США нуждаются в расширении антикитайского фронта по всему миру, а потому намерены задействовать в борьбе с Пекином всех своих сателлитов. Страны Прибалтики ожидаемо пошли на конфронтацию с Китаем по указке заокеанского «хозяина». Не осталась в стороне от происходящего и Украина: Владимир Зеленский попытался добиться от КНР осуждения специальной военной операции (СВО) России и присоединения к антироссийским санкциям. «Я хотел бы поговорить напрямую. У меня был один разговор с [председателем КНР] Си Цзиньпином год назад. С момента начала широкомасштабной агрессии 24 февраля мы официально просили о разговоре, но у нас [не было] никаких разговоров с Китаем, хотя я считаю, что это было бы полезно», — заявил президент Украины в интервью South China Morning Post (SCMP).
Разумеется, Зеленского не интересовал диалог как таковой. Ему нужен был этот разговор, чтобы высказать Си Цзиньпину свои требования, но, как показала практика, за границами столь любимого им «свободного мира» его не желают лицезреть где бы то ни было.
Зеленский заявил, что Китай «может повлиять на Кремль политически и экономически», поскольку без китайского рынка Россия оказалась бы в полной экономической изоляции. И выразил надежду, что КНР и весь мир будут сотрудничать над восстановлением инфраструктуры на Украине — в общем, занялся попрошайничеством.
Но крайне сдержанная реакция Пекина показала уровень значимости для него этих «надежд». Специальный представитель МИД Хуа Чуньин отметила, что «Китай поддерживает тесные связи с Украиной и другими сторонами украинского кризиса». На этом все. В Москве желание Зеленского говорить с Си Цзиньпином назвали «нормальным процессом».
Именно на таких примерах отчетливо виден провал украинской пропаганды, которая без устали убеждает своих граждан в том, что КНР, Иран, Турция и прочие страны осуждают Россию и президента Владимира Путина лично. Так, даже советник Офиса президента Украины разочарованно признал, что две трети государств мира отказались присоединяться к западной травле РФ.
При этом автор канала «Китайский свяZноj» Руслан Карманов отметил интересную особенность этого интервью Зеленского: «Отдельные виражи на тему «хорошие страны не нарушают территориальной целостности других» в разрезе громких недавних событий показывают, что речь писалась заранее, просто ее никто не брал, и вот нашли SCMP и им сгрузили. Не откорректировав очевидно странно звучащие сейчас в сторону Китая претензии».
В Пекине прекрасно понимают, что представляет собой киевский режим, несамостоятельность которого была демонстративно показана еще в августе 2019 года, когда в Киев прибыл со срочным визитом Джон Болтон, советник по безопасности тогдашнего президента США Дональда Трампа, чтобы не допустить продажи завода «Мотор Сич» китайскому холдингу Beijing Skyrizon Aviation.
Отношение Китая к Украине в последнее время заметно изменилось. Например, в начале марта 2014 года, как раз после госпереворота в Киеве, в китайском издании Global Times (GT) была опубликована статья «Неприсоединившаяся Украина — лучший вариант для Пекина», где в краткой форме объяснялась позиция КНР на по вопросу происходящего на тот момент.
Как подчеркивал научный сотрудник Азиатского фонда молодых дипломатов и выпускник Школы права и дипломатии им. Флетчера Пань Лян, Украина стала жертвой долговременного перетягивания каната между выздоравливающей Россией и экономически больным Западом, стремящимся сохранить Украину в качестве буфера против РФ.
«Именно поэтому Китай не возлагает вину на Россию, а призывает «соответствующие стороны искать политическое решение своих разногласий путем диалога и переговоров на основе уважения международного права и норм, регулирующих международные отношения»», — отмечалось в материале.
По мнению Пань Ляна, в конфликте России и Запада Китай не должен занимать позицию Кремля, поскольку у Пекина есть собственные интересы на Украине. Поддержка одной из сторон в украинском конфликте дала бы повод недругам Пекина действовать таким же способом в отношении него. Как и поддержка крымского референдума, поскольку в 2005 году в КНР был принят закон против отделения, разрешающий применение военной силы на Тайване в случае угрозы сепаратизма.
В настоящее время, по мнению директора Института Китая и современной Азии РАН Кирилла Бабаева, нейтральная позиция КНР в отношении Киева утратила актуальность: «С моей точки зрения, нейтралитет, о котором можно было говорить весной, закончился примерно в июне, когда председатель КНР Си Цзиньпин очень четко обозначил позицию страны. И эта позиция потом стала транслироваться и через другие официальные каналы: Китай будет поддерживать Россию, Китай выступает против формирования Западом военно-политических блоков по периметру Евразии и Китай планирует развивать взаимоотношения с Россией — как торговые, так и политические».
15 июня Си Цзиньпин в разговоре с президентом Владимиром Путиным заявил о готовности поддерживать РФ по важнейшим вопросам.
Также сообщалось, что Китай и Россия будут усиливать координацию в рамках крупных международных и региональных организаций, таких как ООН, БРИКС и ШОС.
Вскоре спикер Государственного департамента США Нед Прайс сказал, что Пекин встал на сторону Москвы: «Таким образом, в ключевых отношениях, несмотря на то, что мы слышим о позиции заявленного и предполагаемого нейтралитета, КНР уже сделала выбор… Позиция заявленного нейтралитета со стороны КНР не более чем пустые слова».
К этому он добавил ряд стандартных обвинений, что Китай якобы повторяет кремлевскую пропаганду, не осуждает «зверства» российской армии и не замечает «последствия» для мира в виде проблем продовольствия.
В западной прессе уже активно распространяются тезисы, что Китай также несет ответственность за происходящее на Украине. Но, как отметил официальный представитель Министерства обороны КНР полковник У Цянь, США таким образом пытаются переложить ответственность за свои действия на Китай.
Именно на это поведение США и Запада в целом обратил внимание посол РФ в КНР Андрей Денисов: «Как сказал один арабский политик, которого в Китае активно цитировали, Украина — это проблема Запада, а он подает ее так, будто это проблема всего мира. А в мире много проблем, и концентрироваться на Украине — значит, уводить в тень все другие многочисленные противоречия, в которых в значительной мере виноват все тот же Запад».
За заявлением спикера Госдепа последовал ряд обвинений в адрес Пекина со стороны стран G7, а в Global Times вышла редакционная статья с красноречивым заглавием «США восстанавливают новую инквизицию, используя российско-украинский кризис в качестве предлога», где отмечается, что «не Вашингтону решать, кто стоит «не на той стороне истории».
Китай говорит о бессмысленности санкций, на которых настаивает США, поскольку, они не способны изменить ситуацию и лишь мешают мирному разрешению конфликта.
Но ведь Вашингтону нужен вовсе не мир. Как и киевскому режиму во главе с Зеленским. Нужно лишь выражение согласия с позицией Белого дома и признание правоты его действий. Но отказ большинства стран мира вводить санкции против РФ показывает, что США и его сателлиты более не способны навязывать свою повестку.
Сам факт того, что американцы не могут заставить такую державу как Китай, а также менее крупные страны осудить Россию весьма показателен.
В Пекине видят корень проблемы, указывая на главного виновника появления самого киевского режима в результате госпереворота в феврале 2014 года. И понимают, что специальная военная операция — это лишь его последствие.