25 лет офшорного рабства: Главная победа в санкционной войне одержана
Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
В ближайшие две недели будет реализован важнейший этап деофшоризации русской экономики. Владимир Путин подписал закон, согласно которому компании должны перенести свои акции с иностранных площадок на Мосбиржу. Таким образом, принципиально меняется структура собственности крупнейших компаний. Они возвращаются в Россию. Правда, есть один немаловажный нюанс. Так, несколько компаний (например, «Яндекс» и Fix Price) имеют иностранную регистрацию. Соответственно, на них положения закона не распространяются. Но всё равно это считаное количество предприятий.
2002 год. Несмотря на проведение контртеррористической операции в Чечне и разногласия по многим вопросам международной повестки, отношения между Соединёнными Штатами Америки и Россией переживают самый настоящий расцвет. Как свидетельствует заокеанская социология, более 60% граждан США положительно оценивают роль нашей страны в мире. Тишь да гладь. Но президент Владимир Путин уже знает: грядут крупные геополитические изменения, и нам нужно серьёзно готовиться к решительной схватке.
Вспоминается простая русская мудрость – дружба дружбой, а табачок врозь. У нас хорошие отношения со многими нашими партнёрами. Но западные экономики, которые располагают сегодня этими ресурсами российского происхождения, не заинтересованы в их изъятии. Есть все основания полагать, что и дальше будут ужесточаться режимы использования средств, размещенных в офшорных зонах. Я не говорю, что завтра они будут заморожены, но если решение подобного рода будет принято, прошу извинить за простоту выражения, замучаетесь пыль глотать, бегая по судам в попытках разморозить эти средства,
– предупредил олигархов президент ещё 20 (!) лет назад.
Выход один – возвращаться в родную гавань
Они думали, это шутка или сказано, как говорится, для красного словца. Оказалось, слова эти – пророческие. Введённые США, Евросоюзом и их союзниками санкции серьёзно ударили не только по золотовалютным резервам России, но и по активам крупного бизнеса, в особенности офшорного. Зарубежные юрисдикции стали гораздо, в разы опаснее отечественных. Боялись русского налогового инспектора, а пришли британские, кипрские и американские судебные приставы. Справедливо, согласитесь.
Возврат русских активов на историческую родину – пожалуй, важнейшая стратегическая победа России в нынешней санкционной войне. По данным информационного агентства Bloomberg, отток капитала за 25 лет «дикого капитализма» составил 750 миллиардов долларов. Причём именно долларов, ведь средства выводились в евродолларовом эквиваленте. Вывозили бы из России рубли, размещая их на лондонских счетах, никакой беды не было бы – Центральный банк имеет возможность допечатать нужное количество русских денег. Иностранная валюта же – товар ограниченный. Его Эльвира Сахипзадовна напечатать не сможет никоим образом.
В результате мы имели какую-то химеру. Россия увеличивала экспорт, но толку от этого было мало, поскольку прибыль уводилась из страны на Запад, а не шла на социально-экономическое развитие, на реализацию важнейших и социально значимых инфраструктурных проектов (а их, поверьте, предостаточно – один Северный широтный ход чего стоит). Парадокс ещё и в том, что в роли офшорного олигарха выступало само государство. Судите сами: существовало бюджетное правило, в его рамках деньги изымались из экономики и размещались в виде иностранных ценных бумаг на зарубежных биржах, а также на заграничных корреспондентских счетах. По итогу стараниями Вашингтона и Брюсселя у нас изъяли 300 миллиардов долларов. Так и хочется воскликнуть: «Здесь могла быть ваша реклама» (вернее, ваши высокотехнологичные предприятия, мосты, дороги, высокоскоростные магистрали, порты, терминалы СПГ).
Да, сейчас ситуация выправляется в лучшую сторону, невзирая ни на какие санкции. Отток капитала в целом перекрыт, бюджетное правило выкинуто на свалку истории (надеемся, навсегда). Однако важно также вернуть русские компании в Россию. На днях президент Владимир Путин подписал закон о запрете отечественным фирмам размещать свои ценные бумаги на иностранных площадках. Акции, находящиеся в обращении, будут перенесены на Московскую биржу.
Что с того?
Торги на лондонской и прочих западных биржах являлись серьёзным инструментом подлинной дерусификации отечественной экономики. Толку в них не было никакого, если не считать столь важных для либералов «имиджевых» моментов и привлечения мизерного капитала на начальном этапе. Всевозможные британские, американские, канадские, японские и прочие «инвесторы» (сиречь спекулянты из хедж-фондов) скупали вначале акции ценнейших русских предприятий, по сути, за бесценок, а затем наслаждались колоссальными дивидендными выплатами. На сегодняшний день такого больше не предвидится. Иностранцы смогут покупать акции исключительно за рубли, а, учитывая имеющиеся валютные ограничения, вывести прибыль за пределы Матушки-России «варяги» не смогут.
Существуют, правда, и проблемы. Ключевых – две. Первая – некоторые русские компании зарегистрированы в офшорах, на них действие закона не распространяется, они формально не наши. Среди них – «Яндекс», «Тинькофф», Fix Price. Не мешало бы принудить данные юридические лица к перерегистрации. Вторая – отдельные компании смогут-таки выйти на иностранные биржи, однако их перечень ограничится пятью-шестью наименованиями. Мы же убеждены в том, что исключений нельзя делать ни для кого.