Фото: REUTERS/Carlo Allegri
Тектонические изменения происходят в отношениях между гражданами и властями Соединенных Штатов Америки. Доверие американских избирателей к государственным институтам упало до предельно низкого уровня. Каковы причины происходящего и почему это угрожает самому существованию американского государства в его нынешнем состоянии?Президент, Конгресс и Верховный суд Соединенных Штатов Америки – краеугольные камни американского государства. Три высших института федеральной власти страны, давно ставшие олицетворением Pax Americana для остального мира. Вне зависимости от положительного или отрицательного отношения к США, имя очередного действующего президента страны знают практически все жители земного шара. Подавляющее большинство из них знают и о существовании Конгресса США. А Верховный суд Штатов, благодаря своим недавним решениям по абортам и оружию и последовавшим за ними протестам, стал мелькать в международных СМИ с завидной частотой.
Восприятие американских государственных институтов на международном уровне напрямую связано с вектором американской внешней политики. Уже традиционно, на протяжении нескольких десятилетий, основным направлением ее развития является удержание статуса или образа США как единственной мировой сверхдержавы, что вызывает вполне определенную реакцию у руководителей и граждан значительной части зарубежных стран.
При этом деятельность американских государственных и общественных институтов по внутриполитической повестке все больше напоминает хаотическое движение, не имеющее четко обозначенного вектора и достижимых целей. Противоречивые решения федеральных органов власти, раскол в гражданском обществе и партийных кругах, необъяснимое вне медицинских терминов поведение президента страны вызвали не только один из крупнейших экономических кризисов за последние десятилетия, но и обрушение рейтинга общественного доверия к власти.
Последнее исследование американского Института общественного мнения Гэллапа (Gallup), проводившееся с 1 по 20 июня 2022 года, продемонстрировало стремительное падение уровня доверия американцев к исследуемым институтам. Усредненный показатель общественного доверия и положительного отношения к ним составил всего 27% от общего числа опрошенных. Эта цифра стала самой низкой за последние 43 года.
Показательным является тот факт, что уровень доверия снизился в отношении всех перечисленных в опроснике исследования институтов. И если незначительное снижение рейтинга в отношении лидеров списка – малого бизнеса (68% / -2% по сравнению с прошлым годом), вооруженных сил (64% / -5%) и полиции (45% / -6%) – не является критичным, то цифры в отношении института президентства США говорят сами за себя. По сравнению с 2021 годом президент потерял 15% доверяющих ему граждан, и в настоящее время его поддерживают всего 23% жителей страны. Лишь на одну строку в рейтинге исследования президента опережает Верховный суд США (25% / -11%), а Конгресс замыкает список с рекордными 7% уровня доверия (-5%).
Вверху списка не только малый бизнес, армия и полиция. Граждане США, вне зависимости от политических предпочтений и взглядов, цвета кожи или расы, доверяют федеральным институтам власти куда меньше, чем системе здравоохранения, церкви, школам, профсоюзам, технологическим компаниям и банкам.
Институт Гэллапа занялся измерением уровня доверия к американским институтам еще в 1973 году, а с 1993 года проводит подобные исследования ежегодно. Доверие американцев ко всем своим институтам падало на протяжении большей части последних 15 лет, но в этом году оно рухнуло до рекордного минимума. Большинство институтов, отслеживаемых Гэллапом, находятся на исторических минимумах, а усредненный показатель доверия к ним сейчас на четыре пункта ниже предыдущего минимального показателя.
Однако является ли результат исследования чем-то неожиданным и нехарактерным для американского общества? Если заняться рассмотрением аналогичных исследований прошлого года, пяти- и десятилетней давности, можно обнаружить, что тенденция на снижение уровня доверия к ключевым институтам власти прослеживалась и тогда.
Военные – единственный институт, помимо малого бизнеса, которому большинство американцев выражают доверие постоянно, даже когда США активно участвуют в зарубежных военных операциях. Рейтинг института армии после окончания войны в Персидском заливе – 1991 составлял 85%, а в период вторжения в Ирак в 2003 году держался на уровне 82%, а среднее его значение за все годы исследований составляет 65% (+/- 5%).
