Киев в панике: Окоченевшая Европа забудет о неньке
На фото: президент Украины Владимир Зеленский. (Фото: AP/TASS)
Politico: От этого Зеленского с санкциями европейцам одни проблемы
Страшный сон президента Владимира Зеленского — военный союз Кремля с «Генералом Морозом», которого осторожно называют general winter — чтобы не ассоциироваться понятно с кем. Зимушка-зима может разрушить европейскую целеустремленность, пропадет желание дружить против России. После удушающей жары наступят холода, и Европа забудет и про санкции, и про поставки оружия на Украину. Ведь жар костей не ломит, а холод — еще как.
Президент Украины требует и умоляет от европейцев «еще больше ада», больше ограничительных мер, вплоть до эмбарго на поставки газа. Хочет воевать за незалежную до последнего. Однако европейские дипломаты в приватных беседах с ним намекают: хватит уже, ведь это только дураки молятся, расшибая себе головы. Старому свету нужен дешевый газ для обогрева домов и работы экономики, пишет издание Politico.
Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов считает, что уже сейчас понятно, что проблемы с отопительным сезоном в Европе неизбежны:
— Они недобрали запланированные объемы газа в подземные хранилища, к тому же есть куча иных проблем, например, с логистикой. Так что опасения Зеленского небезосновательны — это реально одна из стратегических проблем европейцев. Поэтому уже сейчас там раздаются голоса, что надо с Россией договариваться, нужно снижать уровень санкций, искать компромисс, чтобы не остаться без газа наедине с зимними холодами.
Конечно холода в Европе не такие как в России, но тем не менее для изнеженных европейцев это будет почти катастрофа. Плюс еще на это накладывается и рост цен на ЖКХ, и маячит продовольственная проблема — как говорится, в наличии целый букет вызовов для Европы. Поэтому многие европейцы готовы идти на попятную.
Другое дело, что европейские политики не имеют политической субъектности, они полностью зависят от мнения англосаксов, Вашингтона и Лондона. В основном — от Америки, хотя и определенное теневое руководство Британии тоже нельзя не учитывать. Я думаю, что европейцы будут изыскивать какие-то, может даже неформальные, варианты договоренностей с Россией. Они будут пытаться выкрутиться, но в последнее время мы видим, что Российская Федерация занимает очень жесткую позицию.
В отличие от прежних лет, Россия сейчас практически не идет на уступки Европе. Прежде у нас сохранялись иллюзии, что европейцы могут выступить в качестве «слабого звена» в антироссийской коалиции, а сейчас стало понятно: европейцев очень четко впрягли в колесницу американской политики и они едва ли дернутся.
Так что придется Европе решать проблему зимнего обогрева за счет внутренних ресурсов. Уже сейчас там появляются различные проекты экономии ресурсов и тепла. Думаю, что зима будет для Европы тяжелой. Но вряд ли европейцы проявят политическую волю под давлением США и смогут отказаться от политики санкций.
«СП»: — Наоборот идет их ужесточение — седьмой пакет санкций против России нацелен на экспорт российского золота и еще он корректирует некоторые старые санкции, чтобы они страшнее работали…
— Это тоже не добавляет оптимизма и не свидетельствует о том, что европейцы могут «отыграть назад». Хотя пакеты санкций бьют и по Европе в том числе, но как говориться: «Попала собака в колесо, пищи, но беги».
«СП»: — Обозреватель издания Politico Джейми Деттмер отрывает европейцам глаза, сообщая, что вообще-то поступления от экспорта природного газа именно в Европу составляют всего пару процентов ВВП России. Ведь вся доля нефтегазового сектора нашей страны — это примерно 15%. По его словам, «Путин воспользуется возможностью надавить на Европу, разрушая и без того хрупкое единство континента».
— Да, тем более, что нам сознательно, по каким-то своим соображениям, или несознательно, по зову сердца, оказывают поддержку Индия и Китай, активно закупая наши ресурсы. Так что Европа перестает быть прежним стратегическим партнером.
