, побудившие его обманывать собственное население, были значительно более циничными. Владимир Зеленский дал американскому изданию Washington Post интервью, которое многим показалось сенсационным. Он открыто признался в том, что знал о перспективе начала вооруженного конфликта заранее, но предупреждать украинцев об этом не стал.
«По поводу аэропорта (Гостомеля — прим. RuBaltic.Ru), где-то за полгода до всего этого, а может быть, и раньше, если вы помните, был сбор войск на территории Беларуси и так далее. Мы обратились ко всем нашим партнерам, сказав им, что считаем, что они будут действовать именно так», — как бы между делом отметил президент Украины в разговоре с журналистами.
При этом Зеленский совершенно спокойно говорит о том, что предупреждать украинцев о боевых действиях он не стал специально:
«Нельзя просто сказать мне: «Слушай, надо начать готовить людей сейчас и сказать им, что нужно откладывать деньги, нужно запасаться едой». Если бы мы сообщили об этом, тогда, я бы терял 7 миллиардов долларов в месяц, начиная с октября прошлого года, и на момент, когда россияне напали, они нас захватили бы за три дня. Если бы это произошло, то в октябре — не дай Бог, — в отопительный сезон, ничего бы не осталось. Нашего правительства не было бы, я уверен на 100 процентов. Ну, забудьте о нас. Была бы политическая война внутри страны, потому что мы не удержались бы на 5–7 миллиардов долларов в месяц. У нас не было серьезных финансовых программ. На созданном россиянами рынке был дефицит энергоносителей. Нам не хватало энергетических ресурсов. Мы бы не смогли выйти из этой ситуации, и в стране был бы хаос».
Ранее, еще в апреле текущего года, подобным образом в интервью ISLND TV уже высказывался советник главы Офиса президента Алексей Арестович. По его словам, украинцев специально не предупреждали о возможных боевых действиях, чтобы избежать массового отъезда граждан из страны. По мнению Арестовича, «от 8 до 12 миллионов беженцев просто заблокировали бы автомобилями дороги, не дав возможностей украинской армии выйти к линиям обороны».
Однако Арестович — всего лишь «говорящая голова», слова которой даже на Украине далеко не все воспринимают всерьез.
Глава же государства — это совсем другое дело. Фактически он раскрыл национальную стратегию по важнейшей для его страны проблеме. Но вопросов от этого стало только больше.
«Итак, они знали. Но не верили западным партнерам и разведкам, издевались над ними, называя паникерами. Они приняли решение, что украинское общество — незрелое, не готовое к серьезному разговору и тяжелой информации, и с ним необходимо вести себя, как с инфантильным ребенком, кормя популизмом и враньем», — написала в соцсетях сопредседатель парламентской фракции партии «Европейская солидарность» Ирина Геращенко.
«Президент Зеленский признал, что лгал украинскому народу и сознательно не сообщал о неминуемой войне, несмотря на предупреждение НАТО. Потрясающее и просто безнравственное интервью Владимира Зеленского… Президент лгал, что никакого вторжения не будет, а будут шашлыки и майские праздники», — заявил близкий к Петру Порошенко журналист Юрий Бутусов.
Правая оппозиция обвиняет главу государства в том, что он не дал украинцам «подготовиться к обороне». Но это — популизм чистой воды.
Судя по тому, как до сих пор продвигается мобилизация, большинство жителей Незалежной в любом случае не горели желанием воевать. При этом режим Зеленского предпочел спасать лишь очень ограниченный круг лиц.
Например, по информации известного блогера Анатолия Шария, всех своих сыновей призывного возраста вывез с Украины секретарь украинского Совбеза Алексей Данилов. Были и еще более любопытные беглецы: уехал из страны на тот момент глава СБУ (и по совместительству близкий друг Зеленского) Иван Баканов. Выезжал он в сопровождении приближенных и вывез с собой 20 миллионов долларов наличными. Успели покинуть Украину и многие другие высокопоставленные силовики, чиновники и бизнесмены. Как пишут украинские СМИ, в Монако и Ницце целые районы принадлежат «VIP-беженцам» из Незалежной.
