Битва за Новороссию. Теперь по-серьёзному
Фото: АГН «Москва»
То, что обсуждалось долгие месяцы, вскоре начнёт происходить. После локальных военных неудач на фронте российское руководство приступило к демонстрации волевых действий на политическом поле.
Предпосылки к изменению действий России на украинском направлении можно было услышать в словах президента Владимира Путина, которые он говорил на прошлой неделе, выступая на саммите ШОС в Самарканде. Многие охарактеризовали прошедшее мероприятие как «новую Ялту», говоря о переустройстве существующего миропорядка.
Президент в своих заявлениях подчеркнул, что Киев уже давно перешёл к тактике осуществления терактов против мирного населения, которые зачастую проводятся при помощи поставляемого Западом оружия. Также украинское командование систематически обстреливает Запорожскую АЭС, что может спровоцировать ядерную катастрофу в регионе.
Эти действия, а также неготовность Киева вести диалог с Москвой, о чём регулярно заявляют Зеленский и представители его администрации, вынуждают Россию переходить к более радикальным действиям. К числу таковых Владимир Путин отнёс удары по инфраструктурным объектам Украины, наблюдаемые в последние несколько недель. Российский лидер подчеркнул, что Москва готова принимать более серьёзные меры, если киевский режим не перестанет проводить политику террора в отношении Донбасса, России и украинских регионов.
Референдум – уже не просто разговоры
20 сентября ознаменовалось рядом информационных событий, связанных с проводимой спецоперацией на территории Донбасса и Украины. Прежде всего это касается сообщений о готовности провести референдумы на территории Донецкой и Луганской народных республик, Харьковской и Запорожской областей.
Буквально синхронно общественники ЛДНР, а также Херсонской и Запорожской областей призвали власти провести референдум о вхождении регионов в состав России. Уже к середине дня глава ЛНР Леонид Пасечник, глава ДНР Денис Пушилин, руководитель Херсонской ВГА Владимир Сальдо и глава Запорожской ВГА Евгений Балицкий заявили о готовности провести референдум в срок с 23 по 27 сентября.
Крымский Республиканский институт политических и социологических исследований провёл опрос среди граждан вышеупомянутых регионов о готовности проголосовать за вхождение в состав России. Самый высокий показатель поддержки этой инициативы продемонстрировали жители ДНР (94%). В ЛНР – 93%, в Запорожской области – 87%, в Херсонской области – 80%.
Представитель ВГА Запорожской области Владимир Рогов заявил, что власти организуют проведение референдума на освобождённой от украинских войск территории, после чего будет происходить освобождение остальной части региона. Глава ДНР Денис Пушилин, даже несколько опережая события, в своём телеграм-канале опубликовал обращение к президенту Владимиру Путину, в котором попросил рассмотреть возможность вхождения республики в состав России.
Со стороны российских властей высказался спикер Госдумы Вячеслав Володин, который заявил о готовности поддержать жителей Донбасса и подконтрольных ВС РФ территорий в случае их соответствующего волеизъявления. Также перспективу референдума прокомментировал и глава МИД Сергей Лавров, который заявил о неизменности позиции Москвы по вопросу того, что судьбу отдельно взятых регионов должны определять граждане, в них проживающие.
Что же касается Херсонской и Запорожской областей, то, по информации местных властей, сразу же после проведения референдума в регионе будут созданы добровольческие батальоны для участия в боевых действиях. При этом подчёркивается, что речь идёт о добровольном согласии, а не о мобилизации. Добровольцы ЛНР и ДНР после вхождения республик в состав России станут военнослужащими РФ, о чём рассказал глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
«Ни шагу назад»
Мобилизации и жизни России в военное время была посвящена ещё одна весомая часть новостной повестки вторника. Госдума 20 сентября рассмотрела законопроект, который предписывает условия жизни страны в период «мобилизации»и «военного времени».
Так, в законе, который в народе уже получил название «Ни шагу назад», депутаты ужесточили наказания за самовольное покидание частей (дезертирство), добровольную сдачу в плен, мародёрство, невыполнение приказов вышестоящего начальства, а также невыполнение гособоронзаказов в период военного положения и военного времени.
