Фото: MOD Russia / Globallookpress
Сегодня Вооружённые силы России покинули остров Змеиный. На брифинге Минобороны представитель ведомства назвал эту тактику «жестом доброй воли»: у противника теперь не будет формальных причин торговаться с Западом мнимой блокировкой морского транзита. Теперь Украине придётся разминировать акваторию Чёрного моря и по сути потерять козырь для манипуляций. Пожалуй, это главное, чего добивается Россия в этой борьбе за остров.
У острова Змеиный наши военные перехватили несколько реактивных снарядов системы залпового огня. Но тем не менее Вооружённые силы Российской Федерации сегодня покинули стратегически важный объект. Поставленные задачи здесь полностью выполнены, сказали в ходе брифинга профильного ведомства. Эту тактику в Минобороны назвали шагом доброй воли. Важно показать – Россия никак не препятствует поставкам продовольствия морским путём.
Сообщается даже о том, что сейчас самое время для ответных действий Украины – вместо причитаний о жестокости русских и невозможности организации морских гумкоридоров лучше бы разминировать акваторию Чёрного моря у своих берегов. Хорошо зная поведение украинских военных чиновников, тактика Минобороны представляется весьма необычной – это демонстрация правоты в духе постиронии. И действительно, становится любопытно, как на эту новость отреагируют в Киеве. Вполне вероятно, что там начнут искать новые темы для фейков на тему предстоящего голода.
Российская Федерация не препятствует усилиям ООН для организации гуманитарного коридора по вывозу сельскохозяйственной продукции с территории Украины. Данное решение не позволит Киеву спекулировать на теме надвигающегося продовольственного кризиса, ссылаясь на невозможность вывоза зерна из-за тотального контроля Россией северо-западной части Чёрного моря,
– сказали в Министерстве обороны России.
В итоге мы имеем, что пока ВС РФ занимают выжидательную позицию, понятно, что со Змеиным ничего не кончено. Более того, с острова, в общем-то, всё и началось. Русские взяли его в первые же дни спецоперации. Первый, самый громкий фейк укропропагандистов связан с боями за Змеиный. Тогда они не погнушались наврать всему миру о том, что на месте боёв погибли пограничники, но мы-то знаем, что бойцы были взяты в плен и затем их успешно обменяли.
Маяк на острове Змеиный. Фото: Andrey Nekrasov/imageBROKER.com/Global Look PressПо сути, остров Змеиный – маленькая скала. Но на этом особенности не заканчиваются: остров расположен в зоне досягаемости вражеских реактивных систем залпового огня. Если вводить на остров пехоту, возникает необходимость разместить на нём как минимум комплексы ПВО, а это дало бы противнику возможность легко атаковать русские зенитные системы – по мнению военного обозревателя Царьграда Влада Шлепченко, – слишком жирный приз для украинской стороны:
Конечно, сам по себе остров важен, потому что позволяет контролировать украинские прибрежные воды. То есть совсем отдавать его нельзя. Но не допустить занятие его украинцами можно и другими способами. Например, заминировать воды и побережье вокруг него.
В случае выбора такой тактики придётся держать остров и акваторию вокруг него под постоянным огневым контролем, это вполне по силам частям ВС РФ, дежурящим на территории Крыма
Отметим, что украинские войска неоднократно предпринимали отчаянные попытки вернуть остров под свой контроль. Накануне 9 мая позиции русских солдат бомбили три украинских бомбардировщика Су-24 под прикрытием истребителей Су-27. После этого катера высадили на остров десант. Затем катера были потоплены подоспевшей русской авиацией, а диверсанты уничтожены силами гарнизона. Несомненно, операция планировалась с далеко идущими пропагандистскими целями, которые не были достигнуты по очевидным причинам. С тех пор остров уже не пытались захватить при помощи высадки десанта, но постоянно испытывали на прочность русский гарнизон обстрелами и авиаударами.
Как бы то ни было, мнения экспертов о судьбе Змеиного сильно разнятся. Как считает политолог, редактор рубрики «История» издания «Украина.ру», кандидат исторических наук Александр Васильев, особая важность этой локации обусловлена исторически. Взять под контроль Змеиный – не только военная, но и идеологическая задача. Историк напомнил об одной из самых значительных побед русского флота – сражении у острова Фидониси. Именно так назывался раньше остров Змеиный.
