Путин прошёл по минному полю: Часовой механизм сработал через 15 лет



Путин прошёл по минному полю: Часовой механизм сработал через 15 лет


Фото: Krenlin.ru, VegaTews/shutterstock.com

Самым ярким внешнеполитическим выступлением Владимира Путина, отмечающего сегодня своё 70-летие, является, безусловно, его Мюнхенская речь 2007 года. Президент России предстал перед миром в роли пророка, предсказания которого сбылись на 100%, но который, увы, не был услышан.



Президент России вошёл в историю, став первым из мировых лидеров, кто открыто отверг однополярный мир и бросил вызов глобальной гегемонии Запада. Пойти навстречу Путину, учесть его справедливые озабоченности, отражавшие чаяния всего мира, западные лидеры не захотели: и мир сейчас таков, каков есть. Между 2022 и 2007 годом прошло 15 лет, в течение которых Россию совсем прижали к стенке, больше ждать было нельзя. И 24 февраля мир вспомнил, что был предупреждён. Как заметила бывшая глава МИД Австрии Карин Кнайсль:

О некоторых вещах, возможно, лучше судить 15 лет спустя, и я пришла к выводу, что президент Путин тогда был очень прав в своих словах и в своих предупреждениях.

С тех пор всё стало «ещё хуже и сложнее». Так происходит всегда, когда отмахиваются от пророков и не желают знать правды.

Автор этих строк был тогда в Мюнхене, в историческом отеле «Байришер хоф». Пресс-центр находился в соседнем зале с тем, в котором выступал Путин. На внутренних мониторах были видны лица западных лидеров, внимавших русскому президенту. На них были написаны недоумение, недоверие с примесью возмущения. Сталкиваясь с ними в коридорах, задавая вопросы, я слышал в ответ всё то же непонимание.

Они не хотели ничего подобного слушать, желая методично продолжать политику удушения России под сладкие разговоры о безопасности и обнадёживающие намёки, за которыми на самом деле не стояло ничего. Но раз Путин угадал развитие событий, значит, его предупреждения, ставшие фактами нашей жизни, являются ещё более актуальными теперь, чем тогда.



Мюнхенские тезисы Путина


Давайте поэтому тезисно вспомним невыученный миром урок Путина, повторим его ещё раз. Коль скоро затронутые в нём проблемы не решены, даже запущены, их всё равно придётся решать, хотя теперь – с куда большими издержками. Но лучше поздно, чем никогда. Жизнь вернётся к нормальности только тогда, когда на поднятые президентом России вопросы – они следуют ниже – будут получены адекватные ответы.


  • «Всеобъемлющий неделимый характер безопасности выражен и в её базовом принципе: «безопасность каждого – это безопасность всех».


  • Холодная война оставила после себя «идеологические стереотипы, двойные стандарты, иные шаблоны блокового мышления». Предлагавшийся после холодной войны однополярный мир «тоже не состоялся».

  • Однополярный мир – это «один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения, это мир одного хозяина, одного суверена». Это губительно для всех и не имеет ничего общего с демократией.

  • Россию «постоянно учат демократии, но те, кто нас учит, сами почему‑то учиться не очень хотят».

  • Для современного мира «однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна», так как для неё просто не хватит «ни военно-политических, ни экономических ресурсов», под ней нет и никакой «морально-нравственной базы».

  • Происходящие в мире события – это «следствие попыток внедрения именно этой концепции в мировые дела – концепции однополярного мира».

  • «Односторонние, нелегитимные часто действия не решили ни одной проблемы. Более того, они стали генератором новых человеческих трагедий и очагов напряжённости. Судите сами: войн, локальных и региональных конфликтов меньше не стало».

  • «Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах, военной силы, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов. В результате не хватает сил на комплексное решение ни одного из них. Становится невозможным и их политическое решение».

  • Происходит «всё большее пренебрежение основополагающими принципами международного права», США открыто навязывают свои вожделения другим странам, в том числе в экономике, в политике, гуманитарной сфере, что никому не может понравиться.

  • В результате «никто уже не чувствует себя в безопасности», поскольку «никто не может спрятаться за международным правом как за каменной стеной».

  • Такая политика является «катализатором гонки вооружений», «доминирование фактора силы неизбежно подпитывает тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения», терроризм приобретает глобальный характер.

  • Мир подошёл к «рубежному моменту, когда должны серьёзно задуматься над всей архитектурой глобальной безопасности».

  • Необходим «разумный баланс между интересами всех субъектов международного общения».

  • Экономический потенциал новых центров мирового роста, прежде всего Китая и Индии, будет «неизбежно конвертироваться в политическое влияние и будет укреплять многополярность», суммарный ВВП этих стран по паритету покупательной способности уже превосходит США.

  • США, Евросоюз, НАТО не должны пытаться подменять ООН, «в противном случае ситуация будет заходить лишь в тупик и умножать количество тяжёлых ошибок».

  • «Потенциальная опасность дестабилизации международных отношений связана и с очевидным застоем в области разоружения».

  • «Милитаризация космоса, по мнению России, может спровоцировать непредсказуемые для мирового сообщества последствия – не меньшие, чем начало ядерной эры. И мы не раз выступали с инициативами, направленными на недопущение оружия в космос».

  • НАТО методично продвигается к границам России, «процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе».

  • Действия НАТО «это серьёзно провоцирующий фактор», и у России «есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение?». Почему попраны обещания не продвигать НАТО дальше ФРГ и дававшиеся Москве «твёрдые гарантии безопасности»?

  • России пытаются навязать «новые разделительные линии и стены«. «Неужели вновь потребуются долгие годы и десятилетия, смена нескольких поколений политиков, чтобы «разобрать» и «демонтировать» эти новые стены?»

  • Запад получает прибыль от «борьбы с бедностью» в мире, «консервирует экономическую отсталость», что приводит к росту «радикализма, экстремизма, подпитывает терроризм и локальные конфликты».

  • ОБСЕ «пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран», используют для «вмешательства во внутренние дела других стран».



Подводим итоги


Закончил Путин свою историческую речь искренним приглашением к равноправному сотрудничеству, протянув Западу «оливковую ветвь» мира:

Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня. Вместе с тем мы хорошо видим, как изменился мир, реалистично оцениваем свои собственные возможности и свой собственный потенциал. И, