Украинское сельское хозяйство. Миф об украинской домовитости
Мне всегда было крайне интересно, откуда берутся мифы о трудолюбии белорусов или, например, гостеприимстве грузин. Создавалось впечатление, что где-то есть народ ленивцев или племя дико озлобленных людей. А может, где-то проходил конкурс? А русских, лезгин, вайнахов, татар, бурят, якутов и кабардинцев на него не позвали? Лично я ни открытки, ни письма, ни уведомления электронной почтой не получал.
Но факт остаётся фактом. Мифы множатся, плодятся и развиваются. Один из них ― это, как недавно говорили на Западе, «аграрная сверхдержава» под названием Украина.
Корни «сверхдержавы» уходят ещё в советское прошлое. Именно тогда ковалось мнение, что Украина ― это всесоюзная житница. А как иначе? Земли прекрасные, крестьян навалом, да ещё и каких крестьян — работящих, бойких, хозяйственных, как было принято считать.
Забавно, что, эксплуатируя именно этот миф, украинствующие граждане во время развала СССР набирали себе электорат. Именно тогда родился неувядающий мем — «москали зъилы наше сало». В 90-е годы на Украине буквально пачками гуляли листовки, в которых подробно указывали «выробництво» мяса, молока, цукру, зерна и картопли. И всё это было правдой. По показателям сельскохозяйственного производства УССР опережала Британию и Францию.
Только вот в хитросплетения работы экономики и промышленности никто не вникал. Да и зачем? Какому обывателю интересно знать, как кладутся дороги, строятся атомные станции, поднимаются ввысь космические корабли и спутники, производится цемент и медицинские препараты? Скучно ведь. А вот сколько произвели мяса и сколько сожрали — всегда интересно.
Казалось бы, всё для сельскохозяйственного процветания есть. Окультуренные почвы виноградников Крыма, пшеничные поля Полтавы, херсонские огороды со знаменитыми помидорами и т. д. И немаловажно, есть крупная машиностроительная отрасль, чтобы не пахать на волах и не собирать яблоки вручную. Но что-то пошло не так…
Аграрная сверхдержава на минималках
В 2016 году посол США на Украине Джеффри Пайетт заявил:
«Украина уже является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственных товаров, но она должна стать аграрной сверхдержавой».
Хуторские патриоты встретили эту речь с восторгом. Впрочем, были предпосылки. Джеффри произносил эти слова во время подписания соглашения о привлечении инвестиций на строительство зернового терминала в морском торговом порту «Южный» (Одесская область).
Конечно, для страны, которой подарили независимость с полным «промышленным пакетом», такие реляции унизительны, но уж как срослось. Однако и аграрная сверхдержава не сложилась.
Современное сельское хозяйство включает в себя и растениеводство, и животноводство, и овощеводство и т. д. Сельхоз, вопреки сложившемуся стереотипу, снабжает своей продукцией и промышленность. Тяжело обойтись без каучука, льна или рапса. Поэтому и без самой промышленности не обойтись, с которой сейчас на Украине, мягко говоря, тяжело.
Харьковский тракторный завод лихорадит периодической угрозой банкротства с 2001 года, а в 2021 году была начата процедура санации предприятия. По факту это крик о помощи перед банкротством. Легендарный «Южмаш», выпускающий в том числе и сельскохозяйственную технику, также не в лучшем состоянии.
Остальные предприятия Украины, выпускающие сельхозтехнику, в которых ещё теплится (или теплилась) жизнь, можно отнести к разряду «мы в гараже с дядей Мишей». Эти предприятия либо занимаются просто сборкой уже готовых узлов зарубежной (часто китайской) техники, либо приклеивают свой бренд на кабину, которую с грехом пополам собрали сами.
И это не говоря уже о тех предприятиях, которые приказали долго жить до майдана. К примеру, «Львовсельмаш» производил не только тракторы, но и опрыскиватели, культиваторы и машины для картофелеводства. В 2012 году завод, по сути, прекратил своё существование. Правда, перед этим печальным событием несчастный «Львовсельмаш» долго агонизировал, а рабочие ходили на многочисленные митинги.