Сражение стало одним из ключевых боёв русско-турецкой войны, в результате которой Россия и получила всю Новороссию. И эта историческая отсылка помогает понять важное стратегическое значение этого острова. Дело в том, что он действительно замыкает акваторию северного побережья Чёрного моря и отсекает его от западного побережья, таким образом та самая транспортная блокада, о которой идёт речь, в серьёзной мере опирается на контроль над островом Змеиный. Соответственно, если этот контроль утратить, то Украина сможет получать столь необходимые ей военные грузы морем,
– отметил эксперт.
Бой у острова Фидониси 3 августа 1788 года. Художник М.В. Петров-Маслаков, 2007 год. Фото: Центральный военно-морской музейПолучается, если вести речь об энергоносителях и тяжёлом вооружении, то такие грузы лучше всего поставлять именно морем.
Остров Змеиный – разменная монета в укропропаганде, считает военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко. И тактику Минобороны по оставлению объекта для того, чтобы доказать Западу лживую позицию Украины, эксперт разделяет, при этом считая, что это никак не повлияет на позицию самой страны и её партнёров.
Никого это на Западе, честно говоря, это не интересует. Они Украину на карте найти не могут, а остров Змеиный и подавно. Он никому не мешал вывозить зерно. Ну решили, хорошо, вывели. Всё равно враньё будет продолжаться,
– считает эксперт.
Михаил Тимошенко апеллирует к фактам: дело в этом дискурсе предстоящего голода и ввоза зерна совсем не в Змеином. Дело в том, что для организации поставок сейчас нужно протралить – очистить от мин – коридоры для выхода сухогрузов из Николаева и Одессы. Картина не изменилась: грузовые суда продолжают стоять у пирса. Эксперт придерживается альтернативной версии о тактике русского Минобороны.
С моей точки зрения, мы на Змеином несём потери, мы на него десантировались не один раз. А он вообще нам нужен? <> Я полагаю, что мы относительно Змеиного в какой-то мере заблуждались, но тем не менее продолжали дразнить противника,
– комментирует Михаил Тимошенко.
Остров Змеиный уже не так нужен русской армии в стратегическом значении – такое мнение разделяет военный обозреватель, полковник запаса Александр Жилин. И главная мысль – учитывая опасность нахождения на открытой территории и лёгкость, с которой она простреливается, никакой маленький остров не стоит одной человеческой жизни, считает эксперт.
Поскольку территория небольшая и фактически укрыться там весьма сложно, это было чревато значительными потерями. И я считаю, что на тактическом уровне принято совершенно правильное решение ради сохранения личного состава покинуть эту территорию, потому что цена возможных потерь не обеспечивала качества тех приоритетов, которые ставились. Поскольку обе стороны, и российская в особенности, ведут боевые действия с применением в том числе ракет и так далее, то смысла держать под ударом пусть даже не очень значительную группировку личного состава нет,
– сказал Тимошенко.
Что с того?
Тактика Минобороны понятна – какими бы ни были причины оставления стратегически важного острова, русские военные продолжают показывать: мы намерены разбивать только военные объекты и минимизировать ущерб мирному населению. И если речь идёт о вранье с проблемами поставок продовольствия – дадим Украине возможность организовать морские гуманитарные коридоры. Закончиться эта история может тем, что пропагандисты Зеленского придумают новые причины для того, чтобы не заморачиваться с тралом акватории и транзитом того же зерна. Тем временем, под шумок фейковых вбросов, Украина проигрывает всухую – скажем так, у противника крупные неприятности.
Совсем не ясно, как у украинской стороны находится время на демагогию: всё это время они несут значительные потери. Только по последним данным, русские военные уничтожили 224 самолёта, 134 вертолёта, 1400 беспилотных летательных аппаратов, 353 зенитных ракетных комплекса, 3859 танков и других боевых бронированных машин, 698 боевых машин реактивной системы залпового огня, 3059 орудий полевой артиллерии и миномётов, а также 3916 единиц специальной военной автомобильной техники.
Понятно, что остров Змеиный, в сражении за который мы потеряли флагман Черноморского флота крейсер «Москва», – не закрытая история. Возможно, нужно время для того, чтобы определиться, как действовать дальше в заданных условиях, приближая победу.