Фото: industryviews/Shutterstock.com
Канада решила нарушить санкции против России и отремонтировать турбину для магистрального газопровода «Северный поток». Это решение связано с просьбой Берлина, который опасается энергетической катастрофы этой зимой. Однако спешить России некуда. Нужно организовать приёмную комиссию и оценить качество ремонта. Да и в целом возобновлять поставки немцам не стоит, пока они продолжают оказывать военную помощь Украине.
Перефразируя известный анекдот, вести санкционную войну с коллективным Западом – это всё равно что играть в шахматы с голубем – фигуры повалит, на доску нагадит и улетит рассказывать своим, что победил. Именно так сейчас обстоят дела вокруг магистрального газопровода NordStream. Напомним, ранее ПАО «Газпром» начал резко сокращать поставки голубого топлива, указывая на то, что в середине июня германская компания Siemens не вернула после ремонта оборудование для трубы, которое используются на точке входа – компрессорной станции «Портовая». Немцы, в свою очередь, заявили, что не виноваты: дескать, отправили на ремонт в Канаду, а те не возвращают, поскольку ввели рестрикции против Москвы. По итогу прокачка по СП сократилась за двое суток на 40%.
Германия умоляет нарушить санкции
Кабмин ФРГ сразу же начал переговоры с канадскими коллегами. Оставаться без газа зимой немцам не хочется, а подземные газовые хранилища сами себя не наполнят. Однако здесь возникал неловкий момент: вернуть с ремонта турбину означает прямо нарушить собственные санкции. Нарушив их один раз, можно нарушать в дальнейшем, ведь эффект домино никто не отменял. Видимо, Берлин очень сильно попросил.
Министр экономики и проблем климата, вице-канцлер Германии Роберт Хабек, представитель партии «Зелёные», озвучил просьбу сквозь зубы:
Если это юридический вопрос для Канады, я хочу прояснить, что я не прошу их доставить его в Россию, а доставить в Германию. С тяжёлым сердцем мы должны были просить об этом. Заполненные складские мощности в Германии важны не только для немецкого рынка, но и для европейского рынка и для безопасности поставок в Европе.
Оттава решила не подставлять своих союзников по ту сторону Атлантического океана. Теперь, по мнению германского официоза, у России нет формальных поводов для сокращения поставок. Но это специфическое видение канцлерамта. В этом мире, как выяснилось ещё в 2014 году с введением незаконных антирусских санкций, никто никому ничего не должен. А в 2022-м мы узнали, что экономическую войну можно вести абсолютно беспредельными методами, в большевистском стиле арестовывая чужие золотовалютные резервы и отжимая имущество предпринимателей и частных компаний.
Мы имеем колоссальный кризис доверия в мире. Самый болезненный удар, который нанесли санкции по всем странам без исключения, это то, что они показали, что никаких правил не существует. Вообще никаких правил. У кого кольт, тот и сильнее. Вот и всё. Вот единственное правило,
– резонно заметил на ПМЭФ-2022 первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.
Первый русский телеканал Царьград писал о том, как в правительстве Федеративной Республики прямо предлагают национализировать немецкий участок магистрального газопровода «Северный поток – 2». Невзирая ни на какие «священные» права частной собственности, правящая коалиция намеревается отрезать трубу и перенаправить её на другое направление, чтобы качать больше газа, поступающего с Запада. Как после таких действий можно в принципе договариваться с Москвой – непонятно. А договариваться нужно в первую очередь немцам, у России всё и так в норме с валютной выручкой, к тому же в среднесрочной перспективе европейский рынок полностью заменит Китай.
В Германии тем временем обостряются проблемы с энергетикой. Эксперты всерьёз говорят о риске полноценной деиндустриализации страны, если в Кремле решат закрыть вентиль трубы. Согласно статистическим выкладкам промышленной группы BDEW, в 2021 году потребление голубого топлива в Германии составило 100 миллиардов кубических метров. Всего немцы импортируют каждый год примерно 140–142 миллиарда кубов, это около 40% общеевропейского ввоза. Доля русского природного газа, по данным Министерства экономики ФРГ, составляет 55%. Берлин не раз говорил о желании снизить зависимость от нашей страны. Для этого возрождаются угольные разработки, до 2025 года планируется построить регазификационные СПГ-терминалы German LNG Terminal в Брунсбюттеле мощностью 8 миллиардов кубов в год и LNG Stade в Штаде мощностью 5–8 миллиардов (последний хотят сдать уже в следующем году). Впрочем, пока ситуация для ФРГ патовая, реальной альтернативы России нет и ещё долго не будет.
Что с того?
Особой радости новость о возврате канадцами турбин с ремонта, конечно же, не вызывает. Вернули и вернули. В нормальных странах это даже не стало бы темой для обсуждения. Если в правительстве Олафа Шольца думают, что сейчас выбили стул из-под аргументации Кремля по поводу сокращения поставок, господа министры сильно заблуждаются. Во-первых, должна пройти приёмная комиссия с обязательным участием специалистов «Газпрома». Если будут выявлены дефекты ремонта, турбина поедет назад, и канадцы будут её доделывать как следует. Во-вторых, вопрос возобновления поставок в полном объёме должен быть сопряжён с полным прекращением военных поставок для нужд бандеровской армии и отменой санкций против России. В противном случае зачем Кремлю помогать Германии? В качестве «жеста доброй воли» наполнить ПХГ к зиме? Нет уж, увольте. Не мы начинали это противостояние, но раз уж началось, держитесь крепче.