«Спецоперация Z»: когда она закончится?
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС
Какой лист календаря годится для Дня освобождения Украины
Спецоперация на Украине может тянутся месяцами и приблизится к своему завершению лишь к концу года — прогнозирует директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт Василий Кашин. Он предположил, что до наступления холодов, говорить об окончании боевых действий в незалежной не стоит. Впереди лишь ухудшение гуманитарной ситуации на Украине, дальнейшая пробуксовка жовто-блакитной мобилизационной машины, — передает агентство Ура.ру со ссылкой на РБК.
Кандидат политических наук, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов считает, что спецоперация может продлится от нескольких месяцев, до полугода:
— В перспективе речь может идти об определенном паритетном разделе Украины между Россией и Западом, и о создании на ее территории некой буферной зоны, аккурат посередине. То, что сохранение текущего политического руководства Украины абсолютно неприемлемо для России — это очевидно. Я думаю, Москва будет настаивать не только на сохранении за собой определенных территорий, но и на том, чтобы Запад подобрал более приемлемую, договороспособную кандидатуру, которая, в отличие от администрации Зеленского, могла бы выстраивать с Россией конструктивные отношения. Для того, чтобы Запад пошел на уступки, требуются конечно какие-то достижения — победы на фронтах в течение ближайшего полугода.
«СП»: — Речь идет о продвижении наших войск до самых западных границ Украины или достаточно дойти до берегов Днепра?
— Речь идет о том, что лишь когда мы дойдем до границ Западной Украины, то в этом случае, где-то посередине — в Центральной Украине — может пройти разделительная полоса. Я думаю, что до этого времени и Запад, и режим Владимира Зеленского будут ожесточенно сопротивляться, биться, что называется, «до последнего украинца»…
Руководство России по-прежнему намерено закончить специальную военную операцию лишь по достижению стоящих перед ней целей. Ранее об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. При этом любая поставка вооружений на территорию Украины будут считаться законной целью для российских ударов. Ведь это оружие используется украинским режимом, ведущим войну против собственного населения.
Военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков считает, что переговоры с Западом можно начать хоть завтра, но это не значит, что для этого нужно завершать спецоперацию:
— Если дело будет развиваться такими темпами как сейчас, то еще месяц уйдет на то, чтобы ликвидировать котел, который образовался в регионе Донбасса. После этого, вопрос упирается в чисто политические решения.
Российские Вооруженные силы способны решать задачи на западной границе Украины в достаточно короткие сроки — на это может уйти пару месяцев, не больше. Но как это будет решаться с политической точки зрения, понять очень сложно. Тут включаются теневые договоры, защищающие интересы, не имеющие отношения к безопасности Российской Федерации.
Я могу сказать только одно: исходя из военной логики, должны быть уже давным-давно уничтожены администрация президента Зеленского, Верховная рада, Генеральный штаб, руководство СБУ и МВД Украины. Должны быть нанесены удары по штабам и центрам управления нацбатами. Исходя из военной логики после того, как Запад начал полномасштабную войну, должны быть полностью перекрыты поставки газа. Но ничего этого не было сделано.
Исходя из военной логики, должны были быть прекращены выплаты по евробондам, даже все разговоры об этом прекращены, тем более что у нас украдены наши деньги. Ничего этого пока не сделано.
Исходя из военной логики и ситуации, которая складывается в нашей стране, рублевые выплаты должны производится совершенно не так, как это делается сейчас. Фактически доллары и евро переводятся в наш банк, а мы самостоятельно переводим их в рубли — это бесполезный цирк. Мы должны покупать за рубли в Европе заводы, фабрики, лицензионные станки, которые нам жизненно необходимы. Тогда на Западе получали бы рубли, которыми бы расплачивались с нами за наш газ. А сейчас фактически нам продолжают платить в долларах.
Идет спецоперация, а через территорию Украины продолжает прокачиваться на запад российский газ. Мы Украине платим за прокачку этого газа три миллиарда долларов.
Так что в этих условиях сказать, как будет развиваться ситуация — сказать трудно. С сугубо военной точки зрения, впереди до окончательной победы на фронтах нас ждет два с половиной, три месяца А с политической — это может тянуться долго.
Такая странная ситуация не дает основания для оптимизма. Я могу сказать так: через неделю после начала спецоперации мы уже обошли Киев с запада. Если бы не политические игры, по линии Киев-Херсон могли бы отсечь Западную Украину от Восточной. И после этого на Восточной Украине не осталось бы ни боеприпасов, ни возможностей для пополнения личного состава.
Я хочу напомнить, что по автомобильным и железнодорожным мостам мы начали наноситься удары лишь месяц назад, хотя это следовало делать с самого начала. Должны были наносится артиллерийские и ракетные удары не только по железнодорожным путям, но и по объектам всей железнодорожной сети. По-прежнему мало делается для того, чтобы дезорганизовать украинский тыл. Без этой дезорганизации сделать бессмысленным сопротивление со стороны Украины будет невозможно.
«СП»: — Ну а если взглянуть на проблему не только с чисто военной точки зрения, но также с политической и экономической? Когда у Запада кончится терпение и ресурсы для помощи Украине?
— Вы когда-нибудь видели, чтобы доллары и евро бегали по линии фронте с автоматами наперевес? И никто не видел, потому что стреляют из автоматов люди, а доллары с евро — это в лучшем случае фантики. Их можно смять и использовать в туалете.
Запад гонит на Украину старое оружие. Новое они туда посылать не желают, потому что оно им самим может пригодится. Они уже об этом вопят. На Западе начинают понимать, что ситуация складывается для них плохо. Уже даже «пятая колонна» в России не работает.
Запад — задергался. Заговорили о польском участии на Украине. Британцы хотят ввести корабли НАТО в Черное море, чтобы «обеспечить доставку зерна с Украины». А фактически доставку боеприпасов и тяжелого вооружения на Украину — прямо в зону боевых действий.
По мнению политолога, генерального директора Института политических исследований Сергея Маркова сейчас ситуация находится «в свободном полете»:
— Понять, когда все закончится — невозможно. Единственное, что ясно точно, в этом мае не все закончится. Все зависит от существенного ущерба, который одна из сторон конфликта нанесет другой. А еще нужна стратегия для победы. Пока же обе стороны — одна на словах, другая на деле — нацелены победить.
«СП»: — До какой границы нужно дойти российским войскам для того, чтобы преимущество стало решающим?
— Я лично считаю, что нужно дойти до западных границ Украины, а потом — предоставить автономию Западной Украине. По моему мнению, там невозможно получить постоянный пророссийский режим, поскольку он не сможет опираться на пророссийское население — там десятилетиями взращивались антироссийские настроения. Но, с другой стороны, мы по опыту знаем, что чем жестче российская армия стреляет, тем уважительнее относятся к России. Чем более жестким будет штурм Киева и Ужгорода, тем лучше к нам будут относится впоследствии. Но потери с нашей стороны не должны быть большими, а для этого нужно в первую очередь задействовать авиацию и артиллерию.