Новый глава МИД КНР Цинь Ган. Фото: Ting Shen/XinHua/globallookpress
Новый глава китайского МИД блестяще сдал первый экзамен на профпригодность: США – враг, Россия – друг, Путин и Си Цзиньпин – победят.
Имя нового главы МИД Китая Цинь Гана для русского уха полнится смыслами. Слово Цинь созвучно с названиями первой (Цинь) и последней (Цин) китайских империй. Хорошо известно у нас и английское слово «ган» – пистолет, оружие, пушка, ружьё… Цинь Гана до последнего времени считали чуть ли не «либералом». Во многом потому, что он занимал пост китайского посла в Вашингтоне. Вроде как с кем поведёшься, от того и наберёшься. Тем больший интерес представляла его первая большая, программная пресс-конференция, на которой министр ответил на животрепещущие вопросы, касающиеся мировой политики.
Интерес к его выступлению подогревало, естественно, и то, что Китай является одним из трёх – наряду с США и Россией – ведущих глобальных игроков, от позиции которых зависит будущее всего мира. Цинь Ган совершенно не оправдал возлагавшиеся на него на Западе ожидания. Зато Россия может быть довольна.
Из большой «прессухи» высокопоставленного дипломата, взгляды и личность которого неизбежно наложат отпечаток на внешнюю политику КНР, выделим пять основных поднятых на ней тем: украинский конфликт, взаимодействие Китая с Россией, Тайвань, отношения КНР с США, нагнетание Вашингтоном напряжённости в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Украинский конфликт
Войну на Украине глава МИД КНР считает виной Запада и следствием несамостоятельности Европы, Россию за неё он ни в коей мере не осудил. Цинь Ган назвал украинский кризис «трагедией, которой можно было бы избежать», и «результатом катастрофических противоречий» в сфере европейской безопасности. Он выразил надежду, хотя вряд ли в это сам серьёзно верит, что Европа, «пережив тяжёлое испытание украинским кризисом, сможет извлечь из этого урок, приобрести настоящую стратегическую самостоятельность и добиться устойчивого развития».
Цинь Ган подчеркнул, что Китай выступает за диалог, против санкций, и нужно, вместо того чтобы подливать масло в огонь, стремиться к снятию напряжённости. Он возмутился, что Запад пытается «переложить ответственность» на Китай, который не является инициатором этого конфликта. Он назвал «неприемлемыми» санкции Запада и угрозы в адрес КНР в этой связи.
Цинь Ган обвинил Запад в использовании украинского конфликта и его эскалации «в своих геополитических замыслах», торпедировании попыток «восстановить мирные переговоры». Он считает, что односторонние санкции и усиливающееся давление Запада на Россию не помогут улучшить ситуацию, в связи с чем сейчас на Украине наступил критический момент.
К сожалению, усилия, направленные на содействие проведению переговоров, потерпели поражение… Китай всегда делает собственные выводы и занимает независимую позицию, учитывая реальные факты,
– подчеркнул глава внешнеполитического ведомства страны.
И ещё Китай категорически не приемлет двуличия и двойных стандартов. Вот что сказал по этому поводу Цинь Ган:
Китайский народ резонно задаёт вопросы. Почему, когда дело идёт об Украине, США разглагольствуют об уважении суверенитета и территориальной целостности, а если речь заходит о вопросе Тайваня и Китае, то они не уважают суверенитет и территориальную целостность КНР? Почему, с одной стороны, требуют от Китая не поставлять оружие России, однако сами на протяжении длительного времени … продают оружие Тайваню?
В этой фразе сложно не увидеть прозрачный намёк: если США поставляют оружие желающему порвать с Китаем тайваньскому режиму, Пекин будет поставлять оружие России, с которой хочет порвать Украина.
Об отношениях с Россией
Цинь Ган сказал много хороших слов об отношениях Китая с Россией, союза которых Запад боится больше всего, поскольку отлично понимает, что это для него означает. «Чем больше неустойчивости и беспокойства будет в мире, тем стабильнее должны развиваться китайско-российские отношения», – отметил он. По словам дипломата, это отвечает интересам всех миролюбивых и не посягающих на чужое стран мира. Поскольку «Китай и Россия вместе продвигают многополярность и демократизацию международных отношений, а также обеспечивают глобальный стратегический баланс и стабильность».
Он не забыл отметить выдающуюся роль в этом процессе председателя КНР Си Цзиньпина и президента России Владимира Путина. «Лидеры наших стран поддерживают тесные контакты, общение глав двух государств выступает компасом российско-китайских отношений. Под их стратегическим руководством наши отношения всеобъемлющего стратегического партнёрства и сотрудничества, вступающие в новую эпоху, продолжат подниматься на новые высоты», – подчеркнул он.
Обратим внимание: практически одновременно появилась не подтверждённая, но и не опровергнутая Пекином и Москвой информация, что Си Цзиньпин прибудет с визитом в Россию 21 марта… Видимо, готовится что-то исключительно важное.
Разумеется, Цинь Ган имел в виду развитие отношений с Россией во всех областях, в том числе в экономике и торговле. Он отметил, что обе страны намерены использовать те валюты, которые «удобны, безопасны и надёжны», указав, что
международные валюты не должны использоваться в качестве оружия для введения односторонних санкций, они не могут становиться синонимом травли и угроз.
