Штатовские «морские дьяволы» теснят Россию от Змеиного и от Одессы
На фото: беспилотный стелс-катер типа MANTAS T-12. (Фото: Zuma/TASS)
Надводные стелс-дроны, отправленные США Киеву, становятся самой большой угрозой кораблям РФ на Чёрном море
Давно стало никем не оспариваемым фактом: американцы за последние месяцы просто завалили украинскую армию самыми современными вооружениями. Но на днях в этой сфере случилось нечто из ряда вон выходящее. Пентагон предоставил в распоряжение Киева перспективные боевые средства, которые пока только испытываются. И которыми не располагают даже сами военные США.
Речь идет о достаточно миниатюрных беспилотных стелс-катерах типа MANTAS T-12, не зря названных по имени красивых и жутковатых скатов, издавна прозванных «морскими дьяволами». Для управления этими плавучими роботами, весом всего по 95 килограммов каждый, по утверждению американского сайта FedScoop (как сам он себя позиционирует — ведущего технического медиа-бренда на рынке федерального правительства), группа украинских военных уже прошла обучение на военно-морской базе ВМС США Литтл-Крик, штат Вирджиния.
Неизбежно скорое появление MANTAS T-12 в Чёрном море в районе Одессы наверняка внесет новое напряжение в непрекращающиеся зловещие события вокруг острова Змеиный. Да и во всей северо-западной части этой акватории. Что бы понять — какое? — надо прежде разобраться, что это за штука такая, MANTAS T-12.
Про то, для чего украинцам новое оружие, посланец Пентагона контр-адмирал Джон Кирби на брифинге рассказал так: «Они (русские — „СП“) использовали морскую среду для нанесения ударов по суше. Они использовали морскую среду для нападения на материк с точки зрения морского десанта. И они использовали морскую среду, чтобы запугать и… мы думаем, в некоторых случаях пытались сковать украинские сухопутные силы под Одессой».
И далее: «Они (на сей раз не русские, а сами катера MANTAS T-12, разработаные американцами в рамках программы „Повелитель призрачного флота“ — „СП“) созданы для того, чтобы помочь Украине с береговой обороной. И я думаю, что просто оставлю это. Я не собираюсь вдаваться в конкретные возможности».
Ну, коли контр-адмирал Кирби столь немногословен, возникший пробел в сведениях о новом оружии придется восполнять нам. И вот что выясняется.
Информационный бюллетень Министерства обороны США в очередном пакете помощи Украине в области безопасности на сумму 800 миллионов долларов назвал неуказанное количество «беспилотных кораблей береговой обороны», предоставляемых украинцам. Как и вообще большинство надводных стелс-беспилотников, такие разработаны для разведки (ISR), борьбы с надводными целями и для устранения минной опасности.
Стоит заметить: нынче подобные разработки ведут многие страны. В том числе и Россия. Но наша страна, насколько можно судить по открытым данным, основные усилия сосредоточила не на надводных, а на подводных беспилотниках. Чему свидетельством стал уже принятый на вооружение ВМФ РФ оснащенный ядерной энергетической установкой стратегический дрон «Посейдон» (прежде известный как «Статус-6»), способный скрытно преодолевать океаны и наносить удары по вражеской побережью, как бы далеко от нас оно ни находилось.
Первым носителем «Посейдонов» станет строившаяся специально под них атомная подлодка «Белгород», спущенная на воду в апреле 2019 года.
Однако как раз в сфере конструирования тактических надводных необитаемых аппаратов мы, насколько можно судить по открытым источникам, ушли не столь далеко, как американцы. Тем важнее повнимательней приглядеться к их «морским дьяволам», что уже, можно сказать, вплотную подбираются к нам через Украину.
Итак, MANTAS T-12 — это последняя модель в серии надводных роботов MANTAS. Хотя ну, как — «надводных»? В данном случае это выглядит довольно относительно. Потому что в целях обеспечения скрытности плавания корпус дрона общей длиной 3,6 метра в длину и 0,9 метра в ширину, в походе возвышается над поверхностью моря всего на 18 сантиметров. Однако способен нестись с приличной скоростью — до 40 узлов. Мореходность до 4 баллов. Дальность плавания — до 120 миль.