Тема мобилизации стала одной из наиболее обсуждаемой на минувшей неделе. Первым о необходимости создания мобилизационного военного резерва высказался глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который призвал руководителей всех регионов приступить к созданию таких резервов. Таким образом, в случае выполнения этой нормы Россия получит по меньшей мере 85 тысяч человек мобилизационного резерва. По мнению же депутата Госдумы Александра Бородая (первого главы ДНР), для обеспечения необходимого наступательного потенциала в рамках выполнения СВО требуется дополнительно привлечь 300–400 тысяч человек.
Несмотря на то что в высших эшелонах власти не подтверждают версии о всеобщей мобилизации, говоря о привлечении к службе запасников, уже даже такая постановка вопроса говорит о наметившихся изменениях в проведении спецоперации. На том же саммите ШОС Владимир Путин ещё раз подчеркнул, что Россия использует на Украине ограниченный контингент, силами которого постепенно выполняются озвученные 24 февраля задачи.
Сомневающихся не осталось
Проведение Украиной при активной поддержке командования НАТО «контрнаступления» на харьковском направлении как нельзя явно показало необходимость привлечения более серьёзных сил на Украине. Анализируя текущий ход событий, большинство экспертов сходятся во мнении, что попытки достижения хоть сколько-нибудь вероятной возможности дипломатического урегулирования конфликта сейчас сведены к нулю. В данном случае единственной приемлемой для власти (в том числе и «партии мира») стратегией является достижение полной и безоговорочной победы над Киевом.
Такое стремительное развитие событий связывают ещё и с пониманием того, что в ближайшее время Украина начнёт получать долгожданное оружие в рамках ленд-лиза. Кроме того, не так давно прошедшая на базе Рамштайн встреча министров обороны западных держав также подтвердила намерение продолжать поставлять Украине оружие, даже с учётом всех экономических и другого рода издержек, которые эти страны испытывают.
Пока что Россия ещё имеет номинальное преимущество в вооружении над Украиной, но существенно уступает в живой силе, результат чего и был продемонстрирован на харьковском направлении. Если же и в вооружении возникнет паритет, это может привести уже к стратегическим проблемам на всей линии фронта. С другой же стороны, пока украинское командование, которое долгие месяцы строило свои планы контрнаступления с учётом привлечённых Россией сил, увязло в боях на харьковском направлении, у нашего командования появляется возможность резко изменить баланс сил.
Примечательно, что и в Белоруссии происходит активизация мобилизационной повестки. 8 сентября белорусское командование начало проводить манёвры на сопредельной с Украиной границе. Уже сегодня Минобороны страны начало внезапную проверку сил реагирования воинских частей и народного ополчения. Военное руководство Белоруссии намерено оценить возможность войск выполнять самые различные задачи, постепенно наращивая группировку.
Спецоперация 2.0
Проведение референдума и включение мобилизационной повестки свидетельствуют о серьёзном пересмотре подходов в решении поставленных в ходе СВО задач. Ситуация отчасти напоминает события февраля текущего года, когда постоянно велись разговоры о возможном начале конфликта. Запад в лице США и Великобритании накачивал Украину вооружением, а русские войска проводили манёвры на границе с Незалежной. Тогда спусковым крючком стало признание Москвой независимости народных республик Донбасса, после чего украинские войска начали эскалацию в регионе.
Теперь же в воздухе витает возможность вхождения в состав России четырёх новых субъектов, что уже куда более серьёзно обострит мировую политическую повестку. Разница состоит лишь в том, что тогда в ответ на начало СВО Запад развязал полноценную экономическую войну против России, надеясь на быстрый результат. Теперь же у него нет этого козыря, а у России, сумевшей подстроиться под новые реалии и переориентировать свою экономику (в том числе в ущерб Европе), есть возможность усилить своё присутствие на украинском фронте. Ближайшие недели, а может, и дни, изменят политическую карту мира.