Эффект Вагнера. Пригожину объявили войну не только в США
Фото: Elena Mayorova/Globallookpress
До самого начала специальной военной операции о «музыкантах» было принято говорить таинственным полушёпотом, а вся информация не только об их деятельности, но и о самом их существовании базировалась исключительно на домыслах со слухами. Теперь уже неважно, по каким причинам это происходило. Важно то, что после 24 февраля 2022 года ЧВК «Вагнер» вышла из информационной тени и мгновенно стала легендой. Духоподъёмной для своих и жуткой для врагов.
Сирийская увертюра
Совсем недавно, 3 ноября 2022 года, огромное количество людей в Сирии и России отметили пятую годовщину снятия блокады с Дейр-эз-Зора. Религиозные фанатики из запрещённых террористических организаций на протяжении нескольких лет терзали город на берегу Евфрата обстрелами, уличными боями и голодом, а освобождение его из смертельного кольца стало заслугой исключительно русских бойцов. В огромной мере и тех, которые, появившись внутри городской черты в сентябре, называли себя «Вагнером». Именно благодаря им террористы потеряли инициативу, и в итоге Дейр-эз-Зор оказался свободным. В официальной русской прессе это название тогда практически не фигурировало – о «вагнерах», конечно, что-то говорили блогеры разной направленности, но все их публикации оставались на уровне их же «боевых диванов».
Однако времена изменились – 24 февраля загрохотала специальная военная операция, и опыт добровольцев, честно «отломавших» сирийскую кампанию, оказался востребован десятикратно. Как вскоре выяснилось, совершенно не напрасно – «музыканты» оказались живее всех живых даже после трагического инцидента, произошедшего под тем же Дейр эз-Зором в 2018-м, когда с ними попытались «разобраться» уже не полуграмотные, но отчаянные головорезы из числа исламистов, а сами «их величества» американцы. Предприниматель Евгений Пригожин буквально на днях вспоминал этот случай в связи с новыми «претензиями» США к нашим «частникам»:
ЧВК «Вагнер» – это не страна и не режим, это молодая необузданная сила, которой американцы так боятся. Они пытались уничтожить эту силу под Дейр-эз-Зором в 2018 году, но она воспрянула духом и смотрит в глаза олицетворению мирового зла без страха.
Секреты штурмовой пехоты
Если «оркестранты» с их участием в СВО стали одним из символов русской военной мощи, то символами таковой мощи самих «оркестрантов», без сомнения, стали Артёмовск и Соледар. Последний, к счастью, уже освобождён, а вот с первым пока приходится «ковыряться». И причины достаточно медленного продвижения более чем уважительны – основатель «Вагнера» обрисовал их в одном из своих интервью следующими словами:
Артёмовск – это крепость в каждом доме. За каждый дом ребята бодаются, иногда не один день. Иногда неделями за один дом. Один дом взяли, второй дом взяли.
Тем не менее дело по полному контролю над Артёмовском движется к финалу – по заявлению временно исполняющего обязанности главы ДНР Дениса Пушилина, бои идут уже в городских кварталах:
Подразделения, в частности «Вагнера», в самом Артёмовске продвигаются. Бои уже идут где-то на окраинах, а где-то в тех кварталах, которые совсем недавно ещё удерживались противником.
Так в чём секрет этих боевых успехов? Наиболее интересным ответом на подобные вопросы представляется мнение противника, испытавшего эффективность тактики оппонентов на собственной шкуре. Сегодня благодаря телеканалу CNN, простодушно опубликовавшему секретный отчёт украинской разведки, мы все можем убедиться в том, что архитектура боевых действий, выстраиваемая «вагнерами», показала себя единственно верной. Они не отступают без команды, они действуют в составе мобильных штурмовых групп численностью до 10 человек, они активно используют ручные противотанковые средства, они руководствуются оперативными разведданными, получаемыми с беспилотников в реальном времени… На первый взгляд, всё просто. Вот только все эти простые слагаемые необходимо многократно множить ещё и на личное мужество бойцов.
Недовольство «гегемона»
Стоило ли сомневаться, что подвиги и медийная раскрутка «Вагнера» вызовут нервный зуд у тех, кто дёргает за ниточки своих киевских марионеток, принуждая их уничтожать в боях с русскими собственную страну и граждан? Американцы вообще крайне болезненно относятся ко всем, кто подвергает сомнению их гипертрофированное чувство собственного величия, а уж после непрекращающихся насмешливых выпадов в сторону Вашингтона со стороны Пригожина – администрации Белого дома сам её «американский бог» велел попытаться подложить нашей ЧВК очередную свинью. Они и подложили, решив внести «Вагнер» в список «преступных организаций». Однако «свинья» эта ни «оркестрантов», ни их «дирижёра» не напугала – Евгений Викторович, напротив, с присущей ему прямотой обратился к координатору по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Джону Кирби:
Уважаемый господин Кирби! У меня к вам есть вопрос: можете ли вы назвать, какое преступление совершила ЧВК «Вагнер»?
Ответа, разумеется, не последовало. И тогда Пригожин объяснил чиновнику из Соединённых Штатов свою позицию уже окончательно:
На Украине идёт война. И я один из участников этой войны со стороны России, своей Родины, интересы которой я защищал, защищаю и буду защищать. Во всех остальных других странах, где бы я ни был, я всегда был на стороне действующей власти и коренного населения.
Чего теперь ждать от американцев? А какая разница? Само слово «санкции» в приложении к «вагнерам» выглядит уже крайне смешно.
Что с того?
24 января стало известно о том, что Евгений Пригожин обратился к спикеру Государственной думы Вячеславу Володину с предложением добавить в Уголовный кодекс России статью, предусматривающую наказание за дискредитацию добровольцев. Как сообщила пресс-служба предпринимателя, основатель ЧВК «Вагнер» выступил с инициативой сажать на срок до пяти лет тех, кто публикует материалы негативного характера и в любой форме критикует участников СВО, в том числе распространяя информацию об их прошлых правонарушениях.
Решать, конечно, законодателям, но в том, что предложение Пригожина абсолютно обоснованно, сомневаться не приходится. Потому что и бойцы регулярной армии России, и мобилизованные, и те, кто пошёл в окопы по своей инициативе, – делают одно и тоже. Зачищают врагов страны, некоторая часть населения которой – не очень весомая, но гниловатая – желает России гибели. И делают это, в том числе, поливая словесными нечистотами всех, кто нашёл в себе силы пойти воевать не в интернете, а в Артёмовске, Соледаре, Марьинке… Да не просто воевать, а побеждать.