Разрушалось не только машиностроение, но и инфраструктура — зерно на подводах не повезёшь, точнее, повезёшь, но только «трохи для сэбэ». В октябре 2019 года премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, что украинская железная дорога изношена более чем на 90 процентов. И с каждым годом украинские железнодорожники всё меньше обеспечивают перевозку зерна — просто не могут. Ну а состояние автомобильных трасс Украины автору пришлось испытать на себе. Выбоины глубиной в 40 см далеко не редкость.
Естественно, без техники и инфраструктуры конкурентоспособность продукции снижается, т. к. цена конечного продукта растёт. Зато можно снизить зарплату работникам. Путь тупиковый, но обогатиться можно.
Какие-то неправильные у вас пчёлы
Одним из самых ярких украинских «аграриев» является Александр Поворознюк. Персонаж откровенно карикатурный, но стоимость его хозяйства исчисляется десятками миллионов долларов. Так что стоит присмотреться.
Поворознюк родился в 1971 году в Кировоградской области и был типичным советским гражданином, но стоило повеять ветрам перемен, как такое началось. Уже в 90-х он принялся за свою карьеру предпринимателя по поставке дизельного топлива. Он сам же этот период ярко прокомментировал: «Крали солярку з кар’єру. Тоді тільки лінивий її не крав».
А в 2000 году гражданина потянуло к земле. Бывший экономист по образованию (официально) ощутил острую нужду прильнуть к аграрному сектору. В том же 2000-м возникло фермерское хозяйство «АВИЛ», начавшее втягивать в себя все соседние земельные участки.
Не прошло и десяти лет, как Поворознюк в 2006 году был «избран» председателем СВК «Пятихатский», а в следующем году Александр стал генеральным директором ООО «Агрофирма “Пятихатская”», т. к. СВК мирно загнулся. Дело стало таким доходным, что в 2013 году Поворознюк создал собственный футбольный клуб «Ингулец».
В основном именно своей «футбольной» деятельностью он и стал известен некоторым гражданам России. Во время матча «Реал» — «Ливерпуль» в прямом эфире президент футбольного клуба «Ингулец» Александр Поворознюк заявил: «Наши ребята — самая сильная армия по духу! Я это говорил и говорю. Еще немножко подождать, когда нам дадут оружие западные партнеры… Я думаю, что мы такой п… россиянам дадим, что они пойдут на край географии…».
Не знаю про украинский «дух», но сам Александр ― персонаж весьма боевитый. Поворознюк, по некоторым данным, был неоднократно судим, а с собой в машине, по собственному же признанию, он возит автомат. В одном из интервью этот гражданин прямо заявил: «Я с легкостью брал автомат и стрелял не в людей, а в нелюдей, которые хотят нажиться на ровном месте…».
Конечно, автоматическое стрелковое оружие на Украине под запретом, но кого это интересует. Правда, в 2021 году некая группа «энтузиастов» всё же сильно заинтересовалась Поворознюком. Настолько заинтересовалась этим «мирным хлеборобом», что взорвала его личный кабинет. Однако наш герой выжил и позже весьма охотно раздавал интервью СМИ, во всех подробностях описывая покушение на его особу. В итоге пострадали только служащие его конторы, а сам Александр, как говорится, поймал хайп.
Разумеется, Поворознюк лишь знаковая фигура, наживающаяся на увечности современного состояния Украины. В его хозяйстве выращивают пшеницу и масличные культуры, т. е. то, что можно продать за границу, включая рапс. Ему льстит, когда батраки, pardon, работники называют его «папа». Хотя человек, вольготно разъезжающий с автоматом, может требовать называть себя как угодно, если реальность такова.
Позвольте помочь намылить верёвку?
