Фото: Creativa Images/shutterstock.com
Американцы намерены лишить Россию двух главных союзников в этом регионе, вбив клин между Тегераном и Эр-Риядом, претендующими на статус «главных в регионе». Над Аравийским полуостровом барражирует боевая авиация Штатов, а влиятельные западные СМИ сообщают, что иранцы собираются нанести мощный удар по соседнему королевству. Что за этим всем стоит и действительно ли может полыхнуть на Ближнем Востоке, мы разбирались вместе с экспертами.
В понедельник Wall Street Journal сообщил, со ссылкой на «официальных лиц», что Саудовская Аравия поделилась с США разведданными о готовящейся масштабной атаке со стороны Ирана по королевству. Причём предстоящие удары, отмечает WSJ, неизбежны: в прицеле, как утверждается, и сама Саудовская Аравия, и Иракский Курдистан.
Причиной тому, по данным источников американского издания, – желание переключить внимание от внутренних протестов на события международного уровня.
И оттого Штаты, Саудовская Аравия, Израиль и другие государства региона повысили уровень боевой готовности своих вооружённых сил.
Аналогичные публикации появились и в других западных СМИ – в частности, об этом сообщает и Associated Press, опираясь на высказывания неких «трёх американских чиновников», уточняя, что удар будет нанесён в ближайшие 48 часов.
Американцы «обеспокоены». Но эвакуировать своих граждан не собираются
Примечательно, что публикация на сайте Wall Street Journal последовала сразу же за другим событием – как раз в Иране. Над куполом одной из главных шиитских мечетей страны – Джамкаран в городе Кум был поднят красный флаг.
Это символ неминуемого возмездия за невинно пролитую кровь во время теракта, произошедшего несколькими днями ранее, 26 октября, в другой мечети – Шахчераг в Ширазе (провинция Фарс), где вооружённый мужчина открыл стрельбу из автомата по пришедшим на намаз людям. Тогда погибли 16 человек, ещё 45 были ранены.
Сам террорист также получил ранения и задержан, сейчас он находится в больнице.
Ответственность за произошедшее взяли на себя боевики «Вилайята Хорасан»*.
Прямых призывов нанести удары по Саудовской Аравии, однако, не было. Что не помешало Совету национальной безопасности Штатов во вторник, 1 ноября, когда вышел материал WSJ, выступить с заявлением:
Мы обеспокоены картиной угрозы и поддерживаем постоянный контакт по военным и разведывательным каналам с саудовцами. Мы без колебаний будем действовать в защиту наших интересов и партнёров в регионе.
И в подтверждение серьёзности намерений в небо над Аравийским полуостровом поднялась американская боевая авиация.
При этом, что любопытно, Госдеп не объявлял ни об эвакуации своего консульского персонала с Ближнего Востока, ни о предостережениях гражданам США, находящимся там, об опасности. Хотя при наличии опасности так делается всегда.
Насколько оправданны страшилки американцев?
Совершенно логично, что после теракта в мечети Иран поднял красный флаг, говорит в беседе с Царьградом политолог-востоковед Каринэ Геворгян: это означает, что «Вилайят Хорасан»* будет соответствующим образом наказан.
Заметьте, историю о том, что Иран нападёт на Саудовскую Аравию, разгоняют только американские и британские СМИ,
– подчёркивает эксперт.
При этом стоит напомнить, что Эр-Рияд и Тегеран ведут интенсивные переговоры при посредничестве Багдада. Более того – Иран инициировал восстановление дипломатических отношений с Саудовской Аравией, прерванных в 2016-м. Они солидарно голосовали за снижение добычи нефти в ОПЕК+. И сейчас тема готовящегося удара со стороны Ирана подогревается именно Западом. Это американские самолёты подняты в воздух над Аравийским полуостровом. А слив якобы идёт от неких официальных лиц из Саудовской Аравии, на которую собираются напасть иранцы. Но при этом сам Эр-Рияд никаких заявлений официально не делал,
– продолжила Каринэ Геворгян.
