«Лучше я сама тебя убью!»: США зажали Европу в газовые тиски
Фото: DPA/Picture-alliance/ ТАСС
Зависимость от американского СПГ подавляет остатки политической свободы воли в ЕС
США начали уменьшать поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Европу после того, как цены на него пошли вниз.
По данным Platts, за 20 дней января около 64% экспортированных из США грузов СПГ направлялось в Европу, тогда как в четвертом квартале 2022 года этот показатель в среднем составлял 70%. Выпавшие объемы предсказуемо направились в Азию, где цены держатся на высоком уровне. Так, доля поставок в Азию увеличилась с 22% до 29%. Всего США экспортируют около 8,6−8,8 миллиарда кубометров СПГ в месяц.
В январе цены на газ в Европе падали почти на 600 долларов до 750−800 долл. за тысячу кубометров на фоне теплой погоды, высоких запасов в хранилищах и роста выработки ветряной генерации. Как указывают эксперты, пока что разница между ценами в Европе и Азии не так велика, чтобы спровоцировать масштабный отток, учитывая необходимость платить за проход через Панамский канал, а также дефицит танкеров в Тихоокеанском бассейне. Однако если разница продолжит расти, поставщики СПГ вполне могут массово перенаправить свое сырье в Азию, и тогда Европа рискует столкнуться с дефицитом.
Этой зимой энергетический кризис Евросоюзу, скорее всего, уже не грозит. Зима получилась довольно теплой (хотя впереди еще февраль), а европейцы заполнили свои подземные хранилища до максимальных за много лет уровней. Более того, если морозы так и не грянут, ЕС может пройти отопительный период с гораздо меньшим расходом газа, соответственно, на фоне обширных запасов цены на газ в Европе летом могут упасть еще сильнее.
Тем не менее заниматься самоуспокоением европейцам рано, так как на фоне отказа от российского газа они получают не столько энергонезависимость, сколько рост зависимости от сжиженного газа из США. В прошлом году именно США были крупнейшим поставщиком СПГ в Европу (38,9 миллиона тонн), Россия была на втором месте. В случае возникновения нового газового дефицита, например, если следующая зима будет аномально холодной, газ превращается для Вашингтона в еще один удобный рычаг давления на Европу, ведь в случае чего, его всегда можно перенаправить в Азию.
— Конечно, США могут использовать для давления все, что угодно. В этом смысле они абсолютно без комплексов, — поясняет экономист Дмитрий Адамидов. — Но если говорить в общем, нужно понимать, что СПГ обычно является балансирующим фактором в энергетике. Допустим, у государства есть какая-то часть трубопроводного газа, угля, других источников энергии, но случаются пики потребления, которые нужно закрывать. Такие пики как раз и балансируются СПГ.
Сжиженный газ достаточно дорогой в производстве, поэтому чтобы прибыль была хорошей, цена должна быть от 600 долларов за тысячу кубометров и выше. Поэтому ему везут туда, где его выгодней продавать. Так всегда было и будет. Другое дело, что раньше в Европе СПГ балансировал 10−15% от общего энергобаланса. А сейчас на фоне снижения потребления российского газа эта доля дошла до трети от общего объема. Это очень много. Безусловно, СПГ может справиться с этой задачей, но возникает масса нюансов: то в Азии подскочат цены, то в США добыча упадет, то потребление вырастет. Поэтому рынок будет неустойчивым.
Эта зима была теплой, поэтому Европа, судя по всему, не испытала критических трудностей, им повезло. Но если ситуация с трубопроводным газом не будет разрешена в следующем году, возможны сложности, потому что если ударят морозы одновременно в Европе и в США, то необходимых объемов газа у американцев физически не окажется. Система становится более волатильной и непредсказуемой. Соответственно, и цены будут скакать то вверх, то вниз — если СПГ слишком много, его будут отдавать относительно дешево, лишь бы он в танкере не простаивал, если же возникнет дефицит, цены подскочат до двух тысяч долларов за тысячу кубов и выше.
