Запрещённый приём: Америка наращивает нефтяные мускулы против России
Фото: Russian Lite / Shutterstock.com
Американцы – мастера по запуску дымовой завесы. Создатели PR как отдельной сферы деятельности научились тщательно маскировать свои истинные намерения. Так, сегодняшняя ситуация с украинским кризисом, вполне возможно, используется для прикрытия возрождения сланцевой добычи. Активизировать добычу с помощью гидроразрыва пласта без всякого повода – значит, нарваться на серьёзные обвинения в антиэкологичной экономической деятельности. А ведь борьба за «зелёную» энергетику – ключевой пункт программы Демократической партии США.
«Кому война, а кому мать родна», – гласит старинная русская поговорка. В любом вооружённом конфликте есть стороны, имеющие экономическую заинтересованность. Не всегда военное столкновение побуждается именно ими, однако их роль всегда остаётся весомой. В случае с Украиной становится всё более очевидным интерес американских нефтяников. Во влиятельном издании The Wall Street Journal вышла статья обозревателя Даниэля Ергина, которая объясняет рост добычи американской нефти результатом украинского кризиса. Дескать, благодаря напряжённости в Восточной Европе Соединённые Штаты смогут потеснить русскую долю в европейском энергетическом балансе.
Дело не в украинцах, а в сланцевой нефти
Вместе с тем заокеанский журналист выдаёт желаемое за действительное. Причиной роста нефтедобычи в Новом Свете является, как ни странно, увеличение биржевых расценок на чёрное золото. Стоимость марки Brent на текущий момент колеблется в районе 94 долларов за баррель (для сравнения: в конце января было 85 долларов). А это значит, что крупные добывающие компании могут активизировать извлечение сланцевой нефти. Её главная отличительная особенность – высокая себестоимость (от 50 до 70 долларов). Русское чёрное золото отличается низкой себестоимостью – до 10 долларов, саудовская – тоже (от 3 до 10 долларов).
Управление энергетической информации Министерства энергетики США сообщило, что в марте 2022 года добыча сланцевой нефти вырастет на 109 тысяч баррелей в сутки и составит 8,7 миллиона баррелей в сутки. Увеличение произойдёт во всех сланцевых бассейнах Америки. Уже сейчас американскими сланцевыми нефтяниками не только достигнут, но и превзойдён доковидный уровень. Ситуация долгоиграющая – выход на рекордные показатели ожидается ко второму полугодию 2023 года. Кроме всего прочего, сланцевые компании сильно закредитованы из-за проблем 2020-го.
То есть мы видим довольно чётко: крики о «вторжении русских на Украину» являются во многом дымовой завесой для того, чтобы объяснить наращивание сланцевой добычи. В противном случае возникнет резонный вопрос: почему США, с одной стороны, идут в авангарде борьбы за «зелёную» энергетику, энергопереход и экологию (им подпевают и российские сислибы), а с другой – способствуют расширению нефтяной отрасли. Для тех, кто не в курсе: сланцевая добыча требует применения многостадийного гидроразрыва пласта. Это самое антиэкологичное, что только можно было придумать. Такая технология запрещена судебными решениями в целом ряде западноевропейских стран: во Франции, в Нидерландах, Германии и целом ряде других государств.
Американцы однозначно будут держаться за сланец. Так называемая «сланцевая революция», произошедшая на рубеже 2000–2010-х годов, принесла колоссальную прибыль транснациональным корпорациям, а также помогла Соединённым Штатам существенно сократить зависимость от импортного чёрного золота. Только за 2010–2013 годы ввоз нефти из Венесуэлы сократился на 33,5%, из Нигерии – на 76,4%, из Мексики – на 26,1%. Точно такая же картина наблюдалась на газовом рынке (такими же методами добывается и голубое топливо). В первой половине 2010-х добываемый с помощью гидроразрыва пласта природный газ сильно ударил по мировым ценам, что негативно сказалось на «Газпроме».
