Премьер Швеции Андерссон заявила, что ведёт диалог о присоединении со всеми членами НАТО. Захарова объяснила, почему «историческое решение» приняли без обязательного референдума.
Швеция рассчитывает на быстрое вступление в НАТО и ведёт диалог со всеми членами военного блока, заявила премьер-министр страны Магдалена Андерссон. Ситуацию прокомментировала официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Она поинтересовалась, как так получилось, что по такому «историческому решению» в Швеции, которая так гордится своей демократией, не проводили референдум. Соцопросы населения на тему вступления в НАТО шведские СМИ также предусмотрительно не публиковали, отмечает дипломат.
Это демократия, детка, — иронично оценила ситуацию Захарова в своём Telegram-канале.
Официальный представитель МИД напомнила, что за новейшую историю Швеции общенациональные референдумы проводились многократно. Они касались таких вопросов, как переход с левостороннего движения на правостороннее и даже введение сухого закона. По вступлению в Евросоюз и присоединению к системе единой евровалюты референдум тоже был.
Швеция была в этом плане государством, придерживающимся довольно демократических практик. Но за сто лет, прошедших с первого референдума ХХ века, видимо, многое изменилось в Швеции — демократии поубавилось, — отмечает Захарова.
Она указала, что в Крыму референдум был, народ там сделал свой выбор. В СССР был референдум. В Российской Федерации проводилось голосование по вопросу о внесении поправок в Конституцию. А в Швеции, которая решилась кардинальным образом изменить свою двухсотлетнюю политику безопасности, — нет.
Почему? Ответ очевиден. Если смотреть на последние доступные данные опросов, то рост количества желающих «шагать в ногу с Брюсселем и Вашингтоном» (за счёт, напомню, 2% ВВП на оборону — натовская лимитная дисциплина) существенно замедлился, — указала дипломат.
Также она обратила внимание, что в день объявления об «историческом» решении в Стокгольме с визитом находились американские сенаторы, да не рядовые конгрессмены, а целый лидер республиканцев Митч Макконнелл. Швеция ещё в альянс не вступила, а что говорить своему народу, американцы уже диктуют. И это только мини-версия того, что теперь их ждёт, считает Мария Захарова.
Так почему же не было референдума? Потому что народ давно уже в Швеции никто не спрашивает. За шведов решают американцы, — резюмировала дипломат.