«Мы за мир. Но не ценой гибели России»: Либеральных пацифистов поставили на место



«Мы за мир. Но не ценой гибели России»: Либеральных пацифистов поставили на место


Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Фото: Официальный сайт храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке / vslov.ru

С начала русской спецоперации на Украине с разных сторон звучат «миротворческие» инициативы: мол, боевые действия необходимо остановить любой ценой. В последнее время упрёки в «поддержке войны» всё чаще звучат в адрес Русской Церкви и её священноначалия. Предлагаем разобраться, почему в сложившихся обстоятельствах православные священнослужители не просто не должны, но не имеют права быть пацифистами.



Нет никаких «партии войны» и «партии мира»: нет человека, который бы не хотел жить в мире, и нет человека, который бы считал, что война сама по себе – это хорошо. Почти нет таких людей. Вопрос не в том, что кто-то желает или нет мира. Вопрос в том, мира ради чего и какой ценой. Нужен ли мир ценой гибели России, попрания наших идеалов и, в конечном итоге, «мирного» истребления русских людей?

Эти слова, озвученные заместителем управляющего делами Московской Патриархии епископом Зеленоградским Саввой (Тутуновым) на страницах телеграм-канала Cogito ergo sum, для многих, превратно понимающих социальную позицию Православной Церкви, стали своего рода «картезианским переворотом». Мол, «а как же любовь и всепрощение»? Как же молитвы о «мире всего мира»? Разве может православный батюшка/владыка так высказываться?

На самом деле не просто может, но и должен. Ведь одним из самых главных заблуждений относительно Православия, которое необходимо развенчивать, является его отождествление с пацифизмом и толстовством, идеологией «непротивленчества», отказа от сопротивления силой даже очевидному злу. Являются ли таковым упомянутые владыкой Саввой «гибель России, попрание наших идеалов и… истребление русских людей»? Казалось бы, ответ очевиден. Однако, к сожалению, не для всех.


«Европарламентёры» и попы-гапоны


Так, Европарламент 7 апреля в резолюции, посвящённой «росту репрессий в России», прямо обвинил… Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в «богословском прикрытии российской агрессии на Украине» и одновременно похвалил священников Русской Православной Церкви, подписавших открытое письмо с «призывом к примирению и немедленному прекращению войны на Украине». Что касается клириков-подписантов, то эти либеральные активисты в рясах уже проявили себя, когда в сентябре 2019-го публично высказались в защиту участников несанкционированных митингов в Москве, обернувшихся беспорядками, так называемого «московского дела».

В обоих случаях в качестве площадки для выражения позиции либерального духовенства был выбран бывший православный интернет-ресурс «Правмир», который, по меткому замечанию заместителя Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе, «имеет примерно такое отношение к Церкви, как «Эхо Москвы» имело отношение к городу Москве». Но речь, конечно, не только и не столько о европарламентариях (которых впору назвать «европарламентёрами») и околоцерковной фронде.

В первую очередь, нам самим, русским православным людям, важно понять, почему православное миротворчество – отнюдь не за «мир любой ценой». Так, в комментарии «Первому русскому» епископ Савва (Тутунов) детально разъяснил слова своего нашумевшего «поста» в телеграм-канале:

Очевидно, мира хотят все. Каждый нормальный человек хочет мирной, счастливой и безмятежной жизни. Но, к сожалению, наш мир, падший во грехе, так устроен, что это не всегда возможно. Иногда приходится проходить через серьёзные испытания, в том числе – войну. Сейчас уже стало очевидным жёсткое мировоззренческое противостояние между разными мировыми полюсами, одним из которых является Россия.

Эта глобальная война, частью которой являются не только сегодняшние события на Украине (начавшиеся как итог восьмилетней войны Украины против мирных людей Донбасса), но и информационная и даже шире – ментальная война против России (в том числе в попытках изменить и этику людей, навязать им отказ от нравственных идеалов), идёт очень давно. Если мы не выстоим в этой войне – будет большая беда для России и Русского Православия, мы можем просто исчезнуть. И именно поэтому я считаю, что мир ценой гибели нашей страны – недопустим.

