КГБ на службе Украины: Чем на самом деле является СБУ



КГБ на службе Украины: Чем на самом деле является СБУ


Фото: Lina Reshetnyk / Shutterstock.com

В момент распада СССР Украина получила не только огромную территорию и запасы оружия, но и далеко не самую слабую спецслужбу в мире, которую использует теперь против России. Царьград расскажет, какому врагу противостоим.



В России принято смотреть сверху вниз на действия бывших союзных республик. Взгляд с позиций «большого брата» на ближайших соседей (из которых практически все являются послушными марионетками Запада) для нас естественен, и практически неизбежен по историческим причинам.

В России принято смотреть сверху вниз на действия бывших союзных республик. Взгляд с позиции «большого брата» на ближайших соседей (из которых практически все являются послушными марионетками Запада) для нас естественен и практически неизбежен по историческим причинам.

На мировой арене России приходится противостоять Соединённым Штатам, Великобритании и объединённой континентальной Европе, которая неиронично пытается построить «четвёртый рейх». В силу этого у русского общества и экспертного сообщества сложилась своеобразная интеллектуальная близорукость, раз за разом мешающая рассмотреть и изучить, чем же на самом деле живёт и дышит ближайшее зарубежье.

Невнимательность к процессам, протекающим в ближайших к нам государствах, помешала спрогнозировать попытку госпереворота и запуска этнических чисток против русского населения в Казахстане. Вместо того чтобы достать заранее заготовленные для вполне очевидного сценария планы и методички, власть и общество осознавали происходящее по мере развития событий. Чуть позже изъяны нашей оптики помешали правильно оценить реальную боеспособность вооружённых сил Украины (ВСУ) и готовность украинского руководства вести тотальную войну. Потребовался ряд чрезвычайно болезненных уроков, чтобы общество и власти начали осознавать, что такое современное украинство и какому врагу мы противостоим. И этот процесс осознания до сих пор далёк от завершения.

Сейчас одной из наиболее недооцениваемых структур во вражеском лагере является Служба безопасности Украины (СБУ). Многочисленные сообщения о задержаниях её агентов и срыве операций создают обманчивое впечатление слабости и непрофессионализма украинской разведки. Между тем нет ничего более далёкого от истины, чем это мнение. И как вывод: знать врага в лицо – лучше, чем находиться в неведении.


Украинский КГБ меняет хозяев


Элиты любой страны – это прежде всего старые деньги, а спецслужбы – это старые связи. По очевидным причинам наработка агентурных сетей – процесс чрезвычайно кропотливый, требующий десятилетий упорного труда сотен неординарных людей. Поэтому для эффективности спецслужбы критически важна преемственность.

Что такое спецслужбы? Это работа с аппаратом агентуры и доверенными лицами. Не более того и не менее. Это работа именно с людьми – опора «на народ», как всегда говорили. Разведчик, так же как и контрразведчик, ничего не стоит сам по себе, кроме того, что он хороший человек,

– пояснил в разговоре с Царьградом Валерий Юрьевич Киселёв, ветеран группы специального назначения КГБ СССР «Вымпел» полковник запаса ФСБ.

По его словам, первые два-три года сотрудник осваивается в профессии, последующие семь лет работает «в полях» и только потом поднимается до уровня, на котором оказывается «в курсе дела происходящего». Только после этого человек может стать руководителем, поскольку понимает, что «происходит на земле» и чем заняты его подчинённые. И лишь примерно через 20 лет службы специалист может начать принимать управленческие решения.


СБУ, как и другие спецслужбы, работающие на территории бывшего Союза, берёт начало в смутном периоде распада СССР. На рубеже 1990-х выращенные советской властью этнократии с упоением дербанили не только экономические активы, территории и военную машину красного колосса, но и его главную спецслужбу – великий и ужасный Комитет государственной безопасности.

В России и на Украине этот процесс проходил очень по-разному. Предшественником СБУ был КГБ УССР (Украинской Советской Социалистической Республики). Как Киевский военный округ был сильнейшим в стране, так и КГБ УССР был мощнейшим территориальным подразделением спецслужбы.

К моменту развала СССР он имел отделы внешней разведки и контрразведки, секретно-политическое, экономическое, шифровально-дешифровальное, тюремное и мобилизационное управления, службу наружного наблюдения, отдел изготовления средств тайнописи и документов для оперативных целей (он же занимался экспертизой документов и почерков); отдел охраны руководителей партии и правительства, подразделение радиотехнической разведки.

Украинское управление КГБ было мощнее и функциональнее многих разведок мира.

Трансформация советского цербера в цепного пса украинского национального государства происходила следующим образом: 20 сентября 1991 года Верховная рада приняла постановление «О создании Службы национальной безопасности Украины» (СНБУ). Этот документ одномоментно упразднял КГБ УССР и создавал новую спецслужбу. Фактически имело место перевешивание табличек. 25 марта 1992-го Рада приняла ещё одно постановление, трансформировавшее СНБУ в известное нам СБУ.

