Кроваво-красный Лиман. Те ли люди командуют войсками в зоне СВО?



Кроваво-красный Лиман. Те ли люди командуют войсками в зоне СВО?


Фото: zef art/shutterstock.com

Официальные документы о вхождении народных республик Донбасса, а также Запорожской и Херсонской областей в состав России были подписаны в Кремле 30 сентября. И в тот же день ситуация вокруг Красного Лимана обострилась настолько, что оставление этого населённого пункта русскими силами стало неизбежным. Сутки спустя город был сдан противнику… А 3 сентября поступила информация, что ВСУ сумело закрепиться между Белогоркой и Давыдовым Бродом в Херсонской области.




Горький привкус праздника


Аналитики всех калибров ещё долго будут рассуждать о том, как получилось, что в Кремле открывали шампанское, а по периметру «Лиманского выступа» в это же самое время сражались и гибли русские парни. Как вышло, что на Красной площади гремел праздник, а на линии боевого соприкосновения – украинская артиллерия. И кто же стоит за этим, уже не первым отступлением наших из городов, над которыми был поднят государственный флаг России. Да, отступлением! Хоть высшее военное руководство страны и называет его разными, не такими горькими словами – «маневрирование», «отход на более выгодные рубежи» и т. п.

Сейчас эксперты говорят в основном про то, что будет дальше, про невозможность ведения боевых действий по лекалам февраля и марта, про необходимость пересмотра самой философии СВО в связи с тем, что после 30 сентября ВСУ орудуют уже на территории нашей страны, а не своей и независимых республик Донбасса. Но прямо указать на «авторов» очередной военной ошибки осмелился пока только один человек.


Голос правды


О том, что в самой управленческой системе, в том числе и в военной её части, у нас, мягко говоря, не всё в порядке, ещё после «харьковских маневрирований» говорил глава Союза добровольцев Донбасса, депутат Государственной думы Александр Бородай.

Вообще, надо начать с того, чтобы перестать врать друг другу. Это же у нас просто система бюрократического вранья, когда каждый маленький начальник боится доложить старшему начальнику о том, что что-то не в порядке. И, конечно, одно враньё наслаивается на другое. В результате у самого высокого начальства возникает абсолютно искажённая картина мира,

– рассказал боевой депутат в интервью «Первому русскому» 16 сентября. Сегодня все мы видим, насколько он был прав. Нашумевшее же заявление Рамзана Кадырова, сделанное им по поводу обстановки в Красном Лимане, не только подтвердило сказанное Бородаем, но и обозначило конкретные имена тех, кто, по мнению лидера Чечни, виновен в случившемся.

Я всегда говорил: нет ничего лучше озвученной правды, пусть горькой, обидной, но правды. Только так можно двигаться вперёд. Поэтому я не могу молчать о том, что произошло в Красном Лимане.

Обороной этого участка руководил командующий Центральным военным округом генерал-полковник Александр Лапин. Тот самый Лапин, который получил звезду Героя России за взятие Лисичанска, хотя де-факто его там и рядом не было. Лапину отдали в подчинение и войска Западного военного округа.

Генерал-полковник выставил на всех рубежах Лиманского направления мобилизованных бойцов с ЛНР и прочие подразделения, но не обеспечил их необходимой связью, взаимодействием и подвозом боеприпасов. Ещё две недели назад о том, что наши бойцы могут стать лёгкой мишенью, мне лично докладывал генерал-майор командир спецназа «Ахмат», мой дорогой брат Апты Алаудинов. В свою очередь, я поставил в известность об опасности начальника ГШ ВС РФ Валерия Герасимова. Но генерал заверил меня, что не сомневается в полководческом таланте Лапина и не считает, что в Красном Лимане и его окрестностях возможно отступление.

Итак, слова сказаны, фамилии названы… Причём слова резкие, а фамилии – громкие. Немудрено, что этот кадыровский «манифест» вызвал множество критических отзывов в среде сторонников «шапкозакидательских» сценариев операции.

Но в чём, собственно, не прав Рамзан?

В том, что пришло время ещё более кардинальных мер? Так оно пришло. Вот в день подписания соглашений о вхождении в состав России четырёх новых субъектов и пришло.