Предельно ясно и чётко. Что же касается упомянутых либеральных клириков, то как граждане того или иного государства они, конечно, имеют право на частное политическое мнение. Другое дело, что, выступая консолидированно, они пытаются представить себя гласом Церкви, не являясь таковым. Как и в начале прошлого века, когда в революционном движении и среди его апологетов также встречались представители духовенства (трагически известный священник-революционер Григорий Гапон, священники Григорий Петров и Иван Егоров и ряд других либерально-обновленчески настроенных клириков), сегодняшние либеральные активисты в священном сане совершают идеологически пристрастный политический акт.


Иначе как можно расценить то, что ни один из клириков-пацифистов не возвысил свой голос ни за представителей патриотической оппозиции, погибших в центре Москвы в октябре 1993 года, ни за русских людей, чей геноцид проводился в Чечне и ряде постсоветских республик в те же 1990-е годы? Ни, наконец, против «шоковой терапии» тех лет, оставившей за гранью нищеты десятки миллионов наших сограждан? Да зачем далеко ходить: разве кто-либо из них поддержал народ Донбасса, начиная с 2014 года, или выступил в защиту гонимой канонической Церкви на Украине? А потому стоит признать, что их пацифистские воззвания – либеральные, а во многом и антигосударственные политические манифесты, весьма напоминающие провокационную гапоновщину революционного 1905 года.


Слова пастырей против «похабного мира»


Известный московский пастырь и проповедник, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, кандидат богословия протоиерей Андрей Новиков полностью согласен с позицией епископа Саввы (Тутунова). Важно отметить: отец Андрей был рукоположен и 12 лет совершал священническое служение в канонической Украинской Православной Церкви, а потому прекрасно осведомлён о положении дел в этой части Русской Церкви, в том числе – в многострадальном Донбассе:

Никто в здравом уме, и уж тем более православный христианин, не будет желать войны и считать, что война сама по себе – это хорошо. Но мир, которого мы все желаем, должен быть справедливым и достигаться не за счёт капитуляции перед безумными западными и нацистскими украинскими проектами ликвидации Русского Православия и русского народа. Именно об этом уже идёт речь, а не только о защите русских и православных людей от геноцида и репрессий в оккупированной (украинской) части Русского мира.

Уже очевидны и не скрывают себя те силы иностранных государств, которые, проведя эксперимент над народом Украины, «достойный» гитлеровского доктора Менгеле, открыто используют украинскую армию и милитаризованное, нацифицированное общество в качестве своей прокси-силы для физического уничтожения исторической Руси, Святой Руси, самой её памяти с лица земли. Наша Церковь ясно осознаёт происходящее и подлинный смысл нынешней брани, посему и молится: «Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, запрети. И замыслы их ниспровергни».

То, что вынуждена сегодня предпринять православная Россия и её руководство, я воспринимаю как прямое осуществление слов Священного Писания: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13,4). Зло, стремящееся к своему абсолютному господству и торжеству, приходится останавливать иногда и силой.


И конечно, нельзя не привести слова другого православного священнослужителя, десятилетия совершавшего служение на территории Украины, ведущего авторской программы «Святая правда» протоиерея Андрея Ткачёва, абсолютно убеждённого в том, что ложное миротворчество, пацифизм и толстовство намного опаснее для государств, чем войны. Поскольку с неизбежностью приводят к хаосу и анархии, но не избавляют от насилия:

Последовательное выступление против войны и армии – это выступление против государства в принципе. Выступая против военной силы на внешних рубежах, против армии, решающей внешние задачи, логично выступать и против применения силы внутри страны – против всех правоохранительных, фискальных и прочих органов «принуждения». А соответственно – к разрушению самого государства… Разумеется, всё это ввергнет нас в хаос, но всё равно не избавит нас от насилия и убийств.


Что с того?


Первый русский телеканал Царьград в своих материалах уже неоднократно отвечал, почему руководство Государства Российского ни в коем случае не должно идти на «похабный мир», подобие Брестского и Рижского мирных договоров, лишивших нашу страну её исконных территорий, в том числе – на Украине и в Белоруссии. Ведь речь даже не о геополитических амбициях, но об элементарном сохранении самой России, русского народа, его традиций и ценностей. То есть том самом, о чём на днях сказал епископ Савва (Тутунов).

И последнее. Стоит напомнить, что высший завет христианской любви – не «мир любой ценой», но «положить душу свою за други своя». И именно этот завет сегодня исполняют наши герои, вне зависимости от их этнического происхождения и даже религиозной принадлежности. Вместе – мы русские. И как совершенно точно к этим словам добавил непобедимый генералиссимус Александр Суворов: «С нами Бог!»