Генеральский ультиматум Кремлю: мы так и будем отступать, пока не сменим руководство сражающейся армией?
На фото: министр обороны РФ Сергей Шойгу и начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первый заместитель министра обороны РФ Валерий Герасимов (слева направо) (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)
Сдача 1 октября нашей армией украинцам донбасского города Красный Лиман, судя по всему, стала сильнейшим психологическим ударом по российскому обществу.
Мало того, что это случилось всего через месяц после почти одновременной потери нами в Харьковской области городов Балаклея, Изюм, Купянск, Волчанск. Так в Красный Лиман противник вошел тогда, когда его дома и улицы после завершившегося 27 сентября 2022 года референдума еще украшали яркие плакаты с надписями типа «Донбасс с Россией навсегда» и «Мы возвращаемся домой». А интернет полон видео, на которых запечатлено, как население этого небольшого городка вслед за главой горадминистрации Александром Петрикиным еще в начале нынешней недели как на праздник активно шло к урнам для голосования.
Совершенно точно сейчас эти кадры с большим вниманием и с известными целями прокручивают сотрудники Службы безопасности Украины, вместе со своими войсками ворвавшиеся в Красный Лиман на плечах отступающих российских военных. Сумел ли уйти от неминуемой расправы сам Александр Петрикин, тоже неизвестно. Поскольку все дороги, ведущие из этого населенного пункта на Кременную, давно и плотно насквозь простреливала артиллерия ВСУ.
Трагический для нас исход почти двухнедельного сражения за Красный Лиман в Министерстве обороны РФ решили описать спокойно и буднично. Будто ничего особенно в зоне спецоперации и не произошло.
Официальный представитель ведомства генерал-лейтенант Игорь Конашенков, не моргнув глазом, заявил: «Массированными огневыми ударами по позициям 66-й и 93-й механизированных бригад ВСУ на Краснолиманском направлении за сутки уничтожены более 200 украинских военнослужащих убитыми, пять танков и девять боевых машин пехоты. Несмотря на понесённые потери, имея значительное превосходство в силах и средствах, противник ввёл резервы и продолжил наступление на данном направлении. В связи с созданием угрозы окружения союзные войска были отведены из населённого пункта Красный Лиман на более выгодные рубежи».
Вспомните, всего три недели назад, 12 сентября, в официальной сводке, озвученной для публики тем же персонажем в лампасах и в той же победной тональности, рассказывалось о нашем фактическом бегстве из Изюма. Только тогда речь у Конашенкова шла об успешно проведенной нами «операции по свёртыванию и организованной переброске изюмско-балаклейской группировки войск на территорию Донецкой Народной Республики».
Как и следовало ожидать, слишком многих все это просто взорвало. Первым не выдержал глава Чечни генерал-лейтенант Росгвардии Рамзан Кадыров. Вечером в минувшую субботу он оглушительно просто рявкнул в своем Телеграмм-канале:
— Я всегда говорил: нет ничего лучше озвученной правды, пусть горькой, обидной, но правды. Только так можно двигаться вперед. Поэтому я не могу молчать о том, что произошло в Красном Лимане.
Обороной этого участка руководил командующий Центральным военным округом генерал-полковник Александр Лапин. Тот самый Лапин, который получил звезду Героя России за взятие Лисичанска, хотя де-факто его там и рядом не было…
Генерал-полковник выставил на всех рубежах Лиманского направления мобилизованных бойцов ЛНР и прочие подразделения, но не обеспечил их необходимой связью, взаимодействием и подвозом боеприпасов. Еще две недели назад о том, что наши бойцы могут стать легкой мишенью, мне лично докладывал генерал-майор командир спецназа «Ахмат», мой дорогой БРАТ Апты Алаудинов. В свою очередь я поставил в известность об опасности начальника ГШ ВС РФ Валерия Герасимова. Но генерал заверил меня, что не сомневается в полководческом таланте Лапина и не считает, что в Красном Лимане и его окрестностях возможно отступление.
Спустя неделю Лапин переносит свой штаб в Старобельск, за сотню километров от своих подчиненных, а сам отсиживается в Луганске. Как можно оперативно управлять подразделениями, находясь в 150 км от них? Из-за отсутствия элементарной военной логистики сегодня мы оставили несколько населенных пунктов и большой участок территории.
Обидно не то, что Лапин бездарь. А то, что его покрывают наверху руководители в Генштабе (конец цитаты).
