В последние недели на страницах российской прессы замелькало имя украинского политика Виктора Медведчука, не так давно обменянного на украинских военнопленных. Вначале он опубликовал в «Известиях» большую статью о причинах нынешнего вооружённого конфликта на Украине и о том, каким он видит её будущее после военного поражения киевского режима, а 8 февраля этот же вопрос рассмотрел на другой крупнейшей новостной площадке, на сайте РИА Новости.
Учитывая богатейший политический опыт Виктора Владимировича, на данные публикации обратили внимание очень многие. И в России, и на Украине. Судя же по содержанию обоих материалов, это следует трактовать как заявку на участие в формировании власти этой будущей Украины.
Кум
Для обывателей, не знакомых со всеми тонкостями украинского политического ландшафта, хватает только одного повода, для того чтобы считать Медведчука пророссийским политиком: кумовства с российским президентом. Да, так случилось, что Владимир Путин стал крёстным отцом дочери украинского политического тяжеловеса, родившейся в 2004 году.
Слова о политическом тяжеловесе — отнюдь не гипербола. Только на общегосударственном уровне до того времени Медведчук успел побывать заместителем спикера Верховной Рады, его первым заместителем, а потом возглавить Администрацию Президента Украины. Причём руководил ею так ярко, что украинские нацисты до сих пор ненавидят его за это, считая «кучмовского серого кардинал» ответственным за преследование разного рода фашиствующих экстремистов. Ну а поскольку наиболее влиятельные украинские СМИ всегда симпатизировали почитателям Бандеры, то демонизация Медведчука, начатая ещё накануне «оранжевого» госпереворота, не позволила ему в дальнейшем претендовать на высшие государственные посты, хотя слухи о возможном выдвижении Виктора Владимировича даже на президентский пост неоднократно вбрасывались.
Пожалуй, в этом вопросе Медведчук попал в яму, которую сам и вырыл. Дело в том, что не без его участия Леонид Кучма выстраивал «систему сдержек и противовесов», позволившую ему продержаться у власти два президентских срока. Только все эти «сдержки и противовесы» имели своеобразную «конструкцию». После массовых выступлений 1993 года, носивших экономический характер, напуганные «красной угрозой» украинские власти допустили к руководству страной олигархов с Востока Украины, «отдав на откуп» жителям Западной Украины всю идеологию: медиа- и языковую политику, образование, написание «новой истории». Вплоть до негласной установки: при прочих равных показателях, необходимых для занятия вакансии, отдавать предпочтение выходцам с Западной Украины. То есть носителям бандеровской идеологии, которая буйным цветом расцвела в регионе со времён горбачёвской «гласности» и «свободы слова».
«Пророссийскость» как Кучмы, так и Медведчука ничуть не мешала им так выстраивать внешнюю политику страны, что уже при втором президенте страны Украина стала позиционировать себя как анти-Россия. Идеологическим же обоснованием этого политического курса стала книга второго президента Украины «Украина — не Россия», изданная именно в годы, когда Медведчук был главой президентской администрации.
Наперсники нацистов
Если говорить о «пророссийскости» украинских политиков, то я ещё летом 2008 года в аналитической записке для Администрации Президента РФ писал, что таковых в высших и средних эшелонах власти не существует. И спустя 15 лет не отказываюсь от своих слов. Тот же Медведчук, выступавший адвокатом нескольких «борцов за украинскую независимость» из числа диссидентов и, по их словам, сделавший немало для того, чтобы эти националисты получили максимальные сроки заключения, совершенно не исключал того, что бандеровщина должна изучаться в украинских школах. Именно Кучма взрастил украинских националистов в качестве противовеса Компартии Украины. «Пророссийский» Янукович похвалялся тем, что во время своего губернаторства в Донецкой области не допустил на подконтрольную ему территорию ни одного российского бизнеса.
Да, возглавляемая Януковичем «Партия регионов» заключила «побратимское» соглашение с российской «Единой Россией», находящейся у власти, и постоянно спекулировала этим фактом в борьбе за голоса избирателей Юго-Востока. Но в то же время в наиболее пророссийском регионе Донбассе максимально жёстко подавляла любые политические партии, общественные организации и движения, декларировавшие стремления к установлению более тесных, истинно дружеских отношений с Россией. Её «пророссийскость» и «борьба с радикальным национализмом» проявлялась, например, в том, что глава Львовского областного штаба ПР организованно водил «партайгеноссе» возлагать цветы к памятнику Бандере.
Особо следует отметить и роль «пророссийских» политиков из окружения Виктора Януковича в победе нацистского госпереворота 2014 года. Речь не только о провокации Сергея Лёвочкина с разгоном уже «умиравшего» Майдана в конце ноября 2013. Именно «региональские» олигархи на протяжении минимум двух лет финансировали нацистские группировки, затем свергшие Януковича. Именно телеканалы «регионалов» изо всех сил «тянули за уши» Олега Тягнибока и возглавляемое им нацистское ВО «Свобода», готовя ему роль «лёгкого соперника» Януковича на президентских выборах 2015 года. То самое ВО «Свобода», которое за два года до переворота требовало от националистической молодёжи овладевать стрелковым оружием для войны на Востоке Украины и грозившееся, что «бандеровская армия накормит Донбасс асфальтом, потому что будущая война будет идти в городах Донбасса».