Понятно, что относительно скромные размеры не позволяют взгромоздить на этого «морского дьявола» много оружия. Вся расчетная полезная нагрузка всего лишь 63,5 килограмма. Что может входить в ее состав?
Миниатюрная гидроакустическая станция, способная обнаруживать как морские мины, так и подводные лодки. Еще — магнитометр для той же цели.
В принципе на надводные беспилотники Штаты сейчас пытаются приспосабливать даже небольшие ракеты, предназначенные для поражения морских и воздушных целей. Пока речь идет о малогабаритной сверхзвуковой зенитной SM-6 с активной системой самонаведения (ГСН AIM-120) на конечном этапе полёта, которая была успешно испытана 24 июня 2008 года на полигоне Уайт Сэндз.
Стоимость — 4,3 миллиона долларов за штуку. Дальность полета — около 240 километров. 18 января 2016 года запущенная с дрона ракета SM-6 потопила на учениях списанный американский фрегат USS «Reuben James».
В нашей случае все это выглядело бы достаточно грозно для Черноморского флота. Только SM-6 предназначена для совершенно других, куда более крупных катеров-дронов, чем обещанные Киеву «морские дьяволы». Пока в американском «Призрачном флоте» таковых всего два — USV Ranger и USV Nomad. Оба переделаны из быстроходных коммерческих судов снабжения.
А для чего же тогда MANTAS T-12 на пляжах Одессы? И каким образом они способны укрепить береговую оборону этого города?
Возможно, разгадка кроется в словах Брайана Кларка, директора Центра оборонных концепций и технологий Гудзоновского института. По его мнению, те морские беспилотники, что направляются на Украину, в иных обстоятельствах предназначены для разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), а также — для противоминных операций. «Но я не удивлюсь, если украинцы, когда они начнут их использовать, задумаются о том, как поставить на них смертоносную боеголовку», — добавил он.
И продолжил: «После того, как они получат эти дроны, украинцы смогут экипировать их по своему усмотрению. Так что я не удивлюсь, если украинцы включат туда, может быть, какие-то системы вооружения на тот случай, если они захотят использовать их для нападения на российские корабли».
Даже не сомневаюсь, что именно для этого MANTAS T-12 сейчас и готовят американцы с украинцами. Никаких там заумных гидроакустических станций с магнитометрами! Они Киеву просто ни к чему. Ни у Одессы, ни у Змеиного.
А вот вмонтированные в корпус быстроходного дрона потенциальные полцентнера гексогена или тротила — и пред нами уже управляемая морская мина. По мощи заряда втрое превосходящая древние, советские еще якорная ЯМ, которыми украинцы столь опрометчиво и совершенно бесполезно с началом боевых действий завалили свои прибрежные воды в Чёрном море.
Учитывая потенциальную скорость в 40 узлов, уйти от такой атаки будет сложновато любому нашему надводному кораблю. Отбиться можно лишь применяя устаревшие реактивные бомбометы РБУ-6000 и несколько более совершенные ракетные противолодочные комплексы РПК-8 «Запад», составляющие основу противолодочной обороны черноморских фрегатов «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Именно они, насколько известно, сейчас активней других действуют в тех краях.
Однако для успеха такой корабельной самообороны существует одно условие: учитывая динамику атаки «морских дьяволов», ее не должны «проспать» акустики и радиометристы. Если уверенности в этом у командира российского корабля нет, придется держаться от места потенциального выхода MANTAS T-12 в море подальше. Не ближе 60 миль. А от острова Змеиный, за который сейчас развернулась нешуточная борьба, до украинского берега, напомню, всего лишь около 15 миль. Что, конечно, добавит понятных сложностей черноморцам в боевой работе.
В Штатах, кстати, с большой заинтересованностью намерены наблюдать, как после доставки их надводных стелс-дронов на Украину станут развиваться боевые события вблизи берегов этой страны. В сущности это — продолжение испытаний перспективного оружия США в боевых условиях.
Об этом уже откровенно высказался Брент Сэдлер, старший научный сотрудник по морским боевым действиям и передовым технологиям в «Фонде наследия» США. Он заявил: «Это то, что позволяет нам лучше уяснить, как мы сами сможем использовать эти системы в бою. Так что мы также учимся. И можем извлечь пользу из боевого опыта, который украинцы получают на них. Мы многому учимся. Поэтому я думаю, что мы также выиграем, предоставив им эту возможность».