Чужие здесь не ходят: Путин закрывает вопрос Каспия



Чужие здесь не ходят: Путин закрывает вопрос Каспия


Каспийская флотилия ВМФ России. Фото: MOD Russia/via Globallookpress.com

Геополитический разлом, который переживает мир, придаёт шестому Каспийскому саммиту особое звучание. Путин приехал в Ашхабад для участия в нём с суперцелью: Каспийское море должно остаться морем дружбы и регионального сотрудничества. Россия за этим проследит. У внешних провокаторов ничего не выйдет.



Мы часто забываем, что Каспийское море на языках большинства живущих по его берегам народов, в том числе туркменском и азербайджанском, по-прежнему называется Хазарским – в память об агрессивном, торгашеском государстве, о которое сломали зубы арабы (на их языке море тоже Хазарское), но которое раздавила Средневековая Русь, называемая в отечественной историографии почему-то «древней». Помните пушкинскую «Песнь о вещем Олеге», который «с дружиной своей, в цареградской броне» отправляется «отмстить неразумным хазарам, их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам». Той напоминавшей Карфаген, только сухопутный, Хазарии давно нет. Однако в мире существуют их могущественные преемники – США с модифицированным флагом Ост-Индской компании. Или, к примеру, Британия, позиционирующая себя «глобальной», которые спят и видят, как бы вернуть на Каспий хазарские времена. Половить рыбку в каспийской воде мечтает и «наш друг Реджеп» со своими прожектами тюркской, неоосманской империи в регионе, которые обе современные Хазарии вполне поддерживают, ибо они рассчитывают в дальнейшем подмять её под себя. Чтобы не допустить повторения в будущем мрачного прошлого, президент России Владимир Путин и прибыл 29 июня в туркменскую столицу Ашхабад для участия в шестом Каспийском саммите. Послание Путина яснее ясного: Каспийское море есть и останется морем дружбы и взаимовыгодного евразийского сотрудничества.


Почему нынешний саммит особенно важный?


В саммите по обыкновению участвуют лидеры прибрежных государств – Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Понятно, что Путин на этом мероприятии главный гость, так как все эти страны, за исключением Ирана, ещё недавно были в составе России. Этот факт – часть их собственной истории, от которой невозможно откреститься. Тем для обсуждения на саммите много: экономическое сотрудничество прибрежных стран, добыча полезных ископаемых, защита экологии, флоры и фауны Каспия при ведении хозяйственной деятельности, транспортная логистика, туризм, противодействие браконьерству и организованной преступности. В условиях рассасывания глобального мира на мир регионов, вращающийся вокруг доминантных стран (то есть в данном случае – России), эти важные и без того темы приобретают особое звучание.

Участники шестого Каспийского саммита (слева направо): президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Ирана Сейед Эбрахим Раиси, президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов, президент России Владимир Путин и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Фото: kremlin.ru / РИА «Новости»

Что они будут обсуждаться лидерами каспийской «пятёрки», сообщил глава МИД России Сергей Лавров, который вместе со своими коллегами заранее подготовил в Ашхабаде повестку дня саммита руководителей прикаспийских стран. Им предстоит обсудить три блока вопросов. Во-первых, по словам Лаврова, это

незыблемость и актуальность принципов, заключённых в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая была подписана четыре года назад на саммите в Казахстане и которая предполагает, что Каспийское море является морем всех пяти каспийских государств, имеет для каждого из них жизненно важное значение и предполагает, что только пять этих государств, расположенных на Каспии, имеют суверенные права в отношении моря и его ресурсов.

Во-вторых, обеспечение работы этих принципов

в таких областях, как охрана природной среды, биологических ресурсов, научные исследования, сотрудничество по предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе инфекций различных болезней, энергетика, транспорт.

В-третьих, страны каспийской «пятёрки» продолжат работу над укреплением и расширением договорно-правовой базы взаимодействия в регионе,

в том числе в сферах борьбы с браконьерством, борьбы с наркотрафиком и на целом ряде других направлений.