«Партия мира» или партия предательства?
Вполне здраво рассуждая о роли США и Евросоюза в организации госпереворота 2014 года, карательной операции на Востоке Украины и начале СВО, Виктор Медведчук пока очень ненавязчиво подводит читателей к тому, что после завершения Специальной военной операции необходимо будет создавать дружественную России Украину. А единственной политической силой, способной это сделать, как он утверждает, является возглавляемая им «Оппозиционная платформа — за жизнь», ныне запрещённая на Украине. Как политика его можно понять: с точки зрения этого политического деятеля, именно его политическая сила — «самая лучшая», «самая знающая, что нужно населению страны». Но так ли это на самом деле? Может ли ОПЗЖ стать гарантом того, что Украина станет для России некой «братской республикой»?
Ответ, увы, отрицательный. И не только из-за того, что политики, входящие в ОПЗЖ, в той или иной мере замараны сотрудничеством с украинскими нацистами. Независимая Украина в принципе не может быть дружественным России государством
. Она может существовать лишь как «не Россия», если говорить словами Кучмы, и как анти-Россия, если говорить словами украинских нацистов. При этом любой формат Украины как не-России, рано или поздно превратится в анти-Россию. Украинский проект для такой роли готовили три с половиной столетия.
Интересующиеся тем, как это происходило, могут прочитать в книге «Происхождение украинского сепаратизма» профессора Йельского университета (США) Николая Ульянова. Да и практика показывает, что независимая Украина способна существовать лишь как нацистское государство. Просто вспомните историю от Ивана Выговского через Филиппа Орлика и Симона Петлюру до «УССД», которую провозгласил правая рука Бандеры Ярослав Стецько. И госпереворот 2014 года — лишь воплощение в жизнь их мыслей об «Украине для украинцев», крайне враждебной России. Уже целое поколение граждан Украины воспитано на ненависти ко всему русскому, заложенной и взлелеянной Кравчуком, Кучмой и его «серым кардиналом» Медведчуком, Ющенко, Януковичем, Турчиновым, Порошенко, Зеленским.
Именно поэтому любые обещания, что «Россию в новой Украине будут любить, стоит лишь поставить к власти в этой стране моих людей», будут точно такой же ложью, как и обещания того, что российских солдат, вошедших в Киевскую, Черниговскую, Сумскую, Харьковскую области, «правильные украинцы» встретят хлебом и солью. Ведь кто-то же (очень бы хотелось узнать имена и фамилии этих людей!) заверил в этом российское руководство накануне начала СВО.
Даже стопроцентно выигрышную ситуацию украинские «пророссийские» политики привыкли «сливать в ноль» «ради национального согласия» (читай — ради того, чтобы «не обидеть» нацистов, рвущихся к власти). Будь то выборы 2004 года, когда Янукович предал своих избирателей, «четырёхступенчатый» противозаконный разгон парламента в 2007 году, на который согласились «регионалы», или бегство из страны четвёртого президента «чтобы избежать кровопролития». И надежда на то, что рекламируемая Медведчуком ОПЗЖ, уже свыкшаяся с мыслью о том, что «Украина — государство украинцев», не сольётся перед нахрапистыми нацистами, поддерживаемыми Западом, просто нулевая.
Все эти люди, включая руководящий состав ОПЖЗ, уже были в украинской власти. Были и… «пролюбили» её просто с треском. Как выразился экс-киевлянин, когда-то возглавлявший местное отделение «Верного казачества» (верного России) Алексей Селиванов,
«Очевидно, что на таком «фундаменте» никакую «партию мира» ни для какой — большой или маленькой — Украины не выстроить. Только партию тотального предательства. Дай им волю — они будут продолжать воспроизводить подобных себе, готовых в первый же удобный момент вонзить нам нож в спину».
***
Пожалуй, определённее всех об идеях относительно будущей украинской власти, явно бродящих в околовластных российских кругах, высказался блогер Борис Рожин, более известный как Colonelcassad: «По Медведчуку и его
опусам. Медведчук ещё с 2014 битая карта. По факту ему нечего предъявить — все его проекты ожидаемо провалились. Где же те победы «серого кардинала», которые дали хоть какой-то результат? Ничего серьёзного вокруг него построить нельзя — это полностью отыгранная карта. Лучший способ заблокировать и провалить создание каких-либо действенных структур на украинском направлении — привлечь к этой работе Медведчука. Это было очевидно в 2014 году. Тем более это очевидно и сейчас. Увидите любой проект с Медведчуком, знайте — всё закончится очередной шляпой. С тем же успехом можно вокруг Януковича что-то пытаться лепить».