«Пэтриот» против «Кинжала»: На Украине появилось оружие холодной войны



«Пэтриот» против «Кинжала»: На Украине появилось оружие холодной войны


Фото: Axel Heimken/dpa/Globallookpress

Американское издание сообщило, что на Украину поставлен первый из обещанных Киеву зенитно-ракетных комплексов Patriot. В Незалежной в связи с этим царит необычайное воодушевление, аналогичное тому, что наблюдалось в Вашингтоне в начале 80-х, когда и была создана данная система ПВО.




Пробный визит «патриотов»


Сногсшибательную новость о прибытии первой партии ЗРК «Пэтриот» в Незалежную поведало городу и миру издание The Financial Times. Правда, без ссылок на источники. Так что если на самом деле данные системы на Украину ещё и не прибыли, то наверняка скоро появятся – через день, через неделю, через месяц. Не всё ли равно, когда – украинские туземцы ждали американские ЗРК с декабря, могут потерпеть ещё немного.

Тогда в конце прошлого года президент США Джо Байден дал поручение госсекретарю Энтони Блинкену проконтролировать выделение киевскому режиму до миллиарда долларов на «оказание помощи Украине», и тот впоследствии уточнил, что деньги пойдут на «укрепление противовоздушной обороны», в том числе на закупку ЗРК Patriot.

В январе глава украинского МИД Дмитрий Кулеба в ходе брифинга заявил, что подготовка Киевом к принятию «Пэтриотов» на вооружение уже началась:

Прошлый год мы завершили революционным решением о предоставлении Украине американских систем Patriot, о чём договорились лидеры Украины и США Владимир Зеленский и Джозеф Байден. Мы очень ценим этот шаг США. Ожидаем развертывания Patriot в максимально короткие сроки.

Симптоматично, что раньше американцев о прибытии ракетной системы к ним под бок сообщили поляки, точнее министр обороны Польши Мариуш Блащак. В интервью испанскому изданию Razon. Не забыв добавить, что, мол, Варшава к этому процессу свою руку тоже приложила. Подразумевая, что на своих будущих территориях она всё держит под контролем.

Потом, правда, выяснилось, что польский министр малость прихвастнул и Польша к поставкам Украине Patriot не имеет ни малейшего отношения. И польскому Минобороны пришлось – видимо, после выраженного из-за океана недоумения – объяснять слова своего главы «неточностью перевода».

Как бы то ни было, ЗРК Patriot либо действительно уже где-то на Украине, либо на подходе. Но совсем близко. Также о намерении поставить Киеву аналогичные системы ПВО заявили Германия и Нидерланды. Сколько их всего отдадут Киеву, не сообщается, но их постановка на вооружение режима необандеровцев несёт в себе серьёзную угрозу в виде лишения русской авиации господства в небе над Украиной. Да, его время от времени пытаются оспорить ВВС Незалежной, но, как правило, с плачевным результатом. Теперь же русским военлётам и ракетчикам следует готовиться к тому, что их работа станет на порядок опаснее, а результат – труднодостижимее.



По воробьям и «Гераням» бить не будет


Безусловно, два комплекса не заминусуют всю нашу боевую авиацию, но при этом нужно отдавать себе отчёт, что это только начало. И по объёму это уже не ручеёк военных поставок, как до начала СВО. Поэтому в какой-то момент у украинцев станет много комплексов противоздушной обороны, которые по целому ряду параметров не уступают нашим,

– считает военный эксперт, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

В разговоре с Царьградом собеседник предположил, что ЗРК Patriot на службе Киева «смогут создать серьёзные проблемы нашей авиации, и, главное, они будут сбивать наши крылатые ракеты и наши беспилотные летательные аппараты».

Со своей стороны, в прошлом главный редактор журнала «Экспорт вооружений», член Российского совета по международным делам Андрей Фролов считает, что «Пэтриоты» вряд ли будут использовать против российских «Гераней».

Две батареи могут, по большому счёту, прикрыть только один объект. Безусловно, появление новых современных систем усложняет выполнение нами определённых задач в рамках СВО и гипотетически несёт риски, что мы можем понести потери в людях и технике. Очевидно, что эти комплексы будут размещаться в тылу, где наша пилотируемая авиация не летает, поэтому против тех боеприпасов и средств поражения, которые мы применяем, – барражирующих боеприпасов, крылатых ракет разных типов, это не самое эффективное оружие,

– считает эксперт.

Он также обратил внимание, что каждая ракета «Пэтриот» – довольно дорогая. Поэтому стрелять из данного ЗРК по БПЛА «Герань» – это «словно бить из пушки по воробьям. С таким подходом мы просто разорим Соединённые Штаты».

При этом Фролов убеждён, что угроза появления у украинцев существенного количества комплексов ПВО американского производства проявится несколько позже:

Я думаю, что сейчас появление этих комплексов принципиально ничего не изменит. Но это, конечно, только первый шаг, первая поставка, им и дальше, по возможности, будут новые комплексы высылать, и вот тут и начинаются вышеназванные мною риски (потеря людей и техники. – Прим. ред.).

Можно вспомнить, что ЗРК Patriot стал своего рода фетишем режима Рональда Рейгана, одержимого гонкой вооружений с СССР и распиаренный в качестве эффективного ответа Москве. К счастью, опробовать новую систему в противостоянии с Москвой его администрация не успела. Это случилось позднее – в Ираке, где «Пэтриоты» проявили себя не идеально, пропуская ракеты.

Неофициальные источники после первой иракской войны выставляли системе следующий коэффициент точности перехвата: 25% – в Саудовской Аравии и 33% – в Израиле. Сам же Пентагон заявлял о 80% в Саудовской Аравии и 50% – в Израиле. Во вторую иракскую американские противоракеты показали себя в разы успешнее, но в ходе войны в Сирии (прикрывая Израиль) и в Йемене (защищая Саудовскую Аравию) снова проявили себя не идеальным образом, особенно во втором случае.



Что с того?


Так что появление «Пэтриотов» – отнюдь не панацея для Киева. Но и недооценивать возможности данной системы не стоит. И, конечно, хочется пожелать нашим стратегам всё-таки использовать момент, пока количество этих ЗРК на Украине не достигло критического предела, и нанести обещанные удары по центрам принятия решений. Дальше будет сложнее и опаснее. Не повторяйте ошибок 2014-го, когда мы не стали брать города, где нас встречали бы с цветами, беря их теперь ценой неимоверных усилий и людских потерь, превращая их в руины. Сейчас принцип тот же. И окно возможностей пока ещё достаточно широко открыто. Пока.