Финал спецоперации до конца суток: Два сценария для Зеленского
Фото: Ukraine Presidency/Global Look Press
Владимир Зеленский надеется, что военные действия завершатся до зимы. В своём выступлении по видеосвязи перед лидерами G7 он подчеркнул, что желает урегулировать ситуацию, но не видит возможностей для дипломатии в настоящий момент.
Как пишут СМИ, Владимир Зеленский «дал предельно ясный ответ, что сейчас не время для переговоров».
«Украина будет вести переговоры, когда она будет располагать возможностями для этого. То есть когда она восстановит позицию силы», – процитировали заявление Елисейского дворца в агентстве Франс Пресс.
Между тем пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сегодня напомнил, что спецоперация может быть окончена до конца суток. Для этого, во-первых, «нужен приказ националистическим подразделениям сложить оружие». Во-вторых, аналогичный приказ уже для ВСУ. В-третьих, «нужно выполнить условия Российской Федерации», сказал представитель Кремля, подчеркнув, что остальное – лишь «размышления главы украинского государства», а в России же ориентируются на мнение Владимира Путина.
Зеленский мог бы стать «президентом перемирия», если бы захотел
По мнению директора Бюро военно-политического анализа Александра Михайлова, у Зеленского была возможность за эти два с половиной года развести этот конфликт до уровня 2014 года. Примерно как отношения США и России периода «постхолодной войны»: вроде бы и большие друзья, но одновременно стратегические соперники.
В 2014 году последовали известные события в Киеве и в Крыму. После чего сама архитектура большой глобальной безопасности стала превращаться в некий трёхсторонний диалог между тремя ключевыми ядерными державами мира. Причём две из них вступили в некие союзнические отношения, а третья противостоит всему миру, заручившись поддержкой коллективной Европы,
– пояснил эксперт. По его мнению, Зеленский мог бы разрубить этот гордиев узел ради нормальных отношений с Россией хотя бы в рамках Минских соглашений.
Для этого у него было много возможностей, учитывая, что его партия «Слуга народа» имеет большинство в парламенте Украины. Он вполне мог провести поправки к Конституции, провести выборы в ДНР и ЛНР, дав республикам Донбасса автономию.
Ведь когда-то и Крым был автономен от Киева. И тогда с Украины вполне спокойно ездили на полуостров, занимались там бизнесом. То, что Украина умудрилась Крым полностью запустить – это уже другой вопрос. Но никакого гражданского противостояния долгое время не было, жили, как могли,
– напомнил Александр Михайлов. И если ситуацию в Донбассе Зеленский смог бы перевести тогда в «замороженное состояние», он бы стал президентом если не мира, то перемирия. Иначе говоря – президентом переходной стадии от Порошенко к следующему, более вменяемому политику, который бы пришёл на смену Зеленскому. По крайней мере Зеленский запомнился бы тем, что смог навести новые мосты между соседними братскими народами.
Но он избрал совершенно иной путь. Он купился на британское гражданство, на офшоры с миллиардами, которые получает за торговлю вооружением. Он купился на роль «звезды Запада» – сейчас он считается «самым популярным политиком» среди западного истеблишмента.
Он ведёт себя как звезда Голливуда, а не президент страны
Он чувствует себя голливудской звездой номер один. А западные политики повышают у себя в странах собственный рейтинг, позируя с ним на фотографиях. В каком-то смысле Зеленский добился успеха, но, скорее, как актёр, чем политик. Пусть и за счёт чёрного пиара.
Если речь о его дальнейших политических перспективах, то о них сложно говорить в позитивном ключе, – продолжил Михайлов. – Он заявляет об окончании боёв к концу года. Но насколько он бенефициар этого решения? Я в этом не уверен. Он мог бы принести на Украину мир, но выбрал войну, которую закончить не в его силах, поскольку он не управляет украинским военным контингентом.
По мнению эксперта, в ВСУ в целом уже утрачена какая-либо управляемость. Украинские военнослужащие продолжают сопротивление, не получая из Киева каких-то вменяемых приказов. Во многих случаях оборваны связи и с западными военными советниками, которые курировали подразделения на местах, поэтому в ВСУ нередко становится явной анархия. При этом степень насыщения оружием и средствами ведения боевых действий высокая.
Мне кажется, что в украинском истеблишменте – как в политическом, так и в финансовом – есть понимание того, чем всё это может закончиться, – продолжил эксперт. – Группировка ВСУ будет окончательно локализирована, частью разбита, частью взята в плен. Тыловые соединения, видя, что передовые части сломлены и разбегаются, тоже не будут сопротивляться. Какой им смысл умирать за президента, который в критической ситуации просто сбежит в Лондон?
А кто-то из Рады воюет на фронте? В кампании 2014 года многие народные избранники хайповали на теме АТО. Они туда приезжали, надевали каски, бегали и стреляли. А сейчас в реальных боевых действиях никого из них не видно. Разве что Зеленский подъезжал на каком-то поезде. И то не факт, что это не был снова какой-то хромакей.
В любом случае, элиты уже поняли, что кампания проиграна, а болтовня Запада так и останется болтовнёй, направленной на собственного избирателя, то есть для внутреннего пользования. А заодно – на украинского телезрителя, который, к сожалению, ничего другого не видит, кроме победных реляций от офиса Зеленского, поэтому вынужден смотреть то, что ему предлагают,
– отметил Александр Михайлов. Так что, продолжил эксперт, не стоит думать, что это Зеленский решает, когда закончится спецоперация. Он сейчас только выполняет роль рупора Запада, отлично понимая, что кампанию проигрывает.
Лучше пойти на переговоры, чем полностью растерзать страну
Поэтому он пытается отыграть хотя бы один главный козырь, а именно пять регионов Западной Украины, которые, по их замыслу, должны влиться в состав Польши, а по факту – в состав Евросоюза. Сейчас и так огромное количество пассионариев из Украины находятся в Евросоюзе, большая часть – локализована в Польше.
Кстати, в Польшу также поступает значительная часть вооружений, которая не доезжает до Донбасса, потому что её готовят для защиты. Так что, если Киев не пойдёт на переговоры, центральная часть Украины в ближайшей перспективе превратится в пространство для новых боевых действий, потому что Восточная Украина будет передана под контроль России и союзников.
Возможно, у команды, которая окружает Зеленского, хватит ума устроить «дворцовый переворот», организовать какое-то временное правительство, пойти на переговоры и сохранить хотя бы остатки своей армии. Для этого им надо согласиться всего с тремя требованиями, – напомнил Михайлов. – Признать независимость ДНР и ЛНР, отказаться от вступления в НАТО и демилитаризовать собственные территории, избавившись от западного вооружения.
На самом деле не такие уж ужасные требования, на них можно пойти ради сохранения собственного народа и собственной власти, в конце концов, заключил эксперт.
Таким образом, у Зеленского сегодня лишь два сценария: или выполнить условия России, или дождаться «дворцового переворота»…