В середине мая глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил: «Мы должны помогать Украине продолжать производить и экспортировать зерно и пшеницу. Хранилища Украины сейчас забиты. Их необходимо опустошить, чтобы получить место для нового урожая. Мы работаем над тем, чтобы вывезти это зерно».
Учитывая сложившуюся ситуацию, данная помощь выглядит какой-то людоедской. Так «помогают», когда намыливают верёвку или включают газ. Сразу же целый ряд европейских и иных компаний откликнулся на этот призыв о помощи. И, несмотря на все россказни о русской вероломной блокаде Одессы, зерно начали уверенно растаскивать.
В южном направлении пшеница утекала через маломощные порты по Дунаю, а в северном направлении грузы уходят через Польшу. Разумеется, не считая того, что банально разворовал кондовый одесский криминалитет, пользуясь «удобным» положением.
И проворачивали этот трюк, совершенно не думая о будущем, под соусом «ещё вырастет». А вырастет ли? Ремонтная база понесла значительные потери. Огромная часть трудовых ресурсов банально выехала из страны, а остальных затаскивают в ряды ВСУ под любым предлогом. Часть пахотных земель потеряна, скорее всего, навсегда. К тому же периодическая блокировка работы Одесского припортового завода ставит крест и на столь необходимых минеральных удобрениях. Даже киевские оптимисты, обслуживающие власть, прогнозируют снижение урожая в будущем году на целых 40 процентов! Хотя неизвестно, будет ли урожай в принципе в объёмах, превышающих статистическую погрешность.
Но так ли одиозно коварны Европа и США, бросающие Украину в объятья продовольственного кризиса? Отнюдь нет. На самом деле это просто продолжение сложившихся за годы торговых взаимоотношений между странами Запада и Украиной, которая в этом алгоритме выступала в роли колонии со своей компрадорской элитой.
Государство, которое кичилось званием житницы, ещё до спецоперации и даже до майдана встало на рельсы деградации сельского хозяйства. Показатели производства мяса, молока, овощей и фруктов опасно колебались, показывая периодические падения задолго до того, как первый активист майдана нахлобучил на голову кастрюлю.
При этом показатели урожая зерна и масличных культур росли, что дарило ложное ощущение неизменного благополучия. Но уже тогда компрадорская психология, свойственная политикам, окончательно и бесповоротно овладела крупными аграрными воротилами. Постулат «после нас хоть потоп» стал алгоритмом ведения дел.
Сначала Украину атаковали беспощадные русские огурцы!
В прошлом году Украину облетела воистину трагическая весть, которая не могла не отразиться острой болью в сердцах украинских патриотов. В Киеве признали, что впервые за период своей независимости Украина начала импортировать тепличные огурцы из «страны-агрессора». И это несмотря на импортную пошлину в 10 процентов.
Но это только один из множества мрачных фактов реальности. В 2018 году Украина поставила рекорд по закупкам картофеля, в том числе российского, который поставляли под видом белорусского. В 2020-м нэнька вошла в тройку мировых лидеров среди импортеров российской мясной продукции. Вот вам и знаменитое украинское сало с запатентованным борщом!
В том же 2020 году Украина начала подбираться к званию лидера по закупкам российской молочной продукции. Забавно другое. В общем ценовом выражении украинский рынок для российского агроэкспорта ― это что-то около трех процентов.
Одновременно с этим в Киеве наперебой рассказывали о необычайных показателях урожая пшеницы за всю историю и показателях экспорта подсолнечного масла. А Порошенко уже на излёте своего президентства хвастался в Давосе, что уже открыл свыше 80 заводов сельскохозяйственной направленности. Однако не уточнял, что подавляющая их часть — это элеваторы и маслоэкстракционные предприятия.
Но всего этого пшенично-масличного оптимизма почему-то совсем не разделяли ни животноводы, ни птицеводы, ни садоводы, ещё работающие на Украине. Суть в том, что подавляющее количество крупных аграрных магнатов на протяжении десятилетий вкладывались в то, что не требует больших инвестиций и сулит относительно быструю прибыль. Сам стиль ведения бизнеса в таком формате диктовал необходимость скорейшего сбора урожая и его продажи за валюту, т. е. за границу.
Пока животноводы и птицеводы выли от дефицита кормов, «хлеборобы» гнали зерно за рубеж в промышленных масштабах. В прошлом году исполнительный директор ассоциации «Союз птицеводов» Сергей Карпенко заявил, что производители просто вынуждены останавливать производство. Медленно загибались и мукомолы с деградирующими технически предприятиями. И ни крупные магнаты, ни государство не желали спасать целые направления сельского хозяйства, требующие модернизации и инвестиций.
Сейчас если и представить в горячечном бреду, что у кого-то из «аграриев» проснулась совесть, то оставить зерно в стране он, возможно, просто не сможет. Точнее, он обречёт урожай на гниение. Ведь деградировала и инфраструктура, и логистика, а зерно не мрамор — полиэтиленом не накроешь.
Тепличные же хозяйства окончательно прикончили доктринёрские отказы Киева от российского газа и энергетический кризис в Европе, поданный под «зелёным» соусом демагогии. Ещё в ноябре прошлого года президент ассоциации «Теплицы Украины» Евгений Чернышенко заявил: «Все сильнее дорожающие энергоносители бьют по тепличной отрасли Украины. Из 1150 гектаров теплиц страны осталось 170 га».
Поразительно, но даже подсолнечное масло, которое производят в поистине космических масштабах, из-за временщичества дельцов для потребителей внутри Украины стало менее доступно. Опять же, ещё в прошлом году представитель компании «ГрадОлия» Станислав Таршин заявил СМИ, что себестоимость производства для предприятий масложировой отрасли увеличилось до 10 процентов, а ценники на подсолнечное масло в магазинах могут подскочить до 100 гривен за литр. И это ещё в относительно мирном 2021 году!
По сути, вывоз зерна из современной Украины — это всего лишь продолжение компрадорской политики внутри страны и потребительского отношения к ней со стороны западных «союзников». Никакого небывалого вероломства Запад не проявил. Он действовал по стандартной схеме — выкачивал сырьё, не давая украинскому сельскому хозяйству окончательно загнуться и оставляя ему производить земельно-затратные товары. А с другой стороны, Запад вполне устраивала невозможность в данном положении украинским аграриям вырасти до уровня крупных конкурентов в иных сферах.
Просто сейчас эта старая политика на фоне лавинообразного краха Украины слишком уж ярко бросается в глаза, но и только.
Коровник на кирпичи, двери на заборы…
Земля донбасских степей, вопреки расхожим представлениям, что она исключительно с шахтами, в советское время пестрела всевозможными колхозами и совхозами, а о совхозах Донецка, занятых только в цветочном хозяйстве, ходили настоящие легенды. Совхоз «Троянда» выращивал замечательные розы, «Декоративные культуры» растили прекрасные гвоздики, а «Тюльпан», соответственно, специализировался на всех видах тюльпанов.
Конечно, сейчас всё изменилось. Когда едешь по кажущейся бесконечной холмистой степи, то по обеим сторонам дороги то и дело проносятся остовы кирпичных и панельных хозяйственных строений с зияющими пустыми глазницами оконных проёмов. Кое-где ещё даже плодоносят окончательно одичавшие, но пока живые садовые деревья — осколки былой плодовой гордости.
Нет, здесь не было боёв, и не блокада, объявленная Порошенко, уничтожила их. Всё та же компрадорская политика временщиков аннигилировала почти все эти предприятия. Донбассу отвели участь угольного бункера и металлургического родника, т. е. всего того, что приносило прибыль, а остальное неважно.
Вторую жизнь руины бывших совхозов приобретали только тогда, когда местные жители разбирали их на кирпичи, чтобы продать по низким ценам как стройматериал. Печальная судьба.
Впрочем, быть может, сейчас у Донбасса появился второй шанс на возрождение, а есть ли он у того, что сейчас называется Украиной, не знаю.