Или в том, что пора вводить военное положение в приграничных регионах России? А критики этой идеи давно были в Белгородской области, где наша ПВО работает едва ли не каждую ночь, а обстрелы населённых пунктов с украинской стороны стали обыденностью? Вот и в момент написания этого материала очередной снаряд прилетел в село Головчино, убив 48-летнюю женщину.

Или слово «непотизм» не понравилось? Так ведь есть он – чего уж греха-то таить. Как есть и факт локального проигрыша в Красном Лимане, который стал результатом отнюдь не трусости или низкой боевой устойчивости русских бойцов – в этом отношении к ним вообще никаких вопросов нет и быть не может! – а какого-то, видимо, особого взгляда генералитета на тактику обороны городов.

Отвечает Кадыров и на вопрос о том, что же делать с таким генералитетом:

Обидно не то, что Лапин бездарь. А то, что его покрывают наверху руководители в Генштабе. Будь моя воля, я бы разжаловал Лапина до рядового, лишил бы наград и с автоматом в руках отправил бы на передовую смывать кровью свой позор.

А бизнесмен Евгений Пригожин полностью солидарен с мнением, озвученным чеченским главой.

Экспрессивное заявление Кадырова, конечно, совсем не в моём стиле. Но могу сказать: «Рамзан, красавчик, жги». Всех этих ушлёпков – с автоматами босыми на фронт,

– прокомментировал основатель ЧВК «Вагнер» слова Рамзана Ахматовича, и с ним тоже сложно не согласиться.



Кадровая дистрофия


Не нужно быть Суворовым или Рокоссовским для того, чтобы понять: в Генштабе что-то не так. И самое грустное здесь то, что данное понимание ко многим начало приходить сразу же после начала СВО. Кто из офицеров этого главного органа военного планирования решил, что Украина будет встречать наши колонны цветами, а не огнём? С чьей подачи? Разведка подкачала? А как могло случиться, что она подкачала? Может, пора уже начинать решать кадровые вопросы радикально? Тем более что люди, получившие знания о том, что такое современная война в окопах, а не в аудиториях военных академий, у нас имеются.

Тот же Александр Бородай, не расстающийся с автоматом со времён Приднестровья и до сих пор лично инспектирующий позиции СДД на самых горячих участках фронта.

Евгений Пригожин, чьи бойцы уже стали легендами не только Украины, но и Африки с Сирией, своими ногами прошедший всё то же, что прошли и они.

Александр Ходаковский со своей бригадой «Восток» и боями за Мариуполь в боевом активе.

Рамзан – вообще человек войны в самом каноническом смысле.

Не эти ли люди с их опытом и личным мужеством, придя на смену тем, кто на девятом месяце боёв так и не родил окончательную победу, смогли бы переломить ситуацию? Или вручить им бремя принятия правильных военных решений упомянутый Кадыровым непотизм не позволяет?


Что с того?


По сообщениям с фронта, украинская армия продолжает попытки наступления в Херсонской области – 46-я отдельная аэромобильная бригада ВСУ сумела закрепиться на участке между Белогоркой и Давыдовым Бродом… Ну, а из того, что случилось в Красном Лимане, помимо кадровых, стоит сделать ещё и множество других выводов. Например, о том, как все эти «тактические упражнения» командования отразятся на боевом духе подразделений. И о том, какие репутационные потери несёт армия России и корпуса двух республик – на Украине уже захлёбываются очередной перемогой над «орками», а Запад довольно кивает и «отстёгивает» всё новые транши на оружие. То есть потери «репутационные» в этом случае абсолютно тождественны людским…

Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и «кризис доверия к власти», который будет нарастать с каждым очередным «маневрированием на более выгодные рубежи» – стоит вспомнить, чем стали для всех нас «красные линии» и «удары по точкам принятия решений», а стали они не более чем обычным сетевым мемом, ничего, кроме грустных улыбок, не вызывающим.

Но главное всё же – кадры! И варианты решения этой проблемы у России и её армии есть – о них упомянуто выше. Впрочем, на самом «верху», похоже, и сами кое-что поняли – командующий Западным военным округом Александр Журавлёв освобождён от должности, а на его место назначен генерал-лейтенант Роман Бердников, который имеет сирийский боевой опыт.