Информационное агентство «Малороссийский Вестник» / Казань — город двух культур и религий

Казань — город двух культур и религий



Казань — город двух культур и религий

За все время жизни в России, начиная с 2014 года, это было мое первое посещение ярко выраженного национального региона (Карелия и Удмуртия не считается).



Поэтому решил впервые за много лет записаться на 3-х часовую экскурсию, в которую входила небольшая автобусная прогулка по городу с посещением двух точек и в конце полуторачасовая прогулка по Казанскому кремлю. Стоило все это, с сопровождением гида, всего 1000 рублей.

В принципе не жалею, потому как совсем не уверен, что удалось бы самостоятельно добраться до так называемой «Татарской слободы», которая расположена хоть и в центре города, но на довольно ощутимом удалении от кремля. А именно вот эта слобода входила в обязательную программу экскурсии по городу. Всем гостям Казани предлагают в первую очередь прочувствовать национальный татарский колорит, на примере этого небольшого района, который я так понял специально содержится в таком виде в чисто туристических целях.

Находится Татарская слобода южнее озера Нижний Кабан. Это довольно крупный исторический район. В этой части Казани преимущественно татарское население селилось после 1552 года, когда Иван Грозный присоединил эти земли к России.

Улица Шигабудтина Марджани, она же является как-бы набережной озера Нижний Кабан.

Под общим названием «Кабан», через Казань проходит целая цепочка бывших пойменных озер, которые в последние столетия зарегулированы и представляют из себя довольно сложную гидротехническую систему. Самое южное из этой цепочки вроде бы имеет связь с Волгой, в других вода перекачивается для сохранения постоянного уровня. Это если вкратце не вникая глубоко в эту тему.

Так вот это озеро Нижний Кабан, находится в центре Казани и овеяно легендами, будто в нем Казанский хан перед падением Казани в XVI веке утопил свои сокровища.




Вид на озеро. На той стороне восточный берег, за которым расположен исторический район — Суконная слобода.




Экскурсовод сказала, что несколько столетий нахождения данного озера в самом центре большого города, губительно сказались на его экологическом состоянии. И что на дне присутствует очень большой слой ила.




Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала. 1985 год постройки.

Типично позднесоветская архитектура.










Шигабутдин Марджани. Татарский историк, философ, богослов. Жил в XIX веке во времена Российской империи.




Вот тут в кадр немного попала одна из самых значимых старых городских мечетей. Мечеть «Нурулла». Памятник архитектуры. 1849 год.




В той стороне находится набережная с «поющими фонтанами». Общий уровень благоустройства всего что вокруг, не хуже чем в Москве.




Реконструкция богатой татарской усадьбы позапрошлого века.




Дома XIX века.







Усадьба Валиуллы Гизетуллина «Вали-бая». 1890 год.




Казанские утиные деликатесы. Неожиданно! Утка вообще в России не сильно часто встречается, а тут прямо деликатесы. Так вот, оказывается мясо птицы здесь важнейший элемент татарской национальной кухни. Цены приемлемые.







Впрочем сырая утка по такой цене продается кое-где и в Петербурге. Но везут ее к нам с Урала и Поволжья.

Мне нравится мясо этой птицы.










Мечеть «Аль-Марджани» имеет ярко выраженный «петербургский» архитектурный след в стиле барокко.

Она одна из первых после 1552 года каменных мечетей в Казани, построена с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770 годах на средства прихожан. Екатерину II в Татарстане уважают за провозглашенную ею политику многоконфессиональной веротерпимости в Российской империи.

Более чем два века мечеть была самой крупной и главной в Казани. Действующей была и при СССР.




Улица Каюма Насыри. В прошлом одна из самых богатых улиц татарской Казани — здесь жили богатейшие татарские купцы и промышленники. При Российской империи именовалась — Захарьевской.




Улица пешеходная и очень туристическая.







Тут можно увидеть целый квартал идеально отреставрированных старых татарских домов второй половины XIX века.




А фоном служат советские многоквартирные дома, построенные в первой половине 80-х.
















Скульптурная композиция «Скотный двор».
















В магазине для туристов.













Двор Дома Казаковых. 1853.




Довольно оживленная улица под названием — Татарстан.




И целый ряд туристических автобусов. Каждый ждет свою группу.




Снимок сделанный из автобуса.

Одиночный пикет НОДа у здания Госсовета республики Татарстан. В принципе нельзя сказать, что идея совсем уж утопичная.




Вторая наша остановка с выходом из автобуса была в той части центра Казани, что до революции считалась русской. Это уже почти рядом с кремлем.

Улица Большая Красная. Это её историческое название.




Здесь нам показали Казанский Богородицкий мужской монастырь. Именно на этом месте в 1579 года, после большого пожара, была обретена знаменитая чудотворная икона с Пресвятой Богородицей, ставшая в последствие именоваться — Казанской. Это одна из самых почитаемый икон в Русском православии.

В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь.










Идет реставрация одного из корпусов.







Полностью восстановленный в 2020 году очень большой собор Казанской иконы Божией матери.

Первоначальный храм был построен в 1798-1808 годах по проекту И.С. Старова на месте древнего собора, возведенного в 1595 году. В 1932 году храм был взорван.

Восстановление началось в 2015 году по указу президента Татарстана.

Новое здание храма, возведенное на историческом фундаменте, стало одной из архитектурных доминант Казани. Освятили собор в июле 2021 года.













Храм Воздвижения Честного Креста Господня. Построен в 1887 году.

Храм пережил XX век.







В новом Казанском соборе.







3-11-2022, 00:53
Вернуться назад