Россия – Турция. Игра выводит Вашингтон из равновесия
Фото: Kremlin Pool/Globallookpress
В минувшую пятницу, 5 августа, в Сочи состоялась очередная встреча президентов России и Турции. Владимир Путин и Реджеп Эрдоган общались более четырёх часов. Хотя никаких документов стороны не подписывали, всё более углубляющееся сотрудничество двух стран вызвало очередной приступ «обеспокоенности» у Запада.
В Брюсселе заявили, что будут «всё более и более пристально» наблюдать за углублением русско-турецкого сотрудничества в сфере торговли и экономики. Некоторые источники сочли позицию Анкары по отношению к Москве «оппортунистской». Другие хмуро напомнили о том, что Турция рискует нарваться на вторичные санкции, если будет помогать России обходить западные рестрикции. Западу определённо не нравится, что Турция не видит в России страну-изгоя.
Как бы то ни было, но Россию и Турцию многое объединяет
В отличие от последнего русско-турецкого саммита, двум лидерам не пришлось в срочном порядке тушить тот или иной конфликт, но от итогов их переговоров во многом зависит развитие событий как на Украине и в Сирии, так и в Нагорном Карабахе, где ситуация балансирует на грани широкомасштабных боевых действий.
Действительно, встреча лидеров России и Турции очень важна для развития двусторонних отношений между нашими странами, отметил в беседе с Царьградом политолог, эксперт по международным отношениям Фархад Ибрагимов.
По его мнению, наши страны сейчас очень многое объединяет как в части экономического, так и политического взаимодействия. Особенно это важно в условиях того санкционного режима и экономической войны, которую Запад объявил нашей стране за проведение абсолютно независимой политики.
Турция – один из самых весомых членов НАТО. И она не присоединилась к санкциям против нашей страны, – отметил политолог. – В целом Турция проводит довольно прагматичную политику, поддерживая взвешенные отношения с нашей страной. Отказавшись присоединиться к санкциям против России, Турция показала, что предпочитает проводить собственную политику, что это для Анкары крайне важно, в том числе и с точки зрения безопасности.
И встреча между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом в очередной раз подтвердила тот факт, что наши страны сейчас нацелены на углублённую экономическую и геополитическую кооперацию. Общих тем у нас достаточно много – это экономические аспекты, это расширение нашего товарооборота.
По итогам текущего года цифра, скорее всего, достигнет отметки в 50 миллиардов долларов. Это довольно внушительный показатель. А по сравнению с прошлым годом товарооборот между странами увеличится почти в два раза.
Кроме того, Анкара заинтересована в запуске атомной электростанции Акуюн, которой занимаются специалисты из России. Играют свою роль и поставки наших энергоресурсов в Европу через Турцию. Наш президент уже подчеркнул, что европейские страны должны быть благодарны Турции за то, что та занимается вопросом поставки энергоресурсов. Потому что если бы не Турция, то вряд ли бы сейчас европейцы пользовались нашими российскими энергоресурсами. Мы видим, какие сейчас у них экономические проблемы, а транзит наших энергоресурсов через Турцию позволяет экономике Европы выжить,
– подчеркнул Фархад Ибрагимов. По его мнению, Анкара здесь играет серьёзную роль связующего звена, что является достаточно важным фактором.
Что касается политического аспекта, то тут можно сказать о вопросе вывоза зерна из порта Одессы. В этом вопросе действия украинской стороны носили провокационный характер. Турция же заняла весьма конструктивную позицию, удовлетворив одновременно и нашу сторону, и нивелировав возможные негативные последствия продовольственного кризиса.
В украинском кризисе Россия разберётся сама
Несмотря на то что ВСУ продолжают свои провокации, при помощи Турции удалось обеспечить провоз зерна из Одессы в турецкие порты, а далее – в Европу и другие точки мира. И тут у нас тоже есть общие интересы, поэтому крайне важно, чтобы и в этом вопросе наши отношения сохранялись и развивались.
Если говорить об украинском кризисе, то тут все прекрасно понимают, что до тех пор, пока Россия не достигнет своих целей по проведению СВО на Украине, говорить сейчас о чём-либо ином не то что не актуально, а даже бессмысленно. Турция же в этом вопросе занимает свою позицию, но старается обходить острые углы и не задевает вопросы, по которым мнения двух стран могут не совпадать. Понятно, что Россия свои цели обозначила и будет их достигать во что бы то ни стало. Об этом уже неоднократно говорил Владимир Путин. Поэтому никаких обсуждений этого вопроса быть не может,
– уверен Фархад Ибрагимов. Единственное, что можно обсуждать в рамках украинского кризиса, – это только какие-то гуманитарные аспекты, такие как вывоз зерна, недопущение голода и так далее. По иным аспектам все вопросы Россия решает единолично.
Турция же может играть роль некоего связующего звена, переговорщика. Мы помним, что в Стамбуле уже проходили встречи с участием делегаций России и Украины. В целом же Турция занимает тут ту же самую позицию, что и её европейские и американские союзники. Но взвешенность этой позиции и позволяет нам, России, оставаться в контакте с турецкой стороной.
Для Турции главный геополитический вопрос – ситуация в Сирии
Что касается вопроса Карабаха, на встрече в Сочи он не обсуждался. Сейчас Анкару больше интересуют двусторонние русско-турецкие отношения, поскольку экономический аспект сегодня важнее многих других. А из региональных проблем Турцию больше всего волнует ситуация в Сирии. Вопрос сирийского урегулирования, напомнил политолог, как раз и обсуждался на трёхсторонней встрече лидеров России, Турции и Ирана, которая проходила 19 июля в Тегеране.
Дело в том, что в Сирии иногда происходят незапланированные, непредусмотренные события, задевающие интересы каждой из трёх сторон. Тем не менее Владимир Путин поблагодарил турецкого коллегу за ту роль, которую он играет в деле урегулирования сирийского конфликта.
Сейчас для Турции на повестке дня, если мы говорим о региональных проблемах, прежде всего стоит именно сирийский вопрос. Это и непосредственная граница, и сирийские беженцы, и экономические аспекты, и в целом геополитическая ситуация на Ближнем Востоке.
Понятно, что по Сирии есть ещё очень много вопросов, которые не разрешены. И мы с вами знаем, что изначально наша позиция от позиции Турции кардинально отличалась. Но постепенно, со временем, мы смогли договориться по целому ряду очень сложных вопросов, которые ранее казались неразрешимыми,
– заметил эксперт. Тем не менее, несмотря на откровенное давление Запада, наше сотрудничество будет развиваться в сторону плотной кооперации, как на уровне трёхстороннего формата Россия – Турция – Иран, так и на уровне двухстороннего сотрудничества Москвы и Анкары. Вот именно это и не устраивает Вашингтон.