На фото: начальник штаба Южного военного округа генерал-полковник Сергей Кузовлев (Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)
Причина давно очевидна всему миру: мы долгие годы готовились совершенно не к тем сражениям, которые теперь вынуждены вести
Агентство РБК со ссылкой на источник, «близкий к Минобороны», сообщило, что с должностей сняты сразу два командующих войсками военных округов Вооруженных сил РФ — Западного и Южного.
По этой информации на первый округ вместо генерал-полковника
Сергея Кузовлева назначен генерал-лейтенант
Евгений Никифоров. А сам Кузовлев перемещен в кресло командующего войсками Южного военного округа, которое с сентября 2016 года занимал генерал армии
Александр Дворников.
Сами по себе даже столь значительные для нашей армии кадровые перестановки на ключевых для нее должностях, возможно, не стоило бы и отмечать. Мол, в Вооруженных силах дело обычное. Подолгу в своих кабинетах даже самые заслуженные генералы редко засиживаются.
Но дело в том, что очень похоже: на сей раз перед нами очередное свидетельство крайнего недовольства Кремля (а только на таком уровне и принимаются подобные решения) тем, как и куда заходит российская спецоперация на Украине. Возможно даже — свидетельство ярости верховной власти при виде того, что именно там происходит.
Потому что вот вам факт в подтверждение этой мысли: из тех командующих военными округами, с которыми мы 24 февраля 2022 года вводили войска в соседнюю страну, к сегодняшнему дню в прежнем качестве не уцелел не один. Менее, чем за год — НИ ОДИН! Это же кадровый разгром!
Причем, массовый генеральский «звездопад» совершенно неслучайно, уверен, начался именно в сентябре. Как раз после наших серьезных неудач на полях сражений в Харьковской области. В результате которых, напомню, были отданы в лапы ВСУ и СБУ незадолго до этого освобожденные нами города Изюм, Балаклея и Купянск.
Тогда, в сентябре, президентом страны
Владимиром Путиным по представлению министра обороны генерала армии
Сергея Шойгу был освобожден от должности генерал-полковник
Александр Журавлев, командующий войсками Западного военного округа, части и соединения которого составляли основу группировки российских войск на том направлении. Вместо него ключевой для страны округ, на территории которого дислоцированы до 40 процентов частей и соединений Сухопутных войск ВС РФ, по сообщению того же РБК с 28 сентября возглавил генерал-лейтенант
Роман Бердников.Но, как вскоре выяснилось, ненадолго. Лишь до 13 декабря 2022 года. Затем, как уже сказано выше, без публичного объяснения причин всего на какой-то месяц с небольшим он был сменен на Сергея Кузовлева. А теперь с почти метеоритной скоростью — уже на генерал-лейтенанта Евгения Никифорова.
Одновременно не менее удивительная кадровая чехарда Министерством обороны затеяна и на Дальнем Востоке. Там еще летом, 6 июля 2022 года, сначала был освобожден от обязанностей командующего войсками Восточного военного округа генерал-полковник
Александр Чайко. Его сменил было генерал-полковник
Геннадий Жидко. Но, как выяснило издание РБК по базе Единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ), тоже на диво ненадолго. Всего до 5 октября. Именно в этот день «на самых дальних наших берегах» войска, значительная часть которых тоже дерется сейчас за Украину, возглавил генерал-лейтенант
Рустам Мурадов. Чего, впрочем, как и другие подобные перестановки в Минобороны предпочли никак комментировать и не объяснять. На как бы застывшем официальном сайте военного ведомства во главе ВВО по-прежнему значится все тот же генерал Чайко.
Зато про карьерный рост земляка с большой радостью рассказал РБК глава Дагестана
Сергей Меликов. Как пишет издание, «Меликов назвал это решение „верным“, отметив, что военное образование и боевой опыт, полученный в Чечне и Сирии, помогут Мурадову „блестяще справиться“ с задачами. Меликов охарактеризовал генерала как „лидера, стратега и мужественного бойца“, который „принимает правильные решения“ и идет в атаку первым».
Таким образом, командующие военными округами у нас после начала спецоперации стали меняться как пассажиры в переполненном троллейбусе в часы «пик».
Стоит отметить и последовавшую 10 августа отставку командующего Черноморским флотом адмирала
Игоря Осипова. То есть — руководителя единственного нашего целиком участвующего в спецоперации на Украине объединения ВМФ РФ (от остальных флотов в зоне боевых действий главным образом представлена лишь их морская пехота).
