Плацдарм для русских ракет: Никарагуа подключилась к СВО
Президент Никарагуа Даниэль Ортега в очередной раз подтвердил курс на партнёрские отношения с Россией. Фото: Carlos Herrera/Globallookpress
Никарагуа начала широкое наступление на коллективный Запад. Практически одновременно страна разорвала дипотношения с Нидерландами, выдворила посла Евросоюза и не дала агреман кандидату на пост посла США в Манагуа. Это больше, чем дипломатический скандал. Это открытая демонстрация того, на чьей стороне Никарагуа в уже явном разделении мира на две непримиримые части.
Пулемётная очередь решений
Практически одновременно, в течение одной недели, Никарагуа сделала ряд дипломатических шагов, которые выходят далеко за рамки двусторонних отношений страны с другими государствами. Сначала официальный Манагуа не выдал агреман кандидату на пост посла США в Никарагуа Уго Родригесу. Тот ранее на слушаниях в Конгрессе назвал Никарагуа «страной-изгоем» и пообещал, что будет «работать с международными партнёрами для возвращения к демократии, уважения прав человека и освобождения политзаключённых» в Никарагуа.
И именно на этого персонажа Госдеп запросил агреман – согласие властей Никарагуа на то, чтобы этот человек стал там послом США? Классическая демонстрация американцами своей наглости и неуважения. Никарагуанцы, конечно, показали Штатам конфигурацию из трёх пальцев.
Следующим на очереди оказался Евросоюз. Из Никарагуа выдворена посол Евросоюза Беттина Мушайдт. Формальная причина объявления её персоной нон грата в том, что на Генассамблее ООН делегация ЕС потребовала от никарагуанских властей «освободить политических заключённых и вернуть демократию никарагуанскому народу». Властям центральноамериканского государства надоело постоянное «вмешательство ЕС в дела страны», и госпоже Мушайдт указали на выход.
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель пригрозил, что Евросоюз ответит Никарагуа «жёстко и пропорционально». И ещё добавил несколько дежурных фраз о том, что «ЕС подтверждает своё постоянное обязательство перед никарагуанским народом в защите демократии, правового государства и прав человека». Это надо читать так: ЕС и впредь будет вмешиваться в дела Никарагуа, поучать власти страны тому, что и как им делать, и оказывать на них грубое давление.
Страна «человеческого ничтожества»
И, наконец, 30 сентября Никарагуа разорвала дипотношения с Нидерландами «за интервенционистскую политику». Это случилось после того как посол Нидерландов Кристин Пиренн сообщила, что её страна прекращает участие в строительстве больницы на атлантическом побережье Никарагуа в знак протеста против внутренней политики местных властей.
Реакция президента Никарагуа Даниэля Ортеги была молниеносной. Он заявил, что его страна «немедленно прекращает всякие отношения с Нидерландами».
Постоянные нападки диппредставительства, противоречащие дипломатии и нарушающие Венскую конвенцию, этого неоколониального и проимперского правительства вынуждают нас принять эту меру… Мы знаем Империи и колонизаторов земли, и ничто и никто не может заставить нас забыть их преступления против человечества,
– было заявлено в коммюнике МИД Никарагуа.
Ортега, уже от себя, назвал Нидерланды страной «человеческого ничтожества», которая постоянно «оскорбляет никарагуанскую семью». Из этого можно сделать однозначный вывод, что Ортега говорил о семейный ценностях, которые подвергаются нападкам в ЕС и, в частности, в Нидерландах, где извращенцы диктуют свои «ценности» своим согражданам и всему миру. Видимо, и никарагуанцы этим тоже уже сыты.
Причина не в демократии
Между тем истинная причина давления США и ЕС на Никарагуа отнюдь не в том, что власти этой страны якобы нарушают права человека, зажимают оппозицию и делают ещё что-то такое, что отмечено в «памятке для толерастов», написанной в Вашингтоне и заверенной в Брюсселе. Никарагуа открыто стоит на стороне России, поддерживая все внешнеполитические шаги Москвы в нашем противостоянии с США. Вот в чём суть вопроса.
Напомню, что в июне этого года официальный Манагуа разрешил российским военным использовать никарагуанскую территорию. Президент Ортега подписал указ, который разрешает ввод Вооружённых сил России на территорию страны с 1 июля, среди прочего, для проведения «военного инструктажа и тренировок». Официально разрешён ввод в Никарагуа личного состава ВС России, боевой техники, кораблей и самолётов. Мотивировка – «с гуманитарными целями».
