Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Это конфликт на десятилетия, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев. Если он прав, нам пора подумать о том, как перестроить всю жизнь страны, чтобы уцелеть.
Рука не задрожит на красной кнопке
Дмитрий Медведев сделал очередную серию заявлений, которые вызвали ожесточённые споры в русском обществе. Он предсказал ядерный удар по Украине в том случае, если Запад решится поставить на Украину ядерное оружие.
«Есть необратимые законы войны. Если дойдёт до ядерного оружия, нужно будет наносить превентивный удар… Тогда это будет означать, что будет прилёт к ним ракеты с ядерным зарядом» (Цитируем по ТАСС)Это не первое заявление такого рода, с которым выступает заместитель председателя Совета безопасности. Ещё в апреле он отмечал, что Владимир Путин должен быть готов к применению ядерного оружия:
Если в твоих руках есть какое-то оружие, то ты в определённой ситуации должен быть готов к тому, что у тебя не дрогнет рука, чтобы его применить,
– именно так он высказался в ходе просветительского марафона «Знание».
Революция отменяется
Слов нет, заявления резкие. Однако, как это ни странно на первый взгляд, самым тиражируемым и обсуждаемым станет другое заявление Дмитрия Медведева:
Этот конфликт очень надолго. Это всё на десятилетия, наверное. Это новая реальность, новые условия жизни. Пока там такая власть, будет, скажем, три года перемирия, два года конфликта, и снова всё повторится. Нужно уничтожить саму природу нацистской власти в Киеве.
Заявление Медведева первыми принялись комментировать иноагенты – и официально признанные, и такие, которым это ещё предстоит. Из-за границы понеслось примерно вот что:
Дмитрий Медведев исходит из того, что власть в России в её нынешнем виде и с нынешней парадигмой в ближайшие десятилетия не поменяется.
Противник рассчитывал, что военные действия поставят Россию на грань революции. Противник постепенно начинает понимать, что просчитался. Противник увидел в заявлении зампреда Совбеза уверенность в том, что Россия не отступит, не сдастся и не изменится. Однако нам, пожалуй, следует обратить внимание на другое.
Слова Дмитрия Медведева можно рассматривать с двух точек зрения.
С одной стороны, он совершенно справедливо указывает, что цели СВО могут быть достигнуты, только если нынешний политический режим на Украине удастся полностью уничтожить. Никакое перемирие с этим режимом и его кукловодами не может быть прочным, потому что главной целью СВО было и остаётся обеспечение безопасности России – а о какой безопасности можно говорить, если за западной границей окапываются хорошо вооружённые нацисты? Даже если они и пообещают что-то, надолго этих обещаний не хватит.
С другой стороны, прямо сейчас уничтожение нацистского квазигосударства, возможно, не получается. А в таком случае и завершения конфликта не предвидится. И рассчитывать на него не стоит.
Путь к победе будет долгим
Дмитрий Медведев сделал своё заявление в ходе рабочей поездки во Вьетнам. Так что среагировала на него аудитория на только в России. Однако обращено это заявление в первую очередь «на внутренний контур», как теперь любят говорить в районе московской Старой площади.
Заявление Медведева надо рассматривать как основание для внутренней политики страны. На среднесрочную перспективу. Именно на десятилетия. Простите пожалуйста, товарищи и господа оптимисты. В масштабах наших возможностей планирования и принятия решений это означает – «конфликт» навсегда.
На время, превышающее срок жизни нашего поколения, во всяком случае, война будет определяющим фактором. Разумеется, речь не только и, возможно, даже не столько о боевых действиях на Украине. Речь о глобальном вооружённом противостоянии с объединенным Западом.
Понимание, что это надолго, должно стать определяющим основанием буквально для всего. Для внутренней политики, политики социальной, для сферы образования, здравоохранения и экономики.
«Россия сосредотачивается», чтобы достичь победы.
В таком раскладе как воздух необходимы три вещи.
- Государственная идеология как основа мобилизации общества и его устройства в соответствии с военными потребностями. Идеология, которая будет каждую минуту стучаться в двери восприятия каждого человека. Просто ежеминутно напоминать ему: идет война народная. Стоит ослабить усилия, враг победит и ты, имярек, погибнешь вместе со своими детьми. Или, того хуже, станешь жить без Родины, под пятой врага.
- Собственно мобилизация, переустройство жизни общества в соответствии с высшими ценностями (см. выше). Сначала всё для фронта и всё для победы, потом всё остальное. Причём криков «Даёшь мобилизацию!» совершенно недостаточно. Нужны действия.
- Система образования/воспитания, устроенная исключительно для того, чтобы готовить молодых людей умирать за Родину. Там, где Родина прикажет. У станка, в действующей армии, на Крайнем Севере или на дальнем юге.
Проблема в том, что если зампред Совбеза прав, то приходится признать: прямо сегодня к «новым условиям жизни» не готовы «примерно все». И обыватели, и элиты. И правительство, и бизнес. «Примерно все» полагают или надеются, что вот-вот война как-то «рассосётся». Будет найдено решение, благодаря которому мы узнаем, что победили, и станем жить как раньше, добра наживать.
В крайнем случае рассчитывают на «нормализацию войны» – да, фронт дымится, но на западном фронте без перемен, а мы тут в тылу, вспоминая героев, будем-таки добра наживать.
Медведев в своём удивительном статусе человека, который говорит то, что другие боятся подумать, обращает наше внимание: не будет ни скорого замирения с противником, ни даже рутинизации. Будет эскалация и десятилетия противостояния.
Что с того
Сейчас много говорят о том, что кто-то когда-то при начале СВО рассчитывал на «маленькую победоносную войну» и от этого, дескать, все сложности, «жесты доброй воли», отступления и снарядный голод. Разговоры эти следует признать праздными и тщетными. Если и были допущены ошибки, мы уже имеем дело с их последствиями. Нужно думать, как жить дальше, как победить не в идеальной, а в реальной ситуации. Реальность же такова, что нужно признать перспективу долгого противостояния с сильным противником. Который сдаваться не готов и о компромиссах пока не заговаривает. Уже на этой неделе о том, что «заморозки конфликта» не будет, почти одновременно сказали лидеры стран НАТО и пресс-секретарь президента России. Из этого и следует исходить. Путь к победе будет долгим.