Как видите — крайне жестко. И даже оскорбительно для генерала Лапина. Который всей своей предыдущей службой и неоднократно проявленным в Сирии личным мужеством не раз доказывал, что достоин, как минимум, уважения. Хотя бы и тем он это еще доказал, что вместе с ним за Украину сегодня воюет и 35-летний сын командующего. Который не в адъютантах ходит, а в зоне спецоперации возглавляет не вылезающий из боев танковый полк Таманской мотострелковой дивизии.
Но главное в скандальном субботнем выступлении Кадырова, конечно, — не публичное сведение возможно существующих личных счетов кое с кем из состава военного руководства. То, что сказано главой Чечни далее, убеждает, что в любом случае для него не в Лапине главная проблема. А в тех, кто в военной иерархии сидит куда выше его.
Потому что далее Кадыров пишет: «Я не знаю, что докладывает МО РФ Верховному Главнокомандующему, но по моему личному мнению, надо принимать более кардинальные меры».
Что симптоматично: практически сразу же в тот же день в адрес военного министра и начальника Генштаба «прилетело» и от всемогущей пока в нашей стране партии «Единая Россия». Практически в бескомпромиссной стилистике Кадырова в тот же день выступил и бывший командующий 58-й общевойсковой армией, а ныне — член фракции «ЕдРа» в Госдуме и член ее Комитета по обороне генерал-лейтенант Андрей Гурулев.
Он тоже в тот же вечер в прямом эфире «России-1» понес по кочкам своих недавних прямых командиров: «Я не могу объяснить сдачу Красного Лимана. Не могу объяснить с точки зрения военного. Наверное, это — знаковый рубеж не только военный, но и политический, особенно сейчас. Это происходило далеко не один день, это не скоротечный бой, который обычно бывает… Мне не понятно, почему за всё время не оценили правильно обстановку, не приняли решение по усилению той группировки, которая обороняла Лиман. Вы понимаете, как бы они героически ни сражались, есть элементарный расчет сил, который показывает — возможно Лиман удержать, или нет».
Далее — еще зубодробительней для руководства Вооруженными силами РФ:
— Проблема — в повальном докладе о хорошей обстановке и в повальном вранье. Эта система идёт сверху вниз.
Мы не знали количество сил и средств, которые наступали на Лиман? Если не знали, то где была разведка? Там идеально работала 144-я дивизия, армейская авиация столько там техники (вражеской — «СП») спалила! Немерянное количество. Артиллерия не прекращала работать. Идеально маневрировали, и украинцы не могли их достать. Почему?
Мы же понимаем, что проблема вся не на земле, не в Лимане, не в 144-й и даже не в группировке «Отважные», а на Фрунзенской набережной (Генеральный штаб Минобороны РФ — ред.), где до сих пор не понимают, не владеют обстановкой.
… Больше ничего комментировать не хочу. Чётко понимаю, что пока в Генштабе, наконец-то, не появится что-то совершенно другое, то ничего не изменится. Все остальное — следствие проводимой оттуда политики. Не больше и не меньше того. Может быть, жестко, но это — правда (конец цитаты).
Не смолчал после трагедии Красного Лимана и отставной генерал-лейтенант Службы внешней разведки Леонид Решетников. В недавнем прошлом — директор Российского института стратегических исследований, который занят подготовкой аналитических документов для российского руководства вплоть до администрации президента РФ.
В субботу и этот генерал был предельно четок в своих почти ультимативных требованиях к Кремлю относительно смены руководства спецоперацией: «Лиман сдали, отступление продолжается. На остальных участках держимся, отбиваемся. В общем, Генштаб и командование на фронте подводит нашего президента и создает угрозу для России. В такой ситуации необходимы решительные кадровые изменения, особенно в Западном военном округе, провалившем и Балаклею, и Изюм, и Купянск, и Лиман. Все это — следствие долголетних просчетов в подготовке войск и офицерских кадров. И нет неприкасаемых. Отвечать нужно всем причастным, от министра до драпающих танкистов».
По логике вещей, сейчас все взоры должны быть устремлены на Путина. Ему надо срочно что-то решать. Полумерами, вроде недельной давности отставки главного армейского тыловика, замминистра обороны РФ генерала армии Дмитрия Булгакова, на которого теперь пытаются списать все просто вопиющие проблемы с материально-техническим обеспечением сражающихся на фронте частей и соединений, похоже, не получится. Иначе мы скоро оставим на расправу жаждущему реванша Киеву не только Красный Лиман, Изюм, Купянск и Балаклею.