Ответят за всё. Зиму Польша может не пережить



Ответят за всё. Зиму Польша может не пережить


Фото: YAKOBCHUK V/Shutterstock.com

Польские, а следом и американские средства массовой информации сообщают о том, что Россия прекратила поставки природного газа Польше в соответствии с Ямальским контрактом, заключённым в далёком 1996 году. Агрессивная политика Варшавы, в том числе санкции против «Газпрома», которых не ввёл даже Евросоюз, должны были получить внятный и жёсткий ответ. Тем не менее останавливаться на этом не стоит. Богатства наших природных недр не должны получать государства, поставляющие бандеровскому режиму на Украине вооружения, будь они хоть «оборонительными», хоть «наступательными». В первую очередь это касается Чехии, Словакии, Словении и Прибалтики.



Аналитики и политологи много говорят о том, что Европа в отношении России весьма неоднородна. Это действительно так. Даже невооружённым глазом заметно различие между позицией, скажем, Берлина и Лондона, Парижа и Вильнюса. В Старом Свете явно наметился раскол. В первую группу стран входят так называемые «умеренные»: Германия, Франция, Австрия, Италия, Венгрия и другие. Они беспокоятся о собственных экономиках и не готовы подвергать основы своей энергетической безопасности рискам. Ко второй группировке можно отнести «бешеных»: к ним причисляют Великобританию, Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Чехию, Словакию, Словению и некоторых других. Для этих стран русофобия стала принципом жизни. Если в кране нет воды, значит, виновный будет найден быстро – и им будет русский.

Парадокс в том, что многие из второй группы зависят от России по целому ряду позиций, хотя бы по причине нахождения в составе СЭВ во времена социализма. Зависимость Польши и Словакии от русских углеводородов и сырья гораздо сильнее, чем, допустим, зависимость Франции. Впрочем, это не останавливает восточноевропейских «титанов». Именно они требуют побольше крови и стремятся стать в авангарде при оказании военной помощи бандеровской Украине.


Чем же может ответить наша страна? Очевидно, удар следует направить на энергетику. И его, судя по всему, решено нанести. Польское информационное издание Onet сообщило о приостановке поставок русского природного газа по Ямальскому контракту. Напомним, его заключили ещё в 1996 году. Голубое топливо поставляется по определённой цене, которая может пересматриваться время от времени. Срок контракта истекает как раз в текущем году. Правительство Матеуша Моравецкого не раз заявляло: продлевать договор Варшава не намерена и будет искать альтернативные пути газового импорта. В теории звучит красиво. Теперь, вероятно, мы сможем посмотреть на то, как Польша справляется с этой проблемой на практике.

Остановка поставок польским потребителям со стороны Москвы выглядит вполне логично, ведь наши «партнёры» не гнушаются ничем. Так, поляки в одностороннем порядке ввели санкционные ограничения в отношении дочки «Газпрома» и PGNiG – фирмы EuroPol Gaz. Это совместное предприятие обслуживает участок магистрального газопровода «Ямал – Европа», проходящий по территории Республики Польша. При этом находящиеся у власти консерваторы осмелились на односторонние действия без согласования с Брюсселем.

Пока стопроцентной ясности относительно прекращения поставок нет, однако об этом написали не только польские средства массовой информации, но и Bloomberg. Чуть ранее «Газпром» заявил, что уже 26 апреля ждёт от Варшавы оплаты за природный газ по новой формуле, то есть в рублях. В ответ PGNiG распространила обращение, в котором резко отвергла требования отечественного газового монополиста.

Сейчас правительство Польши судорожно ищет выход из сложившейся ситуации, в министерстве климата создана чрезвычайная группа. Положение дел у господина Моравецкого непростое. Польское государство потребляет около 20 миллиардов кубических метров голубого топлива в год. Половину этого объёма закрывала Россия – 10 миллиардов кубов. Около 5 миллиардов поляки закрывали собственной добычей и 5 миллиардов получали от зарубежных стран в виде сжиженного природного газа (в Свиноуйсьце есть специализированный терминал).

В доспецоперационные времена Варшава задумала хитрый план с возведением газопровода Baltic Pipe. По планам панов-русофобов русские поставки должны были заменить норвежцы. Но там всё не так однозначно: запасы истощаются, а необходимых объёмов вряд ли хватит для удовлетворения потребностей восточноевропейской страны. По новому газопроводу хотели гнать от 3 до 5 миллиардов кубических метров газа – именно столько может обеспечить Норвегия. Чтобы добить дополнительные 5-7 миллиардов, придётся отбирать его у остальных потребителей, а таковым является Германия. Изначальный замысел ясен: ФРГ вводит в действие «Северный поток – 2» и получает вдоволь газа из России, а высвободившийся норвежский идёт в Польшу. Теперь же, с заморозкой проекта Nord Stream 2, говорить об этом не приходится.


Что с того?


К трудным временам польский истеблишмент готовился. Газовые хранилища заполнены на 80%. Тем не менее этого не хватит до начала отопительного сезона. Уже в середине осени запасы будут опустошены, а «Газпром» руку помощи не протянет (и правильно сделает). На выручку могут прийти только соседи по Европейскому союзу – Германия и Чехия. Оказать интернациональную поддержку братскому народу, так сказать. Скорее всего, именно такой вариант наиболее реалистичный. Берлин и Прага нарастят закупки у России и отдадут полякам по реверсу.

Как бы то ни было, решение об отключении Польши от русского газа давно назрело. Пусть выкручиваются, как хотят. Прямые поставки ультрарусофобскому государству – не самое правильное поведение с нашей стороны. Нужно заставлять своих врагов как минимум переплачивать, быть внакладе. Этим сейчас «Газпром» и занимается. Данную практику не мешало бы распространить на других «борзых». Пусть с помощью реверса втридорога получают углеводороды не только поляки, но и чехи, словенцы, словаки, прибалты. Сейчас к ним присоединились и болгары (с 27 апреля Россия прекращает поставки газа из-за отказа Софии проводить расчёты в рублёвом эквиваленте). Хабами можно сделать Венгрию (она проявляет себя настоящим другом России) и Германию (учитывая её экономическое могущество и финансовые возможности).