США наращивают добычу нефти, потому что у них есть для этого возможности. В Америке присутствуют разные точки зрения. Нужна ли нефть, в принципе, в большом количестве? Байден приходил под «зелёной» повесткой – дескать, нефти нужно поменьше. Закрыл проект нефтепровода Keystone XL из Канады, ввёл ограничения на выдачу лицензии на бурение на федеральных землях в федеральных акваториях. Потом, правда, его решение было фактически отменено другими инстанциями. Но он на эти администрации посмотрел сквозь пальцы, потому что, в принципе, Байден столкнулся с тем, что «зелёная» повестка хороша на выборах или для пропаганды. В реальности же, когда избиратели чувствуют, что дорожает бензин из-за дорогой нефти, начинают быть недовольны правительством, рейтинги Байдена начали падать. Поэтому, вопреки своей же повестке, Байден стал призывать к увеличению добычи внутри ОПЕК. И принял решение о том, чтобы даже выбросить на рынок часть стратегических запасов чёрного золота, которые хранятся в Америке. Это дало маленький эффект, но тем не менее. И, по сути дела, стал призывать внутри США больше добывать. Конечно, звучит дико, непоследовательно, показывает, насколько противоречива «зелёная» повестка в интерпретации многих политиков. Но это реальность. Большая добыча нефти в Америке теоретически снижает зависимость от стран, которые поставляют энергоресурсы. Даёт Америке возможность экспортировать больше нефти. Это увеличивает её роль в мире, в том числе энергетические американские мускулы наращиваются, геополитическая роль страны возрастает,
– считает эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.
Другое дело, что и там есть сложности. Нельзя расти так быстро, как во время сланцевого бума, когда добыча росла в два раза за 10 лет только при Обаме. Только при нём, несмотря на активное лоббирование экотематики, добыча нефти на самом деле выросла на 80%. В Америке колоссальный рост. Любая страна была бы рада так быстро расти с точки зрения нефтяной добычи. Но там есть сейчас ограничения, уже так быстро расти не получается. Хорошие участки заняты, поэтому и «зелёная» повестка мешает привлечению большого количества денег в проекты. Сейчас рост будет не такой быстрый, как это было во времена сланцевого бума, но все равно несколько процентов в год будет расти. И так Америка на первом месте по добыче нефти. И она будет дальше увеличиваться, убеждён аналитик.
Вот я, например, не уверен, что Россия станет действовать аналогичным образом. Мы, наоборот, кажется, упёрлись практически в потолок. По крайней мере в этом году упрёмся. А Америка продолжает расти. Насчёт экологии: гидроразрыв пласта в густонаселённых регионах в Америке запрещён, например в штате Нью-Йорк. В тех местах, где мало населения, используется. На это, в принципе, смотрят власти спокойно. Не думаю, что это отменят в Техасе где-нибудь или в Дакоте. В России тоже гидроразрыв используется, но преимущественно в малонаселённых регионах. Хотя отечественные компании очень гордые, что они умеют делать разрыв пласта, это особая техника, тут требуются большие умения и компетенции. Но у нас это в тех местах, где подальше от населённых пунктов. В Европе гидроразрыв пласта практически не используется, потому что там густонасёленная территория,
– заявил в комментарии Первому русскому телеканалу Царьград Станислав Митрахович.
Что с того?
Россия должна занимать проактивную позицию в вопросе борьбы за экологию. Клин, как известно, вышибается клином. И если сейчас Вашингтон и Брюссель пытаются представить в качестве главной экологической проблемы выбросы СО2, нам следует работать в ином направлении – навязывать антисланцевую тематику. На всех переговорах, на всех международных площадках и конференциях говорить о вреде гидроразрыва пласта, показывать чудовищные фотографии, демонстрирующие варварство американских нефтедобытчиков, показывать слезливые документальные фильмы.
Не помешает также подкармливать международных «экоактивистов», которые всю свою деятельность построили на денежной основе (когда надо, проблемы замечают, когда не надо – молчат и кивают гривами). В этом вопросе вполне можно скоординировать деятельность с Китаем, ведь атакуют глобалисты в первую очередь Поднебесную.