Доверие к полиции, составляющее 45%, также является важным показателем кризиса доверия в обществе – оно упало только во второй раз за весь период проведения опросов. Причем первое падение было зафиксировано в 2020 году, через несколько недель после смерти Джорджа Флойда.
Опрос-2022 отмечает новые минимумы доверия ко всем трем ветвям федерального правительства, а пять других крупных институтов находятся на самых низких отметках, по крайней мере за три десятилетия измерений, включая церковь (31%), СМИ (16%), систему уголовного правосудия (14%) и крупный бизнес (14%). На этом фоне завидное постоянство демонстрирует американский Конгресс, традиционно занимающий неизменное последнее место на протяжении всех последних лет.
Доверие к основным институтам федерального правительства находится на крайне низком уровне в период, когда Америку сотрясают высокая инфляция, рекордные цены на газ, рост преступности и насилия с применением огнестрельного оружия, рост нелегальной миграции и прокси-война с Россией. Одно непосредственно связано с другим. Критическое падение доверия американцев к своим институтам, случившееся впервые не вчера и не сегодня, говорит о том, что ошибки в их деятельности носят также не сиюминутный, а системный характер.
Соединенные Штаты Америки, на протяжении многих десятилетий твердившие миру мантры о ключевой роли демократических институтов в управлении страной, в итоге оказались заложниками собственного догматизма.
Идея о том, что само наличие института федеральной власти с внешними элементами демократии вокруг него является залогом успешной работы государственной машины, привела к тому, что Конгресс США превратился в полигон для подготовки к предвыборной схватке – 2024. Более того, в машину для «распиливания» гигантских бюджетных средств «на помощь Украине» в то время, как американские матери находятся в состоянии паники из-за отсутствия в стране достаточных запасов детского питания, а в стране объявлено ЧП из-за проблем с производством электроэнергии.
Джо Байден, глава исполнительной власти и американского государства, вместе со своим вице-президентом Камалой Харрис на сегодняшний день являются примером глубочайшего кризиса всей демократической модели США и представлений американского политического истеблишмента об окружающей реальности. Можно оставить в стороне необратимые ментальные изменения личности действующего президента и вопиющую безграмотность вице-президента. Рейтинг доверия американских граждан к обоим выражает отношение не только к самим Байдену и Харрис, но к политической системе, которая делает возможным присутствие этих людей на вершине американского политического Олимпа.
Исследование Института Гэллапа является весьма тревожным звонком для всей американской политической системы. Пикирующий рейтинг доверия американцев к власти говорит о том, что система перестает работать.
Недоверие граждан страны не будет автоматически восстановлено, как только на пост президента будет избран кандидат без явных признаков старческой деменции. Системный сбой порождает системное отношение, и в дальнейшей перспективе может привести американцев от недоверия к отрицанию, от которого один шаг – к полному демонтажу системы. Последствия этого в объятой кризисом и раздираемой расовыми, идеологическими и социальными противоречиями, напичканной оружием стране можно только представить.
Тулси Габбард (Tulsi Gabbard), в недавнем прошлом член Палаты представителей Конгресса США от Гавайев и один из наиболее острых критиков нынешнего американского мейнстрима, заявила в интервью Fox News: «Институты федерального правительства существуют для того, чтобы служить благосостоянию людей, но на данный момент делают что угодно, кроме своей основной задачи. Мы видим людей, занимающих руководящие посты, постоянный истеблишмент Вашингтона, которые, по сути, используют эти институты в своих личных или политических целях. Они лгут нам, чтобы защитить свою власть.
Неудивительно, что мы разочарованы тем, что эти люди у власти. Дело не в том, что они не могут помочь американскому народу. Дело не в том, что Конгресс не способен выполнять свою работу. Дело в том, что они предпочитают этого не делать».
Тулси Габбард, скорее всего, не знакома с известным высказыванием Владимира Ленина, сделанным им еще в 1913 году: «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для нее требуется еще, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде». Иначе бы тон ее интервью был бы значительно более тревожным.