Кличко. Финал украинской столицы?
Кличко… О сколько в этом звуке для сердца украинского слилось, как много в нём отозвалось.
Нет, не ради красного словца я написал это. Это правда. Виталий Кличко как городской голова ― не просто вышедший в тираж боксёр, которого некоторые любители бокса обвиняют в убийстве этого зрелищного вида спорта, а настоящий символ современной Украины. Он не фрик, не порождение «Маппет-шоу», а закономерный итог «развития» страны.
Не имеет никакого значения, какой дурью начнёт заниматься Виталий. Будет он смотреть «в завтрашний день» или отжиматься перед зданием городской администрации, будет он прыгать с братишкой на стеклянном мосту или станет открывать автоматические сортиры в центре Киева — всё это необратимые последствия тридцатилетней «жизни» Украины. Не родятся от осинки апельсинки.
В 2018 году я со своим другом из Донбасса, который только в прошлом году наконец получил гражданство России после долгих бюрократических мучений, гулял по своему родному Новороссийску. Являясь профессиональным строителем, окончившим ДонГТИ (Донбасский/Алчевский государственный технический институт), он не переставал удивляться обилию строящихся в моём провинциальном городе зданий — от коммерческих до жилых.
Меня же поразило другое. Мой друг работал и в Киеве, и в Харькове, и в Луганске, и в других городах, но нигде, согласно его словам, которым я верю, он не видел, чтобы одновременно строилось такое количество зданий. Я, конечно, сетовал на отсутствие инженерно-гидрологических исследований перед строительством, плохую звукоизоляцию и прочее. Но получал только снисходительно-иронический взгляд в ответ со словами «но ведь строят, и жить можно».
Долгое время мне это казалось неким преувеличением или даже загадкой. Увы, никакой загадки. Страна, застрявшая в 90-х, загадки не придумывает, она их воплощает.
«Если раньше в отделении интенсивной терапии умирал каждый шестой человек, то теперь — каждый второй. Это очень важно. Мы поднимаем уровень, мы спасаем жизни».
Виталий Кличко, эпидемиолог, февраль 2019 года.
Должности мэра в Киеве как таковой нет. Есть городской голова. Но обязанности по сути главы города были изначально настолько запутанны, что бюрократия ещё до майдана победила здравый смысл, а заодно и тенденцию развития столицы.
Номинально за управление городом отвечали сразу две должности, которые могли занимать как два разных назначенца, так и один и тот же. Должность главы местного самоуправления именовалась сначала «председатель Киевского горсовета», а с 1997 года появилась должность городского головы.
На должности главы исполнительной власти сидели до 1992-го «председатель исполкома Киевского горсовета», с 1992-го по 1995-й ― «представитель президента Украины в Киеве», а с 1995-го ― «глава Киевской городской государственной администрации».
В лучших традициях украинских реалий любая очередная «реформа» управленческого аппарата Киева была связана не с оптимизацией работы киевских управленцев, а с желанием поставить своего человека на тёплое место. Киевскую колоду перетасовывал почти каждый президент Украины со своей партией.
Успел отличиться и Зеленский. Едва он вступил в должность президента, как его карманная партия «Слуга народа» воспылала инициативой разделить должности городского головы Киева и председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА), т. к. Кличко занимал две должности одновременно.
Официальной причиной попытки подвинуть Виталия с должности председателя КГГА была названа «потеря контроля над столицей». Однако «слуги» просто действовали, так сказать, по заветам предков. Команда Зеленского старалась просто поставить своего человека. И это отнюдь не секрет или пустые рассуждения. Дело в том, что накануне новой инициативы стало известно, что Кличко начал конфликтовать с президентской командой. И удержался Виталик на своём посту исключительно после выполнения ряда требований Офиса президента. Разумеется, о пользе для столицы никто и не думал.
При этом скандалы вокруг многоголового управленческого аппарата Киева случались постоянно, буквально сразу после получения «независимости». Первого законно избранного председателя горсовета Леонида Косаковского незаконно отстранили от исполнения обязанностей путём банальной блокировки его рабочего кабинета в 1997 году. Его преемник Александр Омельченко отметился в ряде ДТП, в том числе со смертельным исходом. А Леонида Черновецкого, наиболее одиозного городского голову, сняли с поста главы КГГА с громким скандалом. Но это мелочи.
«Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все. Мало кто может это делать».
Виталий Кличко, философ, ноябрь 2013 года.
Последним своеобразным лучом света в тёмном киевском царстве был вышеупомянутый Леонид Косаковский. Леонид прошёл все этапы управленческой деятельности, в том числе и на производстве. В тяжёлые времена 90-х Косаковский смог относительно успешно перевести Киев на рыночные рельсы.
Именно при Косаковском в Киеве отмечали, верно, последний строительный бум, а некоторое время ещё по советской инерции нуждающимся безвозмездно вручали ключи от квартир нового жилищного фонда. Леонид, в молодости работавший на ныне закрывшемся заводе «Арсенал», не обходил вниманием и промышленность — неотъемлемую часть современного города.
В период его работы были подписаны и реализованы целые пакеты проектов с такими передовыми заводами, как «Южмаш», Киевский авиазавод, Львовский автобусный и т. д. В 1993 году в столице даже презентовали первый собственный троллейбус. Возводились новые троллейбусные и трамвайные линии, вводились в строй станции метро и т. д. Конечно, часть этих свершений можно списать на советские запасы промышленной и образовательной мощи, но факт остаётся фактом.
Но именно такая бурная деятельность и рост популярности в народе и подвели Леонида. А так как некоторое время Косаковский был не только городским головой, но и председателем КГГА, то ему такой жирной власти простить не могли в принципе. Сначала его лишили поста в КГГА, а потом стали оттирать от должности мэра. Первый кульбит совершили относительно законно. Но вот с выборной должностью городского головы случилась промашка. В итоге силовыми методами люди Кучмы просто заблокировали рабочий кабинет Леонида. Он вынужденно покинул пост.
С тех пор киевский управленческий аппарат только деградировал. Преемник Косаковского Александр Омельченко за время своей политической деятельности получил прозвище Безумный Макс. С 2009 по 2016 год автомобиль Омельченко был замешан в четырёх ДТП с тремя смертельными исходами. Несмотря на три трупа, пару доказанных эпизодов управления авто именно Александром и крупные скандалы, Омельченко так и не был осуждён.
Непосредственно его профессиональная деятельность напоминала месть Косаковскому. За витриной рекламных проектов по восстановлению церквей и соборов и облагораживанию майдана отчаянно деградировала транспортная инфраструктура, а незаконная застройка Киева набрала высокие обороты. Забавно, что в 2019 году, пока уже бывший городской голова Омельченко всё ещё входил в Киевсовет, фирме его сына ООО «Смарт-Девелопмент», как полагают некоторые киевские СМИ, незаконно выдали разрешение на строительство гостиничных и офисных зданий.
Достойным преемником Безумного Макса стал Леонид Черновецкий, которому народ тоже присвоил кличку Лёня-космос. Черновецкий, собственно говоря, сам виноват в таком специфическом прозвище. Как-то раз Леонид заявил, что готов отправиться на Марс вместе со своим любимым котом Яшей. В чём провинился Яша, история умалчивает.
Лёня ― настоящий эпатажный человек-оркестр. И олигарх, и писатель, и блогер, и меценат, и юрист, и… подследственный. Последнее особо пикантно, т. к. до развала СССР Леонид успел поработать старшим следователем. В общем, фигура масштабная, и в рамках одного материала его личность не помещается. Поэтому обрисуем знаковые непосредственно для Киева действия этого градоначальника.
Один из первых крупных банкиров, взлетевших на волне 90-х годов, Черновецкий быстро сросся с политикой ещё при Кучме, как это и полагалось на Украине. Вся его работа на посту городского головы была охарактеризована постоянной борьбой за власть, но «перепадало» и рядовым гражданам. При Черновецком регулярно повышали тарифы на коммунальные услуги и стоимость проезда в общественном транспорте, был введён платный въезд на кладбище, фиксировали количество спутниковых тарелок, приватизировали кладбища, к взиманию долгов привлекали коллекторов, доводились до банкротства и передавались в частные руки различные предприятия, включая детские садики…
С людоедским душком были и некоторые «благотворительные» инициативы Черновецкого. К примеру, он основал коммунальное предприятие «Лучший дом», которое под видом заботы об одиноких стариках, по сути, должно было отчуждать их недвижимость в пользу Киевской администрации. А курировала этот проект… дочь Черновецкого Кристина.
