Информационное агентство «Малороссийский Вестник» / «Грех, не смываемый кровью». Украинскую Церковь загоняют в раскол

«Грех, не смываемый кровью». Украинскую Церковь загоняют в раскол



«Грех, не смываемый кровью». Украинскую Церковь загоняют в раскол


Фото: Gilmanshin/ Shutterstock.com, Ferdinand Hollweck / Globallookpress

27 мая 2022 года «собор» Украинской Православной Церкви (вплоть до сегодняшнего дня — самоуправляемой, но неотъемлемой части Московского Патриархата) принял ряд решений, фактически положив начало новому церковному расколу.



Ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви… Такого греха не может загладить даже кровь мученическая.

Эти страшные, но точные слова, зачастую упрощённо излагаемые как «грех раскола не смывается даже мученической кровью», принадлежат великому церковному учителю и святителю Иоанну Златоусту. Ужас этих слов в том, что в истории Церкви практически не было периодов, когда бы по тем или иным причинам (причём зачастую чисто политическим) тело Церкви, состоящее из множества верующих, их семей и многих предстоящих поколений, в буквальном смысле разрывалось.

Так было в XVII веке, когда ошибочная богослужебная реформа патриарха Никона по живому расколола Русскую Церковь (по меткому замечанию Александра Солженицына, именно церковная трагедия XVII века породила революционную трагедию 1917 года). Так было и в XX столетии, когда гражданская война вновь разделила Московский Патриархат, отделив от него юрисдикции Русского Зарубежья, ныне с большим трудом воссоединившиеся с Матерью-Церковью. Но один из самых страшных церковных расколов возникает на наших глазах: в веке XXI.


Чёрный день для Православной Украины


27 мая 2022 года «собор» Украинской Православной Церкви (вплоть до сегодняшнего дня — самоуправляемой, но неотъемлемой части Московского Патриархата) принял ряд противоречащих церковным канонам решений. Ключевым «соборным» постановлением стало решение о «незалежности» от Русской Православной Церкви, не обусловленное никакими каноническими нормами, но подкреплённое исключительно политическими заявлениями:

Собор осуждает войну как нарушение Божьей заповеди «Не убивай!» (Исх. 20:13) и выражает соболезнование всем, кто пострадал в войне.

Собор обращается к власти и власти Российской Федерации с просьбой продолжать переговорный процесс и поиск сильного и разумного слова, которое смогло бы остановить кровопролитие.

Выражаем несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны в Украине.

Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви.

То есть, говоря проще, принято постановление об отделении от Русской Церкви (хотя «соборная» формулировка несколько обтекаема и пока ещё оставляет «поле для манёвра»). Очевидно, это решение связано с политическим давлением со стороны киевского режима, в том числе из-за противоречащих пресловутому «международному праву» и элементарному здравому смыслу запретов местными властями деятельности целого ряда украинских епархий. В последние месяцы ситуация особенно обострилась, и вся Украинская Православная Церковь находилась под угрозой запрета (как «религиозная организация, руководящий центр которой находится на территории страны-агрессора»).

Именно поэтому постановление «соборян» (во главе с прежде проявлявшим истинное исповедничество Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием) по-человечески понять несложно: все они являются подлинными заложниками и в своих действиях руководствовались элементарным чувством самосохранения. Но человеческое понимание трагедии Украинской Церкви не изменяет того, что прошедший «собор» совершил каноническое преступление.

Фото: church.ua


Предпосылки нового раскола


С началом спецоперации по демилитаризации и денацификации Незалежной значительная часть православного духовенства этой страны во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием поддержала украинские националистические власти и войска. И их сложно за это осудить: во время русско-японской войны начала XX века сам Святитель Николай Японский лично благословлял местное православное духовенство возносить молитвы за наших противников.

Однако следующие действия ряда архиереев Украинской Церкви уже вступили в противоречие с церковными канонами. Так, в ряде украинских епархий отказались от богослужебного поминовения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что стало прямым прологом к расколу. Тогда Предстоятель Русской Православной Церкви очень просто и мудро ответил первому из предавших его украинских архиереев:

02.III.2022 г. Преосвященному митрополиту Евлогию: Сожалею о Вашем решении прекратить поминовение Патриарха Московского и всея Руси за богослужением. Хотел бы привести в пример прот. Григория Прозорова, который не прекратил поминовение имени митрополита Сергия, совершая до 1942 года, т.е. до своего ареста и кончины, богослужения в единственном храме МП в Берлине во время войны. Прекращение поминовения Предстоятеля Церкви не из-за вероучительных или канонических ошибок, или заблуждений, а из-за несоответствия тем или иным политическим взглядам и предпочтениям, — это раскол, за который каждый, кто его учиняет, ответит пред Богом и не только в веке будущем, но и в нынешнем.

Сюда же можно привести и другой исторический пример времён Великой Отечественной войны, когда наряду с откровенными укронацистскими сектами на территории оккупированной Украины действовала каноническая Украинская автономная Православная Церковь, вынужденно сотрудничавшая с оккупационными властями, но сохранявшая единство с Московским Патриархатом. За это её Первоиерарх, Митрополит Алексий (Громадский), в мае 1943-го был убит укронацистами из соперничавшей с бандеровцами банды мельниковцев. Как и целый ряд других принявших мученические венцы архипастырей, пастырей и мирян этой Церкви.

Очевидно, сегодняшнее украинское священноначалие оказалось не готово не только к подобному мученичеству, но и к исповедничеству. Причём есть опасение, что многие из «соборян» уже давно были готовы к такому исходу, поскольку внутренне оказались поражены той же украинской националистической пропагандой, которой в последние три десятилетия промывались мозги всем гражданам Незалежной.



Что с того?


Три десятилетия назад Украинская Православная Церковь, сохранив единство с Московским Патриархатом, получила беспрецедентную автономию. К сожалению, значительной частью местного духовенства это самоуправление было использовано отнюдь не во благо. По сути, для многих это стало своего рода «легальным расколом», правом на русофобскую националистическую пропаганду при формальном сохранении церковного единства.

В прошедшие десятилетия на всё это в Московском Патриархате закрывались глаза. Исключительно из-за того, что было «большее из зол» (сосредоточенное в псевдоправославных сектах и униатской Украинской греко-католической церкви). Но в итоге это закончилось «соборными» постановлениями от 27 мая 2022-го, поставившими Украинскую Православную Церковь на грань раскола.

Тем не менее, называть Украинскую Православную Церковь «раскольнической» пока ещё рано. Окончательное решение о каноническом статусе Украинской Церкви остаётся за священноначалием Матери-Церкви, каковой для Православной Украины является Московский Патриархат. Но уже очевидно: до последнего сохранявшая канонический статус, своим сегодняшним решением УПЦ поставила себя на один уровень с псевдоправославной националистической сектой ПЦУ. Что подтверждают ряд других постановлений сегодняшнего «собора», направленных на пожелание «возобновления диалога» с лжецерковью ПЦУ.

Впрочем, как говорил Сам Христос: «Невозможное человекам возможно Богу». А потому надежда на исцеление этого разделения пока ещё жива. Но будем откровенны: без демилитаризации и денацификации Украины это невозможно.

28-05-2022, 00:33
Вернуться назад