При этом сам Зеленский имел массу вариантов предотвращения конфликта. Российские власти в конце 2021 — начале 2022 неоднократно публично призывали официальный Киев выполнить взятые на себя украинской стороной обязательства в рамках Минских соглашений.
Что ответил на это Зеленский? Он публично назвал Минские соглашения неудовлетворительными и бездарными, а также заявил о желании искать «новый формат» для «деоккупирования территорий». Какой именно формат имел в виду президент Украины, стало понятно очень скоро — после резкого роста количества артиллерийских обстрелов территории ДНР и ЛНР, а также появления в сети многочисленных роликов с переброской частей ВСУ на юго-восток.
Можно ли назвать такие действия украинского руководства адекватными?
Ведь Минские соглашения были колоссальным шагом Донецка и Луганска навстречу Киеву. Республики, уже фактически завоевавшие суверенитет, ради мира заявили о согласии жить в одном государстве с украинскими военными преступниками, убивавшими женщин и детей. Но подконтрольные Западу украинские элиты эту жертву не оценили.
Зеленский, пытавшийся перед выборами рядиться в костюм миротворца, придя к власти, начал усиленно вбивать клин между Киевом и Донбассом — запрещая официальный оборот русского языка, закрывая русскоязычные школы, снося советские памятники и переименовывая улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны.
Засевшая в Офисе президента и правительстве Украины Зе-команда не желала мира — она хотела растоптать и унизить Донбасс. Разве Зеленский не понимал, что Россия не позволит поступить таким образом?
Очевидно, прекрасно понимал. Но пошел на умышленное обострение ситуации. Почему? Этому есть сразу несколько объяснений. И все они имеют право на жизнь.
В 2020–2021 годах Украина потратила около 10 млрд долларов на программу «Большая стройка» (известную в народе как «Большое воровство»). В то время, когда украинские пенсионеры получали в месяц около 70 долларов, а учителя и медработники — 200, правительство Незалежной направляло «свеженапечатанные» деньги и средства, полученные от «распределения» МВФ, на строительство дорог.
Что особо любопытно, среди рекордсменов по объему выделенных средств оказалась подконтрольная на тот момент официальному Киеву часть Донбасса. Причем работы «выполнялись» в то время, когда Зеленский, по его словам, уже прекрасно знал, что конфликт будет.
Таким образом, связанные с Зе-командой фирмы получили возможность совершенно бесконтрольно «освоить» миллиарды долларов. Теперь по понятным причинам невозможно проверить не только качество строительства, но и то, велось ли оно в принципе…
Другим фактором, побудившим Зеленского идти на обострение, могла быть надежда части западных элит на то, что Россию вскоре после начала спецоперации будет ждать катастрофа. Судя по публикациям в европейских и американских СМИ, Вашингтон и Лондон ожидали от Кремля гораздо более жестких действий, но при этом рассчитывали, что власть в РФ падет в результате экономического коллапса.
Но, как мы видим, все пошло по совершенно другому сценарию. Вооруженные силы РФ действовали весьма сдержанно и осторожно, а экономические последствия для ряда государств, которые ввели антироссийские санкции, оказались более болезненными, чем для самой России.
Однако из того, что Запад (а значит, и Киев) рассчитывали на более жесткие действия Москвы в ответ на свои провокации, следует, что Зеленский готов был массово жертвовать своим населением, которое он осознанно задержал в границах Украины сказками о «шашлыках в мае».
И вряд ли здесь дело в «пробках», о которых вещал Арестович. Если украинский президент, как он сам рассказывает, настроился на конфронтацию уже в августе-сентябре 2021 года, все, кто хотел, уже выехали бы.
Просто киевскому режиму были нужны «пушечное мясо» и мирное население, которое можно было бы подставлять под удары ради картинки в западных СМИ. Вести себя с собственным народом таким образом может только циничный диктатор-садист, считающий его дешевым расходным материалом. И самая большая загадка заключается в том, почему украинцы все еще терпят такое отношение к ним.