Так вот, совершенно определенно Осипов был вынужден оставить свой пост после ряда крупных боевых неудач на Черном море. Самыми заметными из которых стали гибель в районе острова Змеиный 14 апреля 2022 года от вражеской противокорабельной крылатой ракеты флотского флагмана — гвардейского ракетного крейсера «Москва». А также поражение врагом значительного числа самых совершенных флотских многоцелевых истребителей Су-30СМ на аэродроме Новонефедовка в Крыму, последовавшее 9 августа.
Требуются ли еще какие-то доказательства самой непосредственной связи между этими событиями, если как раз на другой день после справедливо возмутившего Москву и на редкость успешного украинского удара по аэродрому адмирал Осипов и вынужден был забирать собственные пожитки из служебного кабинета на самой вершине лучшего городского холма Севастополя?
Тут, если разобраться, много кого еще стоит вспомнить в этом крайне тяжелом для России и каждого из нас контексте. Допустим, бывшего заместителя министра обороны РФ по материально-техническому обеспечению генерала армии
Дмитрия Булгакова, «в связи с переходом на другую работу» сдавшего свой пост генерал-полковнику
Михаилу Мизинцеву 24 сентября 2022 года. То есть — ровно через три дня после того, как в стране была объявлена частичная мобилизация и она сразу же пошла буквально через пень-колоду. По причине неготовности к срочному приему тысяч новых солдат и офицеров со стороны военкоматов, полигонов, казарменных городков, вещевых, продовольственных, оружейных складов и т. д.
Это ж точно про итоги многолетней и многотрудной деятельности генерала Булгакова на одном из ключевых для армии и флота постов 17 октября заявлял
Андрей Картаполов, председатель комитета Государственной Думы по обороне, генерал-полковник: «Деньги на тыл выделялись. Мы когда обсуждали бюджет в прошлом году, я спросил представителя Минобороны (
как раз генерала армии Булгакова, кого же еще на столь высоком уровне? — „СП“): „Бюджет обеспечивает все ваши потребности?“ Ответ: „Да!“. Теперь возникают вопросы. Должна работать военная прокуратура. Должны быть названы ответственные за это».
Поэтому какой там может быть «переход на другую работу», товарищ генерал армии?
О причинах, по которым оказались «задвинуты» куда подальше после не слишком бравого начала спецоперации военачальники рангом пониже, нам в оборонном ведомстве тем более ничего внятного не расскажут. Поэтому остается только догадываться, почему и для чего в июне 2022-го в роли командующего Воздушно-Десантными войсками РФ генерал-полковник
Андрей Сердюков был сменен на генерал-полковника
Михаила Теплинского? И отчего на днях в «околоминобороновском» экспертном сообществе принялись гулять упорные слухи, будто теперь, якобы после крупного конфликта Теплинского с недавно возглавившим спецоперацию генералом армии
Валерием Герасимовым, неминуемая отставка грозит и этому с лета командующему «голубых беретов»? Как утверждают — на редкость популярному и уважаемому среди своих геройских подчиненных.
Можно вспомнить так никем в России не опровергнутые сведения, распространенные в минувшем мае британской разведкой: якобы за неудачу под Харьковом лишен своей должности командующий единственной в России 1-й гвардейской танковой армией генерал-лейтенант
Сергей Кисель.
На сайте Минобороны, правда, этот генерал, как и раньше, значится на фото в парадной форме во главе самого могучего нашего ударного «кулака». Но, если судить по приведенной выше в этом материале истории на том же сайте с командующими ВВО, такие данные сегодня в Минобороны никакого доверия не заслуживают. А объяснять всю эту странную кадровую чехарду последних месяцев в Вооруженных силах стоит только так: из чувства самосохранения в целях маскировки кому-то чрезвычайно хочется погуще забросать происходящее хотя бы ветками.
Чтобы у общества возникало как можно меньше вопросов о ходе спецоперации? И еще о том, кто же именно привел нашу армию к не слишком пока радостным итогам боевой работы на Украине? Неужто хотя и заслуженные генералы, но, если разобраться, — всего лишь «стрелочники»? Даже если прежде и командовали целыми военными округами.
Сугубо личное наблюдение: почти все перечисленные мною полководцы задолго до Украины или непосредственно перед нею прошли через ожесточенные бои в Сирии. Почти все совершенно заслуженно стали в них Героями России.
Так может быть российские военачальники (а если разобраться — и вся страна!) просто все последние годы упорно готовились к какой-то другой битве? А теперь слишком кроваво страна расплачивается за прежние стратегические и политические иллюзии?
Впрочем, это тоже уровень вовсе не командующих войсками военных округов и флотов. Тех, кто сидит повыше них. Но в отставку даже не собирается.