Но весь циничный холодный финансовый расчёт Леонид обильно покрывал разнообразными эпатажными выходками и речами, достойными Виталия Кличко:
«Я буду мэром вечно, пока не наведу порядок в Киеве и во всей Украине…
Он ударил меня по тому месту, которым мужчины обычно гордятся, и по лицу…
Я живу, как многие из киевлян. Соседей не знаю, они меня избегают, ненавидят меня и моего кота Яшу…
Я знаю, где какой туалет будет в ближайшее время установлен. И я уже имел презентацию этих мест. Мы это обсудим на общественных слушаниях. Людям нравится, чтобы все пахло цветочками. Поэтому это тонкая штучка — туалеты…».
Он ударил меня по тому месту, которым мужчины обычно гордятся, и по лицу…
Я живу, как многие из киевлян. Соседей не знаю, они меня избегают, ненавидят меня и моего кота Яшу…
Я знаю, где какой туалет будет в ближайшее время установлен. И я уже имел презентацию этих мест. Мы это обсудим на общественных слушаниях. Людям нравится, чтобы все пахло цветочками. Поэтому это тонкая штучка — туалеты…».
На данный момент Леонид объявлен в розыск по подозрению в незаконном строительстве вертолётной площадки в Киеве. Скрывается бывший следователь от следствия в Грузии, где выплеснулась на волю его недюжинная энергия: он основал партию «За счастливую Грузию».
«У меня есть два заместителя, четыре из которых уже месяц лежат в кабинете министров, и которых назначить невозможно. Не знаю почему».
Виталий Кличко, кадровик, август 2014 года.
После Черновецкого Киев, как и вся страна, вошёл в зону турбулентности. Несколько временщиков сменили посты главы КГГА и городского головы. По городу ползли слухи, что Черновецкий ещё рулит столицей «вчёрную». Но на самом деле шла драка за власть, что отчасти сыграло на руку организаторам майдана.
И наконец, в июне 2014-го воцарился в Киеве Виталий Кличко. Несмотря на свой имидж недалёкого добродушного спортсмена, у которого из десяти боёв одиннадцать нокаутов, Виталий далеко не так прост хотя бы по тому факту, что ему удалось так долго продержаться сразу в двух тёплых креслах: и главы КГГА, и городского головы.
За нелепыми речами, прыжками на мосту, отжиманием на загаженном асфальте и падениями с велосипеда скрывается достаточно циничный коллекционер денежных знаков, посвятивший этому жизнь. И не нужно даже погружаться в мутные 90-е годы, когда братья Кличко были крепко повязаны с уголовным авторитетом Виктором Рыбалко по кличке Рыбка. Кстати, в 2005 году Рыбку застрелили в Киеве рядом со зданием Министерства культуры Украины.
К тому времени, правда, братья Кличко уже зарабатывали миллионы. Однако назвать их карьеру чисто спортивной крайне сложно. К примеру, наши апологеты здорового образа жизни не гнушались рекламировать пиво и вообще рекламной деятельностью занимались более чем активно, но это мелочи. А вот в политику Кличко влезли отнюдь не перед майданом. Ещё в 2002 году Виталий и его брат лично приехали в Ровно поддержать на выборах известного на Украине «предпринимателя» Игоря Бакая, знакомого им ещё с 90-х годов. Этот бизнесмен а-ля 90-е в 2020 году был приговорён Басманным судом города Москвы по делу о мошенничестве.
Но флёр 90-х, а точнее закономерность украинской столичной управленческой судьбы, воплотился в Вите во всей красе. Первые лет пять Кличко оставался непогрешимым и светлым пятном в украинской политике, т. к. он был нужен Порошенко и проявлял лояльность. А вот с приходом Зеленского на голову Вити посыпались коррупционные скандалы.
Уже в 2019 году в отношении Виталия Кличко открыто уголовное производство о хищении бюджетных средств через захват земельных участков, несанкционированную застройку и т. д. В 2021 году СБУ заявила, что провела обыски в доме мэра Киева Виталия Кличко в рамках расследования контрабанды топлива из России и Белоруссии. Но, как и его предшественникам, Виталий умудрился как-то уладить такие «мелочи», несмотря на «усталость мостов», отключения горячей воды, отопления и света.
