Европа приближает Апокалипсис: Завещание афонского старца Авраамия
Фото: святой-модест.рф
18 мая на 64-м году земной жизни скончался один из самых известных и любимых в России афонских старцев – настоятель кельи святого Модеста Иерусалимского афонского монастыря Симонопетра иеромонах Авраамий (Орлов).
Продолжающиеся Пасхальные дни не лишены светлой скорби: май 2022-го уже принёс несколько утрат, тяжёлых для многих русских православных людей. Так, на прошлой неделе скончался наш друг и соратник Александр Львович Феоктистов, а в начале нынешней, в канун 15-летия воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом – её 6-й Первоиерарх, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Сегодня же стало известно, что после долгой и тяжёлой болезни отошёл ко Господу настоятель кельи святителя Модеста Иерусалимского афонского монастыря Симонопетра иеромонах Авраамий (Орлов).
И хотя не могу не признаться, писать некрологи, особенно столь часто, очень нелегко, хочется вновь и вновь повторить: скорбь этих дней поистине светлая, Пасхальная. Ведь о каждом из ушедших в мир иной можно сказать одно: эти люди покинули нас как истинные христиане. Более того, как пример, образ и наставление (в случаях с владыкой Иларионом и отцом Авраамием – архипастырское и пастырское) для многих из нас. А потому печаль об ушедших соединяется с радостью о Воскресшем Христе, и даже чин отпевания в эти дни содержит Пасхальные песнопения.
Жизненный путь пастыря
Отец Авраамий (в миру – Анатолий Павлович Орлов) не был древним старцем по возрасту, но стал им по сути. Подлинный добрый пастырь, любимый духовный отец и наставник для многих русских людей, посещавших Святую гору Афон, будущий батюшка родился в Советской Чувашии в 1958 году. В семье фронтовика, ветерана Великой Отечественной и советско-японской войн, в победном 1945-м получившего тяжёлое ранение, но вновь вставшего в строй.
До 1949 года отец Павел Орлов (1926–1998) служил на Северном флоте, после чего трудился водителем. А в конце жизни стал диаконом, полностью посвятив себя церковному служению. Как и его дети: игумения Михаила (1954–2020), протоиерей Георгий (род. в 1965) и сам новопреставленный отец Авраамий (ещё одна дочь стала супругой священника). Матушка игумения Михаила, до конца жизни служившая настоятельницей знаменитого Макариевского Желтоводского монастыря, вспоминала о непростой доле православной многодетной семьи Орловых в советские годы:
Когда в школе узнали, что мы верующие, ходим в храм, стали открыто занижать оценки. И мне, и сестре, и братьям. А среднего братишку, Толика, с лёгкой руки учительницы прозвали преподобным Анатолием. Тяжело было детям.
Но так уж промыслительно сложилось, что советская учительница оказалась права: «преподобный Анатолий», будущий отец Авраамий, действительно избрал монашеский путь. Воспитанник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и московского Данилова монастыря, ещё в конце 1980-х, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, он отправился на Святую Гору Афон, где стал насельником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, а в 1994–1999 годах – одним из основателей и иеродиаконом его московского подворья. А уже с 1999 года остался на Афоне навсегда, после рукоположения в сан иеромонаха став настоятелем возрождённой практически из небытия Келии святого Модеста (говоря светским языком, «филиала» монастыря, находящегося в некотором удалении от монастырских стен). Вот как об этом говорится в истории самой кельи:
Устав горы Афон не разрешает постройку новых монастырей и скитов, зато можно восстанавливать старые, сгоревшие или разрушенные обители. Иеромонаху Авраамию (Орлову) по его просьбе игумен монастыря Елисей дал благословение на возрождение кельи священномученика Модеста. 23 июля 1999 года отец Авраамий, отец Нил и двое мирских помощников прибыли к развалинам обители, поселились в палатках и начали восстанавливать келью. Новый храм закончили 27 августа 2000 года. От старой церкви остался закладной камень, который вставили в стену новой. На нём дата – 21 февраля 1886 года. Полное освящение храма провёл архиерей Феогност 26 июня 2007 года.
За скупыми словами хроники – годы тяжёлого, но благодатного труда. Физического и молитвенного. И, конечно, уникальные личные качества отца Авраамия, который смог стать и подлинным старцем, духовником и наставником многих людей, и… самым настоящим прорабом, лично организовывавшим и участвовавшим в возведении кельи, выросшей в самый настоящий монастырь.
Заветы «монаха-хозяина»
Сергей Рудов, член Общественной палаты России и ответственный секретарь президиума Всемирного Русского Народного Собора, хорошо знавший отца Авраамия лично, с большой теплотой делится воспоминаниями о новопреставленном батюшке:
Отец Авраамий всегда был очень гостеприимен и заботлив о каждом, приезжавшем к нему. И это привлекало в келью святого Модеста очень много людей, в том числе – стремившихся помочь в её строительстве. Наше Русско-Афонское Общество – Георгий Сергеевич Полтавченко, Юрий Яковлевич Чайка и ваш покорный слуга – очень активно в этом помогали. И сам батюшка был настоящим «монахом-хозяином». Близ города Иерисос (недалеко от Афона) он возвёл подворье своей кельи, куда уже могли прибывать не только мужчины, как на саму Святую Гору Афон, но и целые семьи. Но эта теплота и гостеприимность отца Авраамия сочеталась с молитвенной строгостью, в его храмах богослужения всегда совершались в полном соответствии с церковным Уставом.
При этом отец Авраамий не был публичным человеком, нечасто давал интервью, а потому слова, сказанные батюшкой главному редактору газеты «Русь Державная» Андрею Печерскому относительно недавно, в Пасхальные дни 2021 года, особенно ценны:
Идёт духовная брань, духовная война, и даже не касаясь политических проблем, надо сказать, что на Русь, на Землю Русскую идёт большое давление. Почему? Потому что, слава Богу, до сих пор Земля Русская ещё не настолько уязвлена и не подчиняется этим западным влияниям. Узаконенного содомского греха, который страшно влияет на всю общественную жизнь, у нас нет… Эта духовная война, конечно, воздействует на наш общественный строй, на наши установления, на общество людей… А это приближает мир к Апокалипсису, потому что Господь сожжёт эту землю, когда она будет такая, наполнится этой болезнью…
А совсем недавно в редакцию Первого русского телеканала Царьград было прислано прощальное обращение отца Авраамия, который, уже лёжа на смертном одре, поблагодарил всех за молитвы и сказал о самом главном в духовной жизни каждого христианина: «Господь дал мне время на покаяние». Сегодня при виде этих кадров слёзы наворачиваются на глаза. Но эти слёзы тоже исполнены радости. О том, что в Небесном воинстве Христовом появился ещё один духовный ратник – молитвенник за Землю Русскую и обо всех нас.
Покой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного иеромонаха Авраамия, и святыми его молитвами помилуй всех нас! Вечная память! Христос Воскресе!