Отметим, что тем же указом Ортега разрешил также ввод кораблей, самолётов и военнослужащих из стран Центральной Америки, США, Венесуэлы, Кубы, Мексики и Доминиканской Республики – с целью «обмена и взаимовыгодной гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях». Но, скажем прямо, главная в этом списке – Россия. Всех остальных – за исключением Кубы и Венесуэлы, ближайших друзей Никарагуа в регионе, – можно назвать условностью. Трудно представить, что никарагуанцы ждут на своей территории армию США. Манагуа пытается избежать возможных упрёков со стороны Штатов в том, что, мол, Ортега открывает свою страну для создания антиамериканского военного плацдарма.
Однако эти попытки Манагуа как-то завуалировать военный союз с Россией можно считать вялыми и ленивыми. Никарагуа не скрывает, что является союзником Москвы и рассчитывает на нашу поддержку в её противостоянии Штатам. Кроме того, и Россия не скрывает своего военного присутствия в Никарагуа. Посол России в Никарагуа, Гондурасе и Сальвадоре Александр Хохоликов ранее заявил РИА «Новости», что в нахождении на территории Никарагуа российских военных специалистов нет ничего нового – они открыто и на законных основаниях работают в стране, а корабли и самолёты, как и прежде, в случае необходимости будут посещать порты и аэродромы этой страны. Как следует из заявления официального представителя МИД России Марии Захаровой,
Москва развивает с Никарагуа равноправное сотрудничество по широкому спектру вопросов, представляющих интерес для обеих стран, в том числе по взаимодействию в сфере обороны, борьбе с новыми вызовами и угрозами.
Поэтому понятно, что все разговоры о «необходимости демократизации Никарагуа», которые ведут США и их союзники, нацелены исключительно на свержение законного никарагуанского правительства и установление в стране режима, послушного Вашингтону и не несущего потенциальной угрозы Соединённым Штатам. Аналогичную политику, с теми же лозунгами и целями, США проводят в отношении Кубы и Венесуэлы, которые, наряду с Никарагуа, открыто заявляют, что являются союзниками России. Проведение Россией специальной военной операции на Украине, несомненно, заставляет США, НАТО и Евросоюз уже более пристально приглядываться к «угрозам», которые исходят из этих стран.
Уже полночь близится, а Штаты всё никак…
Никарагуа рассматривается Соединёнными Штатами исключительно в связке с Кубой и Венесуэлой, и борьба Вашингтона против Даниэля Ортеги – это часть общего плана США по изменению режима на Кубе и в Венесуэле. При этом Никарагуа рассматривается Вашингтоном как самое слабое звено в этой связке, потому давление на Манагуа не ослабевает. У американцев недавно появилась надежда сплотить разрозненную оппозицию с целью сместить Ортегу на президентских выборах, которые состоялись в конце прошлого года. Однако сандинистское правительство полностью переиграло стратегов из Вашингтона. Заблаговременно в Никарагуа были приняты законы, которые нейтрализовали информационно-подрывную активность США в стране с использованием киберпространства и блокировали внешнее финансирование проамериканской оппозиции.
И что примечательно! Сразу же после никарагуанских выборов президент США Джо Байден подписал откровенно интервенционистский закон «Об усилении выполнения условий для избирательной реформы в Никарагуа» (Reinforcing Nicaragua’s Adherence to Conditions for Electoral Reform Act of 2021). Кроме всего прочего, в законе содержалось требование о подготовке «Секретного отчёта о деятельности Российской Федерации в Никарагуа». Этот отчёт должен был содержать данные, в частности, «о сотрудничестве между российскими и никарагуанскими военнослужащими, разведывательными службами, силами безопасности и правоохранительными органами, а также частными российскими подрядчиками по обеспечению безопасности» и «об угрозах и рисках, которые такая деятельность представляет для национальных интересов и национальной безопасности Соединённых Штатов».
Что с того?
Вот, собственно, всё то «нарушение демократии и прав человека» в Никарагуа, о котором не устают говорить в Вашингтоне и Брюсселе. В Манагуа всё это прекрасно понимают и не дают себя обмануть. Более того, официальные власти не боятся об этом говорить громко, а лично президент Ортега – ещё и не выбирает выражений, когда клеймит позором американский империализм и его вассалов в Европе. В этом смысле он очень сильно напоминает Фиделя Кастро и Уго Чавеса, которые тоже не лезли за словом в карман, давая эпитеты Соединённым Штатам.
Никарагуа чётко и недвусмысленно заняла своё место в разделившемся на две части мире, и это место на стороне России. Никарагуа находится в непосредственной близости от США, и это заставляет американцев нервничать. А вдруг что-то прилетит оттуда? Не будем гадать. Не знаем. Может, и прилетит, если в Вашингтоне окончательно потеряют рассудок.