Фото: Anna Anisimova/Shutterstock.com
«Мир, основанный на правилах». Ни одно программное выступление западного политика не обходится сегодня без этого термина, запущенного в оборот свыше десяти лет назад. И никто не задумывается, почему международное право заменили какие-то неведомые «правила»? Что эта «мантра» в реальности означает и какие правила нужны России?
Удивительный термин, не правда ли? Его все повторяют на Западе, как попугаи, на все лады, однако ни в Уставе ООН, ни в других универсальных международных конвенциях его нет. Им не оперирует ни Международный суд ООН, ни Комиссия международного права ООН. Никто из западных деятелей даже не удосужился объяснить, как «порядок, основанный на правилах» соотносится с общепризнанным термином «международно-правовой порядок»?
Какие вообще «правила» подразумевает этот термин? Чьи они, кто их создал, какова их природа? Имеют ли они отношение к нормам национального права, и если да, то какого именно государства, уж не США ли, распространивших явочным порядком свои законы на весь мир? А если всё-таки имеются в виду нормы международного права, то почему это никак не отражено в самом термине? А ведь так нельзя. При отсутствии общего понимания содержания данного термина он получает слишком широкое распространение, при котором каждый может придать ему различный смысл.
Путин обрисовал
Эти вопросы, естественно, задаются в России. Президент Владимир Путин, выступая в Кремле на церемонии принятия в состав страны четырёх новых регионов, возмутился:
Только и слышим со всех сторон: «Запад отстаивает порядок, основанный на правилах». Откуда они взялись, кто вообще видел эти правила? Кто согласовывал? Послушайте, это просто бред какой-то… На дураков рассчитано.
И сделал вывод:
Россия – великая тысячелетняя держава, страна-цивилизация, и по таким подтасованным, фальшивым правилам жить не будет». Поскольку всё это, констатировал президент, «сплошные обман, двойные или уже тройные стандарты.
Действительно, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. США можно и на другом конце земного шара атомное оружие применить, и войска послать, куда захочется, развалить то или иное суверенное государство, а потом ещё и отобрать у создавшего его народа, сербов, например, исторический край – Косово и признать его «со товарищи» отдельным государством. Про организацию сотен госпереворотов по всему миру, включая Украину, я даже не говорю. А России, к примеру, ничего такого нельзя. А то ярлык «страны-террориста» приклеим! Даже если речь идёт о воссоединении наших исторических земель, где живут русские…
В своём выступлении на пленарном заседании клуба «Валдай» Путин обратил внимание на «деградацию мировых институтов» и «размывание принципов коллективной безопасности, с подменой международного права так называемыми правилами», кем-то придуманными, непонятно на чём основанными и что в себе содержащими. А потом раскрыл очевидное:
Судя по всему, есть только попытка утвердить одно правило – чтобы власти предержащие, я говорю о глобальной власти, имели возможность жить вообще без всяких правил и всё им было бы позволено, всё бы сходило с рук, что бы они ни делали.
Лавров уточнил
Глава МИД России Сергей Лавров уточнил содержание и генезис данного термина. В видеообращении к участникам V Глобального форума молодых дипломатов в Казани он указал на его «неоколониальный» и «расистский» характер. Поскольку, по его словам, этот «порядок» предполагает «деление мира на группу исключительных, априори обладающих индульгенцией на любые действия, и остальные страны, обязанные следовать в фарватере «золотого миллиарда» и обслуживать его интересы».
А в своей лекции в МГИМО Лавров дополнил картину:
Много лет назад, лет десять, наши западные коллеги стали вместо термина «международное право», к выполнению которого всегда призывали все годы существования ООН, вместо призывов выполнять международное право стали требовать от всех выполнять миропорядок, основанный на правилах, уважать миропорядок, основанный на правилах, эти самые правила соблюдать. Правила никто никому не предъявляет, потому что их нет.
Так как, отметил русский министр, для каждого конкретного случая правила «пишутся в узком кругу западных стран, которые потом выдают за истину в последней инстанции и требуют от всех эти правила выполнять».
На ситуативный, мало того, криминальный характер западных «правил» Лавров указал в своей статье, появившейся одновременно в «Ъ» и журнале «Россия в глобальной политике».