Кому адресовано это послание, объяснять не надо.
Проблема Тайваня
Цинь Ган просто не мог не затронуть на своей пресс-конференции проблему Тайваня, которая является для Китая такой же экзистенциальной, как для нас украинская. «Мы кровные братья», – констатировал он. Тайваньский вопрос касается «самой сути ключевых интересов» Китая. Это его внутреннее дело и «красная линия в китайско-американских отношениях, которую пересекать нельзя», подчеркнул Цинь Ган.
Отметив, что политика США по Тайваню двулична, он предупредил Вашингтон, что если данная проблема не будет «правильно урегулирована», отношения Соединённых Штатов с Пекином «пошатнутся», и Китай примет «все необходимые меры» для защиты территориальной целостности страны. Это более чем прозрачный намёк на тайваньскую операцию, если США не угомонятся, делать чего они не собираются.
Конечно, Пекину по многим причинам предпочтительнее мирное воссоединение, и он «будет проявлять для этого максимально добрую волю», но если реальных подвижек на этом пути не будет, значит, будет война. Цинь Ган чётко заявил, что «никто не должен недооценивать решимость КНР и китайского народа защищать суверенитет и территориальную целостность своей страны». Поэтому, «если США действительно стремятся к миру в Тайваньском проливе, они должны перестать использовать Тайвань для сдерживания Китая». Этот ультиматум американцы вряд ли смогут принять.
Отношения с США
Разумеется, это далеко не единственная претензия Пекина к Вашингтону – там видят, что американцы считают китайцев своими главными врагами и конкурентами, причём честно конкурировать не желают. Цинь Ган назвал такой подход Вашингтона «серьёзным перекосом», возмутившись тем, что американцы руководствуются «презумпцией виновности» Пекина, «чересчур злоупотребляя силой». Это наглядно, в частности, проявилось в уничтожении аэростата КНР над территорией США, после чего Вашингтон «устроил дипломатический кризис, которого можно было избежать».
Соединённые Штаты считают КНР главным конкурентом и самой серьёзной геополитической угрозой. На самом деле эта так называемая конкуренция нацелена на сдерживание и подавление Китая,
— констатировал он. Цинь Ган выразил уверенность, что американские попытки затормозить развитие Пекина «приведут к провалу», поскольку «нельзя построить собственное величие за счёт ущемления других государств».
«Окружение Китая»
Увы, но это как раз то, чем Америка с огромной энергией и таким упоением занимается, особенно в южном «подбрюшье» Китая. Цинь Ган указал в связи с этим, что подлинная цель индо-тихоокеанской стратегии США – не обеспечение «свободы и открытости» в АТР, а «окружение КНР», в том числе путём создания «азиатско-тихоокеанской версии НАТО и подрыва региональной интеграции». «Нельзя допустить, чтобы украинский кризис повторился в Азии», – подчеркнул глава МИД КНР.
Реакция США
В США отреагировали на пресс-конференцию Цинь Гана прогнозируемым образом: и я не я, и лошадь не моя. Ответом на абсолютно ясно и откровенно поставленные вопросы была сплошная ложь. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности (СНБ) Белого дома Джон Кирби, например, заявил, что США не стремятся к конфликту с КНР («нет ничего, способного подтолкнуть кого-либо к мысли о том, что мы хотим конфликта»),»мы не поддерживаем независимость Тайваня» и т.д. и т.п. В то же самое время США лихорадочно осуществляют милитаризацию Филиппин и юга Японии, направленную исключительно против Китая.
Подбивают своих вассалов поддержать тайваньский сепаратизм. Усиленно вооружают Тайвань. Эвакуируют оттуда к себе самые ценные предприятия и уникальных специалистов под прикрытием зачастивших в Тайбэй одного высокопоставленного американского визитёра за другим. И при этом пугают Пекин «последствиями», если Китай отправит военную технику своему основному союзнику – России, хотя сами США вместе со своими многочисленными вассалами поставляют её в огромных количествах на Украину. Это не «стратегическая конкуренция», это – подготовка к войне.
Что с того?
На этом можно ставить точку. Осталось сделать выводы. Предельно ясно одно: и Китай, и Россия могут уцелеть в этом мире, в котором заправляют США со своими вассалами, а многие опасающиеся открыто бросить их хищничеству вызов страны стоят в стороне, не решаясь сильно перечить гегемону и его подручным, лишь одним-единственным способом. Если будут действовать как союзники, в любой момент готовые прийти друг другу на помощь. Иначе нас передушат поодиночке.
Пресс-конференция Цинь Гана подтвердила, что Китай это хорошо понимает. У экс-посла КНР в Вашингтоне было достаточно времени изучить американскую психологию. Он знает поэтому, в чём её суть: американцы уважают только силу. Поэтому наилучший способ не навредить своей стране – это иметь её и им её демонстрировать. Чем Цинь Ган и Китай теперь занимаются. Наши аплодисменты. Вместе мы необоримая сила, о которую Запад сломает свои зубы на радость всему незападному миру.