Политолог Юрий Светов считает, что за прошедший год Европа окончательно утратила остатки независимости от США, в том числе в экономике, а теперь еще и в энергетических вопросах.
— Американские газовые компании частные и формально независимые, но у властей есть всяческие рычаги, которые позволяют на них влиять. Например, компании, добывающие сланцевый газ, должны получить разрешение на эту деятельность. Разработка связана с различными природоохранными вопросами, этот способ добычи негативно сказывается на местности, поэтому эта сфера контролируется властей. Они могут разрешать или не разрешать выделение скважин, строительство трубопроводов и так далее.
Одна из целей политики США, связанных с событиями на Украине — выдавить Россию с европейского газового рынка. В США было потрачено много денег для того, чтобы добывать сланцевый газ, сжижать его, и они захотели, чтобы рынок принадлежал им, а не России. И они этого добились.
Но при этом американцы совершенно не будут препятствовать, если их компании захотят поставлять этот газ не в Европу, а в Азию. Им важно, чтобы этот газ покупали, а кто именно — второй вопрос. Вот если они увидят, что у европейцев появились попытки вернуть Россию на свой рынок, они могут вмешаться и этому воспрепятствовать.
Наиболее циничный и очевидный момент выдавливания российского газа из Европы — это взрыв трубопровода «Северный поток». Трубу уничтожили и сказали европейцам, чтобы они даже не пытались что-то восстановить. Поэтому если будет нужно, политика вмешается в газовый рынок, чтобы компенсировать потери, но не на уровне цен. Европа, гордо говоря, что они освободились от российской зависимости, помалкивает, что теперь платит за газ в два раза больше.
«СП»: — Могут ли американцы использовать вопрос поставки СПГ для давления на Европу?
— Конечно, могут. У них есть множество механизмов давления на Европу. Например, Вашингтон принял закон о снижении инфляции, согласно которому промышленность США получает различные льготы на 400 миллиардов долларов. В Европе забеспокоились, что их производственные мощности могут перейти в США, так как там условия для бизнеса выгоднее. Президент Франции Эммануэль Макрон даже ездил в Америку и разговаривал с Джо Байденом. И что ему сказал Байден? «Гуляй, это наши внутренние дела». Американцы будут поступать так, как выгодно им.
Сейчас Китай, наконец, отказался от ковидных ограничений. Если экономика КНР начнет набирать прежний ход и расти не на 3%, как в прошлом году, а на 6−7%, спрос на газ вырастет, и американцы начнут поставлять нефть и газ туда. А что будет с Европой их волнует во вторую очередь. Тем более, что есть такая точка зрения, что еще одна цель США в нынешней ситуации — деиндустриализация Евросоюза.
«СП»: — Насколько выросла зависимость ЕС от США, в том числе и благодаря энергетике?
— Зависимость Евросоюза от США стала абсолютной. Невооруженным глазом видна утрата самостоятельности европейских государств не только в вопросах политики и обороны, но и в вопросах экономики.
На самом деле, успехи Германии за последние 70 лет связаны со стабильным получением доступных советских, а затем и российских энергоносителей. На этом немцы добились рывка. Но теперь они от этого отказались, более того, их политики называют ошибкой деятельность прошлых властей, которые строили трубопроводы и противостояли американскому давлению, развивая сделку «газ в обмен на трубы». Более того, активная торговля с Китаем под давлением США тоже признана ошибочной, ее тоже было решено сокращать.
Разве Германия обсуждала в Бундестаге вопрос с бизнесом, с профсоюзами те же санкции против России? Был ли сделан анализ возможных последствий, были ли они представлены всем заинтересованным сторонам? Нет, пришел приказ из Вашингтона и Берлин подписался под санкциями, не принимая во внимание, какой ущерб их экономике они нанесут.
Прошедший год продемонстрировал абсолютную зависимость Европы и Запада в целом от США. Брыкаются только две страны — Венгрия, потому что у нее нет выхода к морю и она не может обойтись без российских энергоносителей, и Турция, которая, несмотря на членство в НАТО, не полностью согласна с политикой США. Все остальные им беспрекословно подчиняются.