«СП»: — Сейчас в Тегеране состоялся саммит тройки стран — гарантов сирийского урегулирования. Там, помимо всего прочего, наверное, состоялся и разговор о том, чтобы поставщикам энергоносителей — поменьше конкурировать друг с другом, не ущемлять интересы при поставках углеводородов…
— Европейцы очень рассчитывали на то, что Иран предпочтет играть свою игру, воспользуется благоприятной для себя и неблагоприятной для России ситуацией и, выйдя на рынок, компенсирует недостачу российских энергоресурсов. Но Иран проявил завидную твердость. Эта страна не хочет идти на поводу у Запада, облегчая европейцам жизнь.
Тут проявились определенные просчеты американских и европейских аналитиков, которые думали, что иранцы попытаются избавиться от санкций, давно уже наложенных на них, переложив все проблемы на Россию. Но в Тегеране посчитали, что солидарность с Москвой больше отвечает национальным интересам Ирана, нежели сомнительный и неустойчивый компромисс с Западом.
Европейские лидеры считают, что не только Европе, но даже Украине не пойдет на пользу, если зимой и без того тяжелый энергетический кризис станет еще более жестоким. Украинский президент яростно отстаивает жесткую антироссийскую линию и требует от Европы вводить еще больше ограничительных мер. Однако его бескомпромиссная позиция и желание нарастить экономическую войну подрывает единство внутри ЕС. Имеется в виду, что Европа снова делится на Западную и Восточную, с примкнувшей к последней Британией.
Так что киевский режим быть может и не зря беспокоится об усталости Европы от санкций. Но ему также следует беспокоиться об усталости от самой незалежной — европейцы постепенно начнут терять терпение и перестанут обращать внимание на хриплые мольбы Зеленского.
А Россия не использовала, не использует и не собирается использовать газ в качестве оружия — не раз заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Москва выполняет все свои обязательства и по-прежнему могла бы обеспечить полную энергетическую безопасность Европы, избавив ее от зашкаливающих счетов за электричество и тепло, которые сейчас получают налогоплательщики.
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько считает, что конечно опасения Зеленского небезосновательны:
— Опасения вполне реальны, ведь подобное высказывают уже и сами европейские политики. Правда они высказываются вне русофильского контекста, а просто признают, что политики диверсификации газовых потоков не состоялось, особенно в Германии. Нельзя отказаться не только от российского газа и нефти, но даже и от угля.
На самом деле Зеленский может отчасти успокоиться: недостаток российского газа в Европе будет значимым, по оценкам самих немцев — примерно десять процентов от потребляемого уровня. Это приведет к падению уровня жизни, к остановке ряда производств. Но это не изменит политику ни Германии, ни других европейских государств. Там у власти сейчас находятся фанатики, которых эксперты называют самоубийцами, поскольку их политика самоубийственна для их стран.
«СП»: — Значит политика Запада не изменится по отношению к России, а если изменится, то очень незначительно?
— Допустим, они запустят предстоящей зимой — в случае резкого дефицита газа — «Северный поток 2». Запустят на несколько месяцев. Но вряд ли это изменит политику Германии по отношению к Украине с Россией.
Германия может нарастить поставки вооружений — решение этого вопроса находится в колеблющемся состоянии. Те, кто хочет поставлять оружие на Украину, не могут добиться поставок по максимуму, а те, кто против — пока могут ограничить лишь поставки некоторых видов вооружений по качеству и количеству. Все остальные страны Европы — в таком же положении. К сожалению, их элиты воспитаны американцами в русофобии. Для того, чтобы произошел резкий сдвиг, должны произойти масштабные изменения в среде элит, которые сейчас не просматриваются.
Да, в Британии ушел Борис Джонсон, на замену придет какая-нибудь Лиз Трасс, станет ли нам от этого легче? Я убежден, что нет — это будет такая же русофобка. Если весной после провальной зимы в Германии уйдет Олаф Шольц, к власти придет Анналена Бербок, станет ли от этого адекватнее германская политика? Думаю, она станет только хуже…