Вдвоём умирать веселее? Запад идёт на убийственные меры. Мы – в рай
Фото: ZoranOrcik / Shutterstock.com
Биржевые торги вновь демонстрируют рекордные ценовые показатели: природный газ пробил самую высокую отметку в истории, нефть подорожала до уровня лета 2014 года, то же самое касается угля. В это же самое время верховоды Европейского союза планируют «удушить» нас санкциями. Однако в первую очередь данные рестрикции навредят самому ЕС. Зима показала, насколько уязвимой является энгергетическая сфера старушки-Европы.
То, что санкционное давление на Россию рикошетом ударит по Европе, уже не особо скрывают даже в Европейской комиссии. Как бы то ни было, экономические связи между нашей страной и Евросоюзом весьма крепкие. А для танго, как говорится, нужны двое. Товарооборот России и ЕС за 2021 год составил почти 248 миллиардов евро – на 43% больше, чем в пандемийном 2020-м. Просто напомним: капитализация американского Lehman Brothers исчислялась несколькими сотнями миллиардов долларов. Его крах привёл к международному финансовому кризису и имел разрушительные последствия для мировой экономики.
Энергетический рынок трясёт – выдержит ли Запад?
На лондонской бирже ICE стоимость тысячи кубометров голубого топлива уже достигает 2200 долларов – таких цен планета ещё не видела. Даже во время энергетического кризиса этой зимой. Летят вверх и цены на нефть – марка Brent стоит больше 113 долларов за баррель впервые с июня 2014 года. Дорожает уголь – расценки на данный вид сырья превысили 400 долларов за одну тонну. Всё это означает, по крайней мере в краткосрочной перспективе, увеличение притока иностранной валюты, вопреки суровым санкционным ограничениям США и Европейского союза, по долларам и евро соответственно.
Санкции для Европы не могут быть безболезненными, так как ограничения очень масштабные. Если они масштабные, то должны оказывать большое влияние на экономику. В первую очередь, конечно, на экономику той страны, против которой они направлены, но, поскольку экономика России взаимосвязана с Европой, то санкции ударят и по интересам ЕС. К примеру, рынок автомобилей просто отдаётся китайским производителям. Можно представить, насколько рады производители китайских всевозможных машин, если Запад добровольно отдаст им русский рынок. Поэтому ничего приятного здесь для Европы не будет. Плюс антироссийские санкции разгоняют стоимость энергоносителей, что ведёт к ухудшению конкурентоспособности промышленности Европы, которая нуждается в ресурсах и в электричестве,
– сказал в комментарии Первому русскому телеканалу Царьград эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.
Дорогое электричество – это путь к индустриализации, к тому, что их предприятия будут перебегать в Китай, – продолжил эксперт. – Стоимость коммунальных услуг, опять же, тоже растёт. Не совсем понятно, сколько Европа готова выдерживать режим с высокой стоимостью коммуналки, режим таких экономических платежей. Министр финансов Франции заявляет о том, что они ведут тотальную экономическую и финансовую войну против России. Неизвестно, как политик произнесёт эту фразу столь же эффектно спустя время. И как это будет приниматься французским и европейским обществом через год?
Вместе с тем расслабляться не стоит. Запад не простит нам радикального решения украинской проблемы. Возвращение Империи – жуткий страх Вашингтона и Брюсселя. Поэтому они будут готовы выстрелить себе в ногу. Ввести полное эмбарго на импорт русской нефти и природного газа, скорее всего, не получится – слишком велики будут издержки для европейского потребителя. А вот форсировать внедрение «зелёных» энерготехнологий – этим еврокомиссары и Белый дом заниматься будут ещё активнее. Для этого появился отличный повод. Как у нас появился отличный повод провести деофшоризацию, прижать офшорных олигархов, прекратить вывоз золота в Великобританию, отдавать наши акции в руки иностранных спекулянтов. Каждый ищет свою выгоду. Было бы странно, если бы выгоду не искали «экологичные» глобалисты.
Что касается эмбарго, я думаю, такое исключать нельзя. На всякий случай следует рассчитывать, что эмбарго могут ввести, несмотря на то что сейчас это маловероятно. И так цены на основные ресурсы высокие. Полное торговое эмбарго же только увеличит эти цены. И я не уверен, что оно приведёт к быстрому коллапсу или смене режима в России. Поэтому для Европы получится так, что быстрого эффекта не произойдёт, а самим придётся пострадать. Считаю, Европа лучше примет вариант постепенного отказа от кооперации с Россией, постепенного уменьшения доли русских энергоносителей у себя. Только если не случится масштабное обострение, эскалация с войсками НАТО на Украине и прочее. Что касается нашей стороны, то я не вижу, чтобы правительство России решило ограничить поставки энергоресурсов и металла в Европу. Нет, скорее, наоборот, торговля позволяет России легче переносить санкции,
– подчёркивает аналитик.
Что с того?
Стратегия успеха проста и понятна. О ней мы писали и раньше. Во-первых, нужно наращивать поставки природного газа в Китайскую Народную Республику. Сейчас в Поднебесную поставляется существенно меньше голубого топлива, чем в Старый Свет. Это огромное упущение 2000–2010-х годов, когда думали, что с западными столицами можно договориться – якобы джентльмены всегда найдут общий язык. Во-вторых, требуется срочно запускать массовое производство сжиженного природного газа на Дальнем Востоке. Мировой рынок СПГ остро нуждается в нашей продукции, особенно страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вне всяких сомнений, специальная операция на Украине должна быть доведена до конца. Здесь нет никакой альтернативы. Запад рано или поздно поймёт: разговаривать с Кремлём языком санкций и ультиматумов бессмысленно. Мы на своей земле, а не на чужой. Россия не угрожает членам Североатлантического альянса, не планирует высаживать десанты в Варшаве, Праге или Париже. Она обеспечивает свою безопасность, которую решили поставить под сомнение.