Как считает Геворгян, после провального визита Байдена в Эр-Рияд, где саудовский принц фактически издевался над ним как мог, потому что именно Америка была против назначения этого человека на пост главы государства, происходит большая игра – в преддверии выборов в Штатах хотят раскачать ситуацию.
Причём даже в США признают, что никакого движения иранских войск и КСИРа к границам с Саудовской Аравией нет: они сосредоточены на северо-западной границе – рядом с Турцией, Арменией и Азербайджаном. Это чисто англосаксонская провокация,
– уверена Каринэ Геворгян.
Подобные действия означают объявление джихада, сигнал об объявлении войны, подтверждает политолог Фархад Ибрагимов, причём необязательно открытой. Но Ирану бросили вызов, и он, вывешивая красный флаг на одной из центральных мечетей, демонстрирует, что ответ будет дан. А в какой форме – время покажет.
В принципе, подобная практика применяется не впервые, продолжает Ибрагимов:
Последний раз такое происходило в январе 2020-го, когда американцы убили иранского генерала Касема Сулеймани – командующего спецподразделением в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Тогда Иран ответил – нанёс массированный удар по американским базам в Ираке.
А джихад, в понимании шиитской философии, является священным – это дело чести, Иран просто не может не реагировать.
Открытой войны никто не хочет
По оценке Фархада Ибрагимова, нынешние отношения между Эр-Риядом и Тегераном можно назвать нейтрально негативными, поскольку каждая из сторон борется за статус ведущей державы на Ближнем Востоке: Иран исходит из того, что у него есть ресурсы и он вправе стать «главным в регионе» в силу исторических оснований, а Саудовская Аравия апеллирует к тому, что является самой богатой державой.
Страны не переходили при этом в стадию открытой войны, хотя прокси-война уже состоялась – на территории Йемена, – напоминает эксперт. – Тем не менее Иран проявлял свой интерес к нормализации отношений, полагая, что это необходимо для безопасности всего региона. И в принципе Саудовская Аравия против категорически не выступала – в отличие от Израиля, который отвергает подобное. Эр-Рияд же считает, что это позволит отрегулировать целый ряд проблем.
Причём, продолжает востоковед, некоторые иранские политики и эксперты считают, что, будучи мусульманскими государствами, страны должны устранить противоречия, хоть иранцы – шииты, а саудиты – сунниты. И да, действительно, за последние несколько месяцев такие сигналы, о нормализации отношений, поступали с обеих сторон.
Россия же исходит из того, чтобы это случилось, потому что мы заинтересованы в спокойствии на Ближнем Востоке. А вот Запад – наоборот, не хочет этого. И политики с обеих сторон считают, что Россия могла бы стать реальной переговорной площадкой: Кремль ведёт себя в этом регионе тактично, дипломатично и последовательно, имея со всеми региональными игроками контакт и диалог – с Турцией, Израилем, Египтом, Саудовской Аравией, Катаром, невзирая на какие-то противоречия. И на этом фоне мы серьёзно выигрываем. Таким образом, на нашу долю может выпасть особая роль. Тем более, у Москвы есть опыт переговорного процесса – причём очень успешный,
– объясняет Ибрагимов.
<
Штаты понимают, что проигрывают России на Ближнем Востоке
Здесь, впрочем, стоит обратить внимание ещё на несколько факторов.
Во-первых, есть очевидное сближение Тегерана и Москвы по многим позициям. И не только в вопросах взаимодействия по вооружению (хотя Штаты делали официальное заявление по поводу поставок Ираном в Россию беспилотников «Шахид», грозя санкциями и «другими инструментами»), но и в других сферах.