Вопрос вопросов


У лидеров прикаспийских стран запланированы два заседания: в узком и расширенном формате. Планируется, что по итогам обсуждения лидеры примут коммюнике, в котором будут изложены согласованные позиции по дальнейшему развитию сотрудничества. Как указал в преддверии саммита помощник президента России Юрий Ушаков, благодаря коллективным усилиям всех прибрежных государств Каспийский регион характеризуется стабильным, бесконфликтным развитием, а между соседями поддерживается весьма высокий уровень доверия и взаимопонимания, «на Каспии царит в целом атмосфера дружбы и сотрудничества».

Вопросов для обсуждения на саммите много, однако вопрос вопросов заключается в следующем: необходимо укрепить ключевое положение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря о суверенных правах прибрежных стран на водоём и его ресурсы, их исключительную компетенцию на решение всех вопросов, касающихся Каспийского моря и, разумеется, положение о неприсутствии на Каспии внерегиональных ВС. Неукоснительное выполнение подписантами этих положений – залог использования Каспия в мирных целях, укрепления стабильности и безопасности региона, его благополучия и устойчивого развития.


В чём уникальность Конвенции по правовому статусу Каспия?


Согласно достигнутым между пятью прикаспийскими странами договорённостям, основная площадь водной поверхности Каспия находится в общем пользовании. Его дно и недра разделены между ними по взаимной договорённости и на основе международного права. Важнейшим аспектом конвенции является то, что она запрещает присутствие на Каспии вооружённых сил внерегиональных держав. Ответственность за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами – исключительная прерогатива прибрежных стран. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам, с учётом в обязательном порядке экологического фактора.

Уникальность документа, работа над которым продолжалась с 1996 по 2018 год, заключается в том, что Каспий не признаётся ни морем, ни озером и получает особый правовой статус. То, что он является внутриконтинентальным водоёмом и не имеет прямой связи с Мировым океаном, делает его озером. Однако огромные размеры, состав воды и особенности строения дна у него как у моря. Поэтому к Каспию неприменимы как положения Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, так и принципы, используемые в отношении трансграничных озёр, на которых очень хотели «поиграть» западные страны. В то же время Конвенция ни в коей мере не является препятствием для развития и действий ВМФ России на Каспии, не мешает развивать свои флоты и другим прибрежным странам «в общем водном пространстве».

Учения Каспийской флотилии ВМФ России. Фото: MOD Russia/via Globallookpress.com


Что с того?


Подтвердить эти принципы авторитетом Путина, показавшего на Украине, что он готов, если его не слышат, переходить от слов к делу, особенно необходимо в нынешние непростые времена. Примерно 10 лет назад США под маркой НАТО пытались создать военно-морскую базу в казахстанском порту Актау под предлогом обеспечения снабжения своей группировки в Афганистане. Американских войск теперь в этой стране нет, но ситуация в Казахстане шаткая, позиция Нур-Султана в отношении России – двусмысленная. Кто знает, на что американцы или британцы могут попробовать раскрутить президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и его окружение.

Не всё благополучно по этой части и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Известно, что в прошлом году на побережье и в акватории Каспийского моря проводились совместные азербайджано-турецкие учебно-тренировочные занятия групп подводного нападения и обороны. Спецназовцы двух стран, одна из которых не имеет выхода к Каспийскому морю, в течение десяти дней отрабатывали учебно-боевые задачи по планированию операций, обезвреживанию диверсионно-террористической группы условного противника и уничтожению его базы. Для этого использовались катера. Учения были признаны успешными.

Так не посчитали, однако, Иран и Россия, которые вежливо указали Баку на недопустимость военного присутствия на Каспии любого постороннего государства. Официальный представитель МИД России Мария Захарова тогда утверждала, что позиция Москвы «была с пониманием воспринята азербайджанскими партнёрами». С учётом происходящих в мире событий, вероятно, есть необходимость её повторить. Россия не отдаст Каспий поджигателям войн и конфликтов. Тем более теперь. Прибывший в Ашхабад Путин, безусловно, укажет на это лидерам Азербайджана и Ирана – Ильхаму Алиеву и Эбрахиму Раиси, с которыми запланированы в эту среду отдельные встречи.