Одним из последних скандалов вокруг «непогрешимого» Кличко стало обвинение в сутенёрстве. Согласно данным ряда СМИ, в том числе украинских, на первом этаже элитного киевского дома, в котором проживает Виталий, вольготно расположился стрип-клуб RIO, в котором девушки занимаются и проституцией. Одним из совладельцев клуба, который пользуется популярностью среди столичной элиты, является сам мэр Кличко.
Конечно, мэр ничего не комментирует. Однако, учитывая реалии ряда квазигосударств бывшего Союза, сутенёрство вполне предсказуемо. Скрывающегося от официального Кишинёва Владимира (Влада) Плахотнюка в родных краях также обвиняют в сутенёрстве и в подкупе местных элит льготным «обслуживанием» с последующим шантажом.
На фоне всего сутенёрство — это мелочь. Правда, пикантность этой мелочи придаёт тот факт, что, пока Виталий носится по столице, торгуя дерусификацией, сайт клуба RIO работает только на русском языке. Видимо, если клиентура увидит надписи вроде «суші-бар» и «дівчата», то невольно от элитных жриц любви начнёт разить цибулей и салом…
«Хочу обратить внимание всех. Встречался со многими милиционерами, которые погибли. С людьми демонстрантами, которые погибли. И все задают вопрос…»
Виталий Кличко, медиум, январь-февраль 2014 года.
Немым укором всему «независимому» периоду «развития» Киева, а заодно и памятником этому «развитию» служит некогда весьма амбициозный проект, который должен был даже увеличить туристические потоки в столицу, под названием «Воздвиженка». В конце 90-х появилась идея создания образцового микрорайона в урочище Гончары-Кожемяки в самом центре Киева.
Этот проект должен был стать не просто жилым микрорайоном, но достопримечательностью Киева ― маленькой и уютной Европой. К проекту привлекли архитекторов, историков, общественных деятелей и столичных политиков. Выглядело всё многообещающим, и в 2001-м был заложен первый кирпич.
Но достопримечательность обернулась позором, памятником деградации градостроения и управленческого аппарата. Лишь к 2010 году стали заселяться первые жильцы, и буквально сразу возникли проблемы. Безграмотно проложенные коммуникации приводили к затоплению подвалов и, как следствие, способствовали росту грибка и плесени. Стены буквально гнили.
За внешним ярким фасадом скрыли дешёвые стройматериалы, даже облицовочный кирпич часто был имитацией «под кирпич». Тротуарная плитка во многих местах почти сразу после «открытия» Воздвиженки начала буквально расползаться под ногами. И это при ценах на апартаменты, варьирующихся между парой сотен тысяч долларов и несколькими миллионами.
Какими только эпитетами ни награждали «европейскую» Воздвиженку: «элитный позор», «город-призрак», «монумент казнокраду» и т. д. Полностью район так и не был заселён, а те, кому не повезло вложиться в этот проект, своими силами стараются привести дома в порядок. Городские власти не проявляли интереса к Воздвиженке ни до майдана, ни после него.
«Каждого из киевлян я прошу с пониманием относиться к этой проблеме и просил бы также всех киевлян точно также с особым составляющей обратиться к проблеме теплосбережения и подготовки к земле».
Виталий Кличко, энергетик, август 2014 года.
Так что или кто такой Кличко? Это украинское «всё». Это и полуфабрикат системы, сколоченной на коленке незалэжности, которую готов разделить любой в рамках собственного обогащения. Это и закономерность, которую с печалью в сердце можно было наблюдать на протяжении тридцати лет.
Это и неотвратимый диагноз, вынесенный логикой бытия всей системе, которая только и делала, что воспроизводила градоначальников, «улучшая» характеристики каждого следующего. Правда, к диагнозу прислушались слишком поздно.
Единственный вопрос, ответ на который пока повис в воздухе: будет ли Кличко своеобразным финалом «украинизированного» Киева? Или же наши заклятые «друзья» с Запада смогут переломить ситуацию и вдохнут ещё пару лет жизни в этого «туберкулёзника» с открытой формой болезни?