Окончательно задушить печатное слово на русском языке!
16 января газеты и журналы, издающиеся на Украине на русском языке, перестанут существовать. В этот день вступает в силу статья 25 Закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», принятого Радой в 2019 году.
Все печатные СМИ могут издаваться на русском при условии, что такой же тираж одновременно будет выходить на украинском языке. Все версии должны издаваться под одинаковым названием, соответствовать друг другу по содержанию, объему и способу печати, а выпуски должны иметь одинаковую нумерацию и издаваться в один день. В издания на украинском нельзя вносить какую-либо информацию на русском языке, в том числе объявления и рекламу.
Эти требования не касаются изданий, использующих языки стран Евросоюза, крымскотатарский и английский.
Нарушителей будут штрафовать на 6,8-8,5 тыс. грн., а за повторное несоблюдение нормы в течение года – на 8,5-11,9 тыс. грн. Языковый омбудсмен (он же шпрехенфюрер) сможет это делать после 16 июля 2022 года.
Норма о двух тиражах, учитывая неподъемные цены на импортную бумагу и услуги типографий, а также тот факт, что украиноязычные версии на украинском из–за отсутствия спроса будут списываться, – смертельная удавка для прессы на русском языке. Бумажные версии исчезнут, а издания полностью уйдут в Интернет.
Основной удар будет нанесен по читателям в возрасте 50+, привыкшим к бумажным изданиям. Пострадают лишившиеся заказов типографии, малый и средний бизнес, которые размещают рекламу и объявления на русском, распространители и почта.
Декларируемая властью «защита государственного языка» – фиговый листок, поскольку субсидировать дополнительные тиражи на украинском никто не собирается. Цель этих варварских начинаний – окончательно покончить с русским печатным словом (доля печатных изданий на русском в 2018 году составляла 64,3%, в 2021-м году снизилась до 60%).
Еще в 2018 году при обсуждении языкового закона нардеп Григорий Шверк говорил, что не надо «заставлять печатать то, что станет макулатурой, а нужно обеспечить доступ к информации на украинском языке тем людям, которые этого хотят» и предлагал предоставлять читателю бесплатно
pdf-версию издания на украинском языке. Эксперт общества с ограниченной ответственностью «Информационная безопасность» Татьяна Попова предупреждала, что такие издания, как «Караван историй», Vogue, Cosmopolitan и «Отдохни» начнут ввозить контрабандой из России «на весь восток и юг».
Директор подписного агентства «АС-Медиа» Александр Дикусаров заявил, что нельзя ограничивать людей в выборе, любой может посетить книжные магазины во Франции и Германии и увидеть в них издания на всех языках мира.
«Я как распространитель не понимаю норму в 50%, National Geographic и The Economist не будут выходить на украинском», – подчеркнул он.
Председатель Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко говорит, что угрозу представляет не русский язык: на Украине газеты добивает «Укрпочта», нарушающая условия расчётов. Из–за её агрессивной политики
«украинцы перестанут читать и на украинском, и на русском языке». Это уже видно: в январе 2019 года общий подписной тираж прессы на Украине составлял 7,8 млн. экз., а в соответствующий период 2020-го снизился до 6,67 млн. экз.
После принятия Радой языкового закона Венецианская комиссия подвергла его критике и предложила привести в соответствие с европейскими нормами. Она заявила, что Киев должен добиваться баланса в языковой политике, чтобы языковая проблема не стала источником межэтнической напряженности. В частности, исключить требования одновременной публикации печатных СМИ на языке «меньшинства» (это о русских!) и на украинском языке в один и тот же день.
Однако Конституционный суд Украины признал закон о тотальной украинизации законным и объяснил:
«Русскоязычные граждане Украины не представляют социальной единицы как группа, которая имеет право на юридическую защиту». Представитель Рады в Конституционном суде Ольга Совгиря глумливо заявила, что
«тезис о дискриминации русскоязычных граждан является юридически несостоятельным».
В 2019 году Зеленский обещал пересмотреть языковой закон, заявив, что
«государство должно поддерживать развитие украинского языка путем создания стимулов и позитивных примеров, а не запретов и наказаний». Однако за 2,5 года это обещание президента было отправлено туда же, куда и все остальные.
По-настоящему жёсткий накат на русскоязычных граждан, сферу обслуживания и газеты на Украине пойдёт после 16 июля 2022 года, когда начнёт действовать административная ответственность за нарушение требований закона о государственном языке. Сотрудников кафе и ресторанов, социальной помощи, медицины, юриспруденции и др. заставили общаться с клиентами только на украинском языке еще 16 января прошлого года, но штрафные санкции временно отложили. После 16 июля 202 шпрехенфюрер Тарас Кремень получит право штрафовать за общение на русском на 3,4-11,9 тыс. грн. Он уже советует гражданам писать доносы с приложением аудио и видео.
С 16 июля обязаны перейти на государственный язык сфера культуры (художественные и развлекательные мероприятия, билеты, афиши) и Интернет (интерфейсы компьютерного программного обеспечения, сайты и профили в соцсетях).
В ноябре прошлого года фонд «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова провёл опрос, в результате которого выяснилось, что в среднем по стране 78% граждан считают своим родным языком украинский, а 18% – русский. Однако в разных частях Украины это очень по-разному, в южных областях соответственно 56% и 41%, на востоке – 59% и 34%.
Нынешний украинский режим, продолжая насильственную украинизацию, пытается полностью превратить народ в покорную толпу, выдавив из республики всех русских и русскоязычных. Если этот процесс не остановить, закончится он полным погружением Украины в политическое, экономическое и социокультурное варварство.