Понятно, что молодой Украине не нужен был монстр времён холодной войны, да и средств на его содержание у республики не было. Поэтому его начали сокращать. Но ключевой момент состоял в том, что эта трансформация происходила эволюционным путём, постепенно и управляемо.

КГБ УССР с 1987 года руководил матёрый чекист Николай Голушко, начавший трудовой путь кемеровским следователем в 1959 году, с начала 60-х работавший в контрразведывательном управлении КГБ, а затем переведённый в Пятое управление, занимавшееся борьбой с инакомыслием. К моменту распада СССР это был профессионал политического сыска, и именно он обеспечил транзит КГБ УССР в СБУ. Голушко руководил украинской спецслужбой до ноября 1991-го, после чего передал полномочия своему заму, также выходцу из Пятого управления КГБ Евгению Марчуку.


Выбить «чекизм»


В отличие от «братской» социалистической Украины, РСФСР большую часть своей послевоенной истории… собственного управления КГБ не имела вовсе. Структура существовала с марта 1955-го по декабрь 1965 года. В момент агонии СССР была предпринята попытка возродить спецслужбу республиканского уровня, но срок её жизни оказался слишком коротким даже для первого вздоха: с 5 мая по 26 ноября 1991-го. Вряд ли стоит объяснять, что за шесть месяцев можно наладить работу шиномонтажки или парикмахерской, но никак не спецслужбы.

В Москве также располагался центральный аппарат КГБ, но в его распоряжении были в основном те силы и средства, что необходимы для принятия решений и обслуживания потребностей высшего руководства страны: управления правительственной связи и криптографии, радиоэлектронной разведки, отдельные подразделения войск (очень полезный ресурс, если вы хотите подавить восстание военных в столице) и ряд других структур.

Таким образом, при разделе советской империи Украине досталась полностью функциональная спецслужба, а России – обрывки и ошмётки некогда единой структуры.

Ситуацию усугубило то, что глава союзного КГБ Владимир Крючков принял активное участие в провалившейся попытке госпереворота – путче ГКЧП. Из-за этого получивший власть Борис Ельцин получил и мощнейший стимул к уничтожению поверженной спецслужбы.


В октябре 1991-го КГБ СССР был преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ). Цель реформы состояла не в улучшении или усилении спецслужбы, а в её ослаблении. Реформа проводилась путём выдирания с мясом из чекистского ведомства структур и подразделений.

В частности, из МСБ вывели Центральную службу разведки СССР и пограничников. В декабре того же года Верховный совет СССР признал постановление о ликвидации КГБ СССР неконституционным.

Параллельно КГБ РСФСР (то есть новорождённая спецслужба республиканского уровня), в штате которого первоначально было около 14 человек, стал набирать чекистов, не прижившихся в других республиканских управлениях и ушедших из центрального аппарата. Однако в декабре 1991-го Ельцин подписал указ о его преобразовании в Агентство федеральной безопасности РСФСР, а менее чем через месяц создал на его базе Министерство безопасности Российской Федерации.

В новое ведомство вошли Министерство внутренних дел, Агентство федеральной безопасности РСФСР (бывший КГБ РСФСР) и МСБ (бывший центральный аппарат КГБ СССР). Руководить новым ведомством Ельцин поставил Виктора Баранникова, ранее занимавшего пост министра внутренних дел СССР.

Из реалий 2022 года смысл этой комбинации не вполне понятен. Но если немного погрузиться в эпоху, становится понятно, что Ельцин, как и положено умному, жестокому и ещё не спившемуся диктатору, «ломал через колено» структуры и людей, представлявших для него наибольшую опасность. Дело в том, что в течение 1980-х годов КГБ и МВД СССР вели настоящую аппаратную войну, результатом которой стали посадки высокопоставленных милицейских чинов. МВД взяло реванш 22 августа 1991-го, когда курсанты московской школы милиции по приказу министра внутренних дел РСФСР Андрея Дунаева арестовали главного кагэбэшника страны Владимира Крючкова.

Создавая Министерство безопасности, Ельцин тем самым отдавал доставшихся России разведчиков и контрразведчиков на расправу злейшим аппаратным врагам. Комментируя события тех лет, Киселёв отметил, что Ельцин прямо ставил перед Баранниковым задачу «выбить чекизм» из оставшихся на службе разведчиков.

В целом генетическая связь российской и украинской спецслужб очевидна, однако украинская является старшей по отношению к созданной в России: как по возрасту, так и по сохранённому потенциалу.


Было КГБ – стало гестапо


Вторым рубежом, когда СБУ получила огромную фору перед ФСБ, стал 2014 год. После возвращения Россией Крыма украинские власти открыто объявили себя в состоянии войны с нашей страной. Украинская военная разведка организовала ряд рейдов на территорию полуострова; в столкновениях с украинскими диверсантами погибли сотрудник спецназа ФСБ и десантник.

СБУ также перешла в режим ведения войны. Войны, ставкой в которой является выживание. Москва же воздерживалась от агрессивных движений – очевидно, рассчитывая, что Украина в конце концов смирится с потерей региона. Однако вышло иначе.