Так, на недавнем 16-м заседании российско-иранской межправительственной комиссии (кстати, проходила она в Грозном) обсуждались вопросы сотрудничества в экономике, промышленности, транспорте, энергетике и других сферах. Речь шла о совместных проектах по строительству крупнотоннажного флота, нефти и газу, атомной промышленности, финансам и так далее. Стало известно также, что в январе-июле товарооборот России и Ирана вырос почти в полтора раза в сравнении с прошлым годом, а сейчас ведётся подготовка соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.
Во-вторых, именно Москва успешно ведёт свою партию по нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией, что очень сильно нервирует Соединённые Штаты. И потому, что это непременно ещё сильнее склонит чашу весов по добыче нефти (Байден, как известно, не смог убедить наследного принца Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда нарастить объёмы добычи чёрного золота и сбить тем самым цены на него, что ударило бы по нам). И в связи с неминуемым усилением позиций Тегерана в переговорах по ядерной сделке.
Естественно, происходящее нагнетание ситуации напрямую связано с усилением роли России на Ближнем Востоке. Поскольку Москве удалось не только показать, что она способна выступать арбитром, посредником, переговорщиком во взаимоотношениях между Саудовской Аравией и Ираном, но и добиться определённых результатов, то налицо желание Запада сорвать этот процесс. И Саудовская Аравия, в лице наследного принца, тоже никак не заинтересована в эскалации конфликта,
– не сомневается специалист по Ирану Каринэ Геворгян.
Иран хотят склонить к переговорам по ядерной сделке
Востоковед Фархад Ибрагимов также считает появление публикаций в западных СМИ о намерениях Ирана начать открытый военный конфликт с Саудовской Аравией очередным вбросом.
Обратите внимание на последовательность событий. Сначала, летом, Тегеран обвиняли в причастности к покушению на писателя Салмана Рушди (на него напал человек с ножом, нанёс 10 ранений – прим. ред.), потом – в организации кибератак на албанские госструктуры, затем – в поддержке терроризма на Ближнем Востоке. Дальше – стали уже использовать конфликт между Россией и Украиной, обвиняя иранцев в поставке вооружения. Сейчас – по Саудовской Аравии. Иран хотят склонить к тому, чтобы Тегеран уселся за стол переговоров с США по ядерной сделке. А американцы проигрывают в этом вопросе на дипломатическом поле. И они понимают, что наиболее эффективным будет путь шантажа и давления, чтобы Иран стал более сговорчивым,
– отмечает эксперт.
При этом, обращает внимание Ибрагимов, именно Пентагон сейчас выступает главным антагонистом Ирана в окружении Байдена: и Белый дом, и Госдеп ведут себя не так агрессивно, выступая за более мягкие сценарии. А вот американские военные давят, пугают прочие страны – мол, злой Иран, который, если вы не будете с нами контактировать, начнёт вас уничтожать, бомбить и так далее. Интересно, что к этой информации настороженно и скептически относятся даже в Израиле.
Что будет дальше?
Тегеран уже выступил с официальным опровержением фейка о готовящихся ударах. И по идее, можно выдохнуть: в ближайшее время Ближний Восток не полыхнёт. Более того – вероятны совсем другие сценарии.
Сейчас открытый конфликт сегодня никому не нужен, и все прекрасно понимают, что это подстрекается с Запада. Поэтому до горячей фазы это не дойдёт. Возможно даже – после того как встретятся и переговорят дипломаты с обеих сторон, – в конечном итоге получится позитивный результат,
– прогнозирует Фархад Ибрагимов.
Но совершенно понятно, что американцы затеяли какую-то серьёзную игру и неудачная провокация через Wall Street Journal – наверняка лишь первый шаг, за которым последуют другие.
Какие? Вероятно, по поводу иранских поставок вооружения – эта тема продолжает раскачиваться всё активнее. Следовательно, стоит ждать обострения риторики Вашингтона по отношению к Тегерану, но ещё страшнее, если Штаты будут действовать за счёт подстрекательства к террористическим атакам на Иран. Вот тогда последствия могут оказаться непредсказуемыми.
* «Вилайат Хорасан» – филиал ИГИЛ* – террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.