Фото: AP/TASS
Москве и Тегерану надо забыть обиды и поскорее избавиться от стереотипов
Беда России — дипломаты, зациклившиеся на стереотипах холодной войны и горбачёвской перестройки. Пора бы им вспомнить сэра
Уильяма Черчилля, сказавшего 22 июня 1941 года: «Если бы Гитлер вторгся в ад, я бы вступил в союз с Сатаной». Кстати, в мае 1945 года по указанию Черчилля Англия вступила в союз с германским командованием на острове Крит, и они вместе воевали против греческих партизан. А в конце 1945 — 1946 годах англичане вместе с японцами воевали против повстанцев в Индокитае и Индонезии.
Возьмём, к примеру, стереотип холодной войны — нераспространение ядерного оружия. В 1970—1980-х годах установилось равновесие между СССР и Варшавским пактом с одной стороны, и США и НАТО — с другой.
При таком соотношении сил была заключена серия договоров, в том числе о ракетах средней и меньшей дальности, противоракетной обороне и нераспространении ядерного оружия. Эти договоры позволили СССР и США вести конфронтацию в рамках, снижающих до минимума риск начала термоядерной войны.
Но вот распались и СССР, и Варшавский пакт. Военная мощь Российской Федерации в области обычных вооружений уменьшилась на порядок по сравнению с СССР. США вышли из Договоров по ракетам средней и меньшей дальности и противоракетной обороне. А вот Договор о нераспространении ядерного оружия просто спровоцировал Белый дом к установлению гегемонии во всём мире. Обратим внимание, что США после 1991 года не менее 30 раз бомбили неядерные государства, но держат руки по швам даже с маленькой нищей Северной Кореей, обладающей несколькими десятками ядерных боеголовок. Зато США и НАТО разгромили хорошо вооружённые и многочисленные армии Ирака и Ливии, не располагавшие ядерным оружием.
После 1991 года Договор о нераспространении стал невыгоден России. Тем не менее дело дошло до того, что Россия несколько раз голосовала в Совбезе ООН за введение жёстких санкций против Ирана, поводом для которых стали предполагаемые попытки Ирана создать ядерное оружие. Мало того, Россия разорвала уже заключённые контракты на поставку вооружений в Иран.
Боязнь оказаться без поставок зарубежного оружия заставляет Иран не сжигать мосты в отношениях с Украиной. В частности, Тегеран до сих пор не признаёт воссоединение Крыма с Россией. Но не стоит забывать, что в трудное для Ирана время Киев поставил ему танки Т-72, самолёты Ан-74, ЗРК дальнего действия С-200, а главное, стратегические крылатые ракеты Х-55, запускаемые с бомбардировщиков Ту-95.
Для начала XXI века ракеты Х-55 были шедевром. Они летели в режиме огибания местности на дальность 2500−3500 км на высоте всего 40−110 метров и несли боевую часть весом 410 кг. В СССР Х-55 снабжались спецзарядами мощностью около 0,5 мегатонн. У Тегерана не было своих тяжёлых бомбардировщиков, но иранские инженеры придали ракете твердотопливный стартовый ускоритель и создали мобильные сухопутные ракеты «Сумар».
Сейчас, когда фактически идёт война России с НАТО, пусть пока только в форме СВО на территории Украины, любое событие в мире надо рассматривать исключительно с точки зрения влияния его на спецоперацию. Вполне очевидно, что появление ядерного оружия у Ирана нанесёт серьёзнейший удар по США и НАТО.
Сейчас пора российскому МИДу честно признать грубой ошибкой участие РФ в санкциях против Ирана. Столь же решительно следует осудить оккупацию Северной Персии Россией в 1907—1917 годах. Это вина
Николая II и его министров, а русскому народу нечего было делить с персиянами.
13 ноября 1909 года в газете «Социал-демократ» Ленин писал: «Свободная Персия собственными усилиями дала отпор царизму». В ноябре 1917 года советское правительство денонсировало русско-английский договор 1907 года о разделе Персии.
В конфликтах между СССР и Ираном в 1941—1991 годах виноваты обе стороны. И о них стоит сейчас забыть, благо, давно не существуют ни СССР, ни шахский режим в Иране. Сейчас главная цель России и Ирана — противодействовать США и НАТО любыми средствами.
К 2023 году США буквально окружили Иран цепью своих баз. Правда, пока не удалось создать американских баз на Каспии, но переговоры о создании баз на побережье Азербайджана ведутся с его правительством с 1996 года. А с 2015 года Вашингтон уговаривает руководство Казахстана создать американские авиационную и морскую базы в порту Актау на Каспийской море.
Сейчас в странах Персидского залива Пентагон содержит не менее 40 тысяч военнослужащих. Ещё 5 тысяч американских солдат находятся в Ираке, 3 тысячи — в Иордании и 1 тысяча — в Сирии.
В июле 1995 года специально для нападения на Иран США воссоздали 5-й флот, главной базой которого стал порт Манама (Бахрейн) в Персидском заливе. У берегов Ирана, в том числе в Персидском заливе, последние 10 лет постоянно дежурят два-три американских ударных авианосца, две-три атомных подводных лодки с крылатыми ракетами и не менее дюжины крейсеров и эсминцев — носителей ракет «Томагавк».
США регулярно грозят Ирану массированными авиационными и ракетными ударами. Последний раз американцы грозились в октябре 2022 года разбомбить иранские заводы, где производятся дроны, которые якобы поставляются в Россию. Ну а 3 ноября 2022 года президент
Байден заявил о намерении «освободить Иран».
Неужели вышесказанного недостаточно для заключения военного союза Ирана с РФ? Должен ли он официально оформляться или быть де-факто — дело десятое, пусть дипломаты головы ломают.
Да, у России и Ирана есть политические и экономические противоречия в Сирии. Но они легко преодолимы при наличии доброй воли обеих сторон.
Наибольшая трудность для дипломатов РФ — помирить или, по крайней мере, добиться перемирия между Саудовской Аравией и Ираном. Этому могут способствовать, с одной стороны, недовольство руководства Саудовской Аравии политикой США, а с другой — при справедливом разделе сфер влияния на Ближнем Востоке обе стороны получат достаточно много и, говоря по-русски, «переваривать добычу» им придётся много лет. Так что, по мнению автора, мир, пусть даже худой, между саудитами и иранцами вполне возможен. Главное, чтобы обе стороны знали меру своим претензиям.
Ну, а как отнесётся Саудовская Аравия к появлению у Ирана ядерного оружия? Сейчас — резко отрицательно. Но если Россия пообещает продать обеим сторонам одинаковое количество спецзарядов, ситуация кардинально изменится.
Тут есть два варианта. Россия может денонсировать договор о нераспространении ядерного оружия и открыто поставлять спецзаряды Ирану и Саудовской Аравии.
Второй вариант — пойти по американскому пути. США в начале 1960-х годов передали ядерное оружие под «двойной контроль» ФРГ, Италии, Бельгии и другим членам НАТО. Причём детали «двойного контроля» за 60 лет США не удосужились придать гласности. СССР, а затем РФ молчали в тряпочку, видя подобные издевательства над Договором о нераспространении ядерного оружия.
Если Россия будет действовать по второму варианту и передаст под «двойной контроль» спецбоеприпасы Белоруссии, Ирану и Саудовской Аравии, то у американцев будет единственный аргумент — «Что позволено Юпитеру, не позволено Быку».
В декабре 2022 года советник президента Байдена
Джон Кирби заявил, что иранские пилоты уже обучаются на самолётах Су-35, которые Иран может получить в 2023 году.
А почему бы к Су-35 не добавить ЗРК С-400, противокорабельные комплексы «Бастион» и ряд не менее интересных изделий? А заодно почему бы при учёбе пилотов на Су-35 не обучить их действию со спецзарядами? Авось, пригодится!