Чего же смогла добиться украинская спецслужба за восемь лет односторонней войны? Многого. Во-первых, создать сеть тайных тюрем, где без суда и следствия окончили жизнь сотни, а скорее тысячи людей. То, что наши войска в феврале не встретило всенародное ликование даже на исконно русских территориях, – в значительной степени заслуга СБУ: её оперативники физически истребили симпатизантов России.


И это не «киселёвско-соловьёвская пропаганда», как могут подумать скептики. В мае 2016 года комиссия ООН по предотвращению пыток заявила, что останавливает работу на Украине из-за системного противодействия СБУ. Основанием для демарша стал отказ спецслужбы предоставить доступ к тайным тюрьмам в Харьковской области, где пытали и убивали пророссийских активистов.

Этот отказ в доступе является нарушением обязательств Украины как государства – участника Факультативного протокола к Конвенции против пыток. Это означает, что мы не смогли посетить некоторые места, где, по многочисленным и заслуживающим внимания сообщениям, содержатся задержанные люди и где могли иметь место пытки или жестокое обращение,

– пояснял журналистам Малкольм Эванс, глава миссии, которой было поручено разобраться в ситуации.

В июне того же года о тайных тюрьмах СБУ и пытках содержащихся в них людей выпустило материал британское издание The Times. Скандал получился столь громким, что за дело взялись американские правозащитные организации Human Rights Watch* и Amnesty International *(обе признаны нежелательными в России и лишены статуса юридических лиц). К августу они добились освобождения 13 узников. Американские правозащитники прямо потребовали от Киева расследовать практику похищения людей СБУ.

Какой масштаб должен иметь террор, развязанный бывшим филиалом КГБ против русского населения, если им озаботились даже американские правозащитники? Очевидно, что беспрецедентный для послевоенной Европы.


Террористическая интервенция


Одной зачисткой подконтрольной Киеву территории от сознательных русских СБУ не ограничивалась. Служба организовала целый ряд покушений, самыми громкими из которых стали убийство лидера Донецкой Народной Республики Александра Захарченко и, судя по всему, ликвидация у стен Кремля известного, но непопулярного оппозиционера Бориса Немцова. Самыми громкими провалами СБУ последнего времени стала подготовка покушения на журналиста Владимира Соловьёва и блогера Юрия Подоляку.

Кроме того, агенты спецслужбы систематически пытались похищать врагов Украины с территории России, организовали провокацию против бойцов группы Вагнера в Белоруссии.

Однако Human Rights Watch* во всей красе украинская спецслужба раскрылась в связи с распространением молодёжной неонацистской организации «Маньяки. Культ убийц» **(запрещена в России). Это сетевая структура, созданная на основе неонацизма, мистики и подростковой мизантропии.

В течение 2021 года ФСБ разгромила около десятка ячеек этой организации (численностью до 20 человек), члены которых планировали нападения, убийства и теракты. При этом аресты участников структуры продолжаются.

Украинская агентура активно работает с радикальной молодёжью левых взглядов – анархистами, анархо-феминистами. Идеологическое содержание приманки для украинских разведчиков неважно: главное, чтобы в группе состояли недовольные и агрессивные молодые люди, готовые к «акциям прямого действия».

Впрочем, СБУ вербует не только радикальных малолеток. 21 апреля на 13 лет колонии осуждён экс-начальник ОМВД России по Золотухинскому району Курской области Дмитрий Борзенков. Высокопоставленного полицейского задержали в 2020-м по обвинению в госизмене. Комментируя его арест, генерал ФСБ Александр Михайлов высказывал предположение, что СБУ рассчитывала использовать Борзенкова для сопровождения разведывательно-диверсионных групп на входе и выходе из России.


Что с того?


Многочисленные задержания эсбэушной агентуры и срыв многих операций создают ощущение, что украинская разведка слаба. Но это впечатление очень обманчиво. В основном украинские чекисты жертвуют мусорными агентами из числа маргинальной молодёжи. Бывают и потери ценных кадров, вроде того же Борзенкова, но они относительно редки. На территорию ЛДНР и Крыма для совершения диверсий СБУ также засылала людей, не представляющих для неё большой ценности, в основном мелких преступников. Иными словами, поимка украинских агентов – это свидетельство не слабости СБУ, а её активности на территории России.

С другой стороны, тот факт, что мы не слышим ни о об успешных, ни о проваленных операциях на территории Украины и в отношении украинского военно-политического руководства, украинских пропагандистов, лидеров экстремистских движений, свидетельствует, что ФСБ находится в обороне и в основном занята противодействием операциям украинских оппонентов.

Почему так происходит, сказать трудно. Возможно, наша спецслужба так и не смогла подкопаться под коллег по цеху, а может быть – не было принято соответствующего политического решения. Факт остаётся фактом: СБУ атакует Россию, применяя весь доступный арсенал, от организации политических убийств до выращивания деструктивных молодёжных культов.

ФСБ пока обороняется. Однако, как известно, одной обороной войну выиграть нельзя.

* признаны нежелательными на территории России

** запрещена на территории России