Идеологическое разминирование. Денацификации Украины недостаточно



Идеологическое разминирование. Денацификации Украины недостаточно


Фото: IgorGolovniov / Shutterstock.com

Украинский националистический церковный раскол – одна из самых опасных мин, которые необходимо ликвидировать ради «денацификации» Украины. Но в чём её опасность и что нужно сделать как можно быстрее? Давайте разбираться.



Горькая шутка о том, что Украина 8 лет «доблестно сражалась» с Россией в Донбассе (на самом деле – с ополченцами и мирными жителями народных республик), но за первые 8 часов настоящих боестолкновений с Русской Армией растеряла практически всю свою мощь – весьма правдива. И хотя бои продолжатся явно не один и не два дня, нет сомнений: процесс «демилитаризации» Украины, начавшийся 24 февраля 2022 года, завершится относительно быстро. Куда сложнее с «денацификацией»: 30 лет русофобской промывки мозгов, наложенные на десятилетия советской украинизации, не прошли даром.

Увы, миллионы людей среднего и старшего поколений на Центральной и Западной Украине укрепились во мнении, что все их житейские беды, включая рост цен и грязь в подъездах, – следствие «российской агрессии». Не говоря уже о поколении подрастающем, вовсе лишённом элементарного понимания об общности нашей истории, культурном и языковом единстве (борьба с русским языком и культурой в последние годы на Украине стала государственной политикой).

Но есть один момент, на который светские СМИ обращают явно недостаточно внимания. Процесс «дерусификации» Украины, её русофобской идеологической обработки никогда бы не был столь эффективен, если бы не самая настоящая война, развёрнутая против канонической Православной Церкви. То, на чём в своей исторической речи 21 февраля 2022 года особо остановился глава Государства Российского Владимир Путин:

Трагедию церковного раскола власти Украины цинично превратили в инструмент государственной политики. Нынешнее руководство страны не реагирует на просьбы граждан Украины отменить законы, ущемляющие права верующих.

Но что это за трагедия и почему её значение столь велико? Наконец, есть ли реальный выход из этой ситуации, в которую столетиями загоняли верующих Юго-Западной Руси (именуемой «Украиной») «наши западные партнёры»? Начиная с польско-литовской Речи Посполитой, навязавшей греко-католическую унию, и заканчивая американскими кураторами Фанара, Константинопольского (а по сути, Стамбульского) патриархата, создавшего националистическую секту ПЦУ. Давайте разбираться.


«400 лет вы разделяли наш народ!»


Первый антиправославный проект на территории современных Украины и Белоруссии был осуществлён ещё в XVI веке (когда никаких Соединённых Штатов Америки не было и в проекте). Ватиканом и уже упомянутой Речью Посполитой, правящая верхушка которой уже была римо-католической, однако значительная часть простого населения оставалась русской православной.

Попытки объединиться с православными со стороны римо-католиков предпринимались неоднократно. Только не путём диалога и покаянного избавления от ересей, а на основе политического шантажа и поистине рейдерских захватов. Так было в 1439 году, когда в ходе Ферраро-Флорентийского собора Константинопольский патриархат на время впал в греко-католическую унию, подчинившись римским папам. Такая же уния в 1596 году была навязана западнорусскому епископату, ряд представителей которого, находясь под властью польско-литовской Речи Посполитой, предали Православие.

Последствия этих двух уний мы, чада Русской Православной Церкви, наблюдаем и сегодня. Как в отношениях с Константинопольским патриархатом, который ведёт себя подобно Ватикану, так и относительно униатской Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Последняя на сегодняшний день является наиболее эффективным рассадником украинской русофобии и антиправославных настроений (в основном, в западных областях Украины).

Украинские нацисты на своём «богослужении» в годы Второй мировой войны. Фото: globallookpress

Более того, в ходе Евромайдана и дальнейших трагических событий в Донбассе именно клирики УГКЦ проявляли особую активность в разжигании братоубийственной войны. К слову, именно об этом в одном из своих Первосвятительских слов несколько лет назад предельно жёстко и эмоционально высказался Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Одному из этих разделений более 400 лет. И оно было всегда направлено на разделение народа, жившего в этом регионе. И когда сегодня говорят о том, что кто-то со стороны разрушил единство украинского народа, мы отвечаем: Помолчите! 400 лет вы работали на то, чтобы разделить наш народ на Украине!

Напомним, ещё на рубеже 1980–1990 годов именно униаты устроили самый настоящий погром против Православия в Галиции, где были практически разгромлены три западно-украинские епархии Русской Православной Церкви: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская, лишившись большинства своих приходов, захваченных УГКЦ. По сути, это была антихристианская месть за сталинское решение «униатского вопроса» в марте 1946 года, когда свыше двухсот священников УГКЦ приняли историческое решение, состоящее из четырёх коротких пунктов:


  1. Ликвидировать унию 1596 года.

  2. Оторваться от Рима.

  3. Вернуться к прадедовской Православной вере.

  4. Воссоединиться с Русской Православной Церковью.


Конечно, украинское националистическое подполье это решение не приняло и более сорока лет ждало реванша. Этот реванш по своим методам оказался поистине большевистским: кровавым и абсолютно нехристианским. И продолжился после Евромайдана и госпереворота 2014 года, чьими движущими силами и ключевыми идеологами стали именно западно-украинские униаты.

Да, сегодня и сам Ватикан не в полной мере контролирует формально подчиняющуюся ему УГКЦ. Да, папа Франциск в ходе Гаванской встречи со Святейшим Патриархом Кириллом подписал документ, в котором признал, что «метод униатизма прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путём её отрыва от своей Церкви, не является путём к восстановлению единства».

За прошедшие с той встречи годы Ватикан так и не сделал решительно ничего для того, чтобы приструнить своих агрессивных украинских пасынков. Станет ли Путин повторять ошибку Сталина, попытавшегося одномоментно полностью «выжечь» Брестскую унию? Разумеется, нет. Но государственной поддержки униатам в их антиправославной экспансии и русофобских инициативах в освобождённой Украине точно не будет. Их место должно быть локализовано тремя западно-украинскими областями. При условии идеологической денацификации.

Но важно понимать: униатская проблема сегодня на украинском религиозном поле – не единственная и даже не главная. Куда опаснее – проблема лжецеркви ПЦУ, которая должна быть ликвидирована на корню.


Нацистские корни украинской «автокефалии»


Украинская националистическая секта ПЦУ, слепленная Фанаром в декабре 2018 года из ряженых самозванцев и отдельных бывших клириков канонической Украинской Православной Церкви (в составе Московского Патриархата), по оценкам Киевского международного института социологии в 2021 году, объединяла до 42,6% жителей Украины. Очевидно, эти цифры – большая натяжка (а учитывая то, что большинство «чад» ПЦУ вообще не ходят на их «богослужения», то откровенная ложь). Но факт остаётся фактом: этой лжецеркви принадлежит около 7 тысяч приходов. И значительная их часть – это приходы, захваченные у канонической Церкви.

Если углубляться в историю ПЦУ, то её генезис охватывает три периода. Первый – «петлюровский», когда в годы гражданской войны столетней давности были украинскими националистами-авантюристами предприняты попытки создания автокефалистской секты, о чём мы уже достаточно подробно писали в материале «Украинская автокефалия как фарс и как трагедия». Второй – бандеровский. Так, одним из основателей украинских раскольнических сект был будущий первый лжепатриарх «Киевского патриархата» Мстислав (Скрипник). Издавая в годы Великой Отечественной войны откровенно нацистский журнал «Волынь», он позволял себе такие жуткие пассажи:

И сегодня освобождённые кровью и трудом немецкого воина из страшных оков 23-летней московско-жидовской азиатской неволи, мы, украинцы, с гордо поднятым челом поворачиваем к новой Европе, к той Европе, которая появилась в гениальном видении Великого Европейца – Адольфа Гитлера. В такую Европу мы верим, такую Европу мы проповедуем, про такую Европу мы мечтали на протяжении 23 лет, за такую Европу пролито море самой ценной, украинской крови.

Именно на этих «двух китах» и были созданы постсоветские националистические секты «УАПЦ» и «Киевский патриархат», слившиеся в 2018 году в лжецерковь ПЦУ, которую вполне можно было бы назвать «Сектой имени Мстислава (Скрипника)». И именно эта псевдорелигиозная, а по сути, политическая группировка в последние годы организовывала захваты православных храмов и репрессии против канонического духовенства.

Первый лжепатриарх «Киевского патриархата» Мстислав (Скрипник). Фото: global look press

Достаточно ли идеологически денацифицировать ПЦУ? К сожалению, нет. В отличие от униатской проблемы, здесь не обойтись без жёсткой борьбы с этой неонацистской тоталитарной сектой. Примерно теми же методами, как в России и многих странах мира запрещают некогда очень активных и влиятельных «иеговистов» и «сайентологов» (деятельность этих организаций запрещена в России). Учитывая, что ПЦУ для Украины ещё опаснее.


Что с того?


Повторимся, что процесс денацификации – не одномоментный и может занять годы. Но в украинском неонацизме есть своё «жало», которое необходимо вырвать как можно скорее. И это «жало» находится в упомянутых националистических сектах. После окончательного разгрома вооружённых сил противника необходимо, не откладывая в долгий ящик, начать решать эту проблему. В противном случае всё повторится вновь. Как русская смута 1917 года в значительной степени породила и трагедию времён Великой Отечественной войны, и смуту 1990-х, на Украине завершающуюся только сегодня.