Прелесть» западных «правил» именно в отсутствии конкретики: как только кто-то поступает вопреки воле Запада, тот мгновенно голословно заявляет о «нарушении правил» (предъявлять факты не станет) и объявляет о своём праве «наказывать» нарушителя,
– указал Лавров. И добавил:
То есть чем меньше конкретики, тем больше развязаны руки для произвола – в интересах сдерживания конкурентов нечистоплотными методами. В России «лихих» 1990-х это называлось «действовать по понятиям…
Делаем выводы
Таким образом, термин «мир, основанный на правилах» полностью противоречит международному праву, которое Запад начал упразднять после американской глобально-технологической провокации 11 сентября. «Правила» это то, что нужно Западу в данный момент.
Это понятие – показатель растущей слабости, а не силы Запада, поскольку он уже не надеется управлять всем миром, не верит в однополярность, реализуемую в рамках формальностей международного права или его одноразовых нарушений. А потому и ставит перед всеми странами вопрос ребром: вы живёте и действуете по нашим указаниям и приказам – или становитесь «изгоями», «неприкасаемыми», которых мы игнорируем, презираем, травим, открыто «гнобим».
По факту гегемония Запада сокращается, число стран-«изгоев» постоянно растёт. Это уже не только Северная Корея с Ираном и какая-нибудь Эритрея. В их число уже практически угодила Россия, следующий на очереди – Китай. Даже в Европе есть несколько кандидатов на этот статус (Венгрия, Польша). Поэтому «мир, основанный на правилах» это, собственно, усечённый Запад – метрополии со своими колониями нового типа.
Поскольку России в их числе теперь точно не будет, её сделают «большим Ираном «, а Китай – после тайваньской операции – «большой Россией» (китайцев, не считая 40 миллионов хуацяо, минимум в десять раз больше нас). То есть это не мы «отгораживаемся» от Запада новым железным занавесом, как нас пытаются уверить нечистоплотные западные пропагандисты и их местные подпевалы, а он от нас.
Что делать?
Единственный шанс уцелеть для стран, не принимающих западный неоколониализм, – создать свой собственный мир, где будет продолжать действовать международное право. Его зачатки уже имеются, прежде всего в виде БРИКС и ШОС. В этом мире должны быть свои, старые «правила», базирующиеся на упразднённом на Западе международном праве, и вообще всё своё: независимые от ФРС США валюты, промышленность, наука, информационная сфера, культура, спорт. Трудно сказать, удастся ли сохранить ООН, которой придётся в любом случае адаптироваться к новым условиям, и что будет с так называемым третьим миром, ключевую роль в судьбе которого сыграет Индия.
Если Западу удастся перетянуть её на свою сторону в противостоянии с Китаем и Россией, в чём я сомневаюсь, его не станет. Поскольку «неприсоединившимся» странам придётся выбирать между двумя мирами, хотя им это невыгодно, так как они привыкли сидеть на нескольких стульях и получать от этого выгоду. Если «третий мир» в том или ином формате устоит, он может реально стать третьим полюсом. Война на Украине является катализатором глобальной трансформации.
Что с того?
Поэтому всем нам надо чётко осознать: возврата к старому не будет, на дворе новая реальность. Нам будет нужно вместе с единомышленниками строить свой новый мир, поддерживая при этом хорошие отношения с «третьем миром», если он не разбежится по первым двум. У России есть всё своё, кроме кофе, огромные ресурсы, умное, трудолюбивое население, которому нужно перестать мешать жить и трудиться и которое при этом несложно прокормить из-за относительной малочисленности.
России необходимо прекратить быть донором Запада, провести чистку элиты, остановить вымирание населения, заняться, наконец, собой – развитием собственной экономики, науки и культуры. При наличии под боком огромного Китая рынок сбыта обеспечен на столетия вперёд. Нам не нужен вообще никакой Запад, особенно такой, как сейчас, – токсичный и сатанинский.
Разумеется, переход в будущее для нас будет тяжёл: наша нехорошая традиция делать всё за счёт народа уйдёт не сразу. Однако среднесрочные и долгосрочные перспективы России блестящи. Россия – целый мир, который мы толком ещё не начинали развивать. За дело, господа-товарищи! Это же так интересно! Наступит время, когда люди будут стремиться в Россию, а не строить планы, как бы из неё сбежать. Этого блестящего будущего и хочет нас лишить алчный коллективный Запад, для которого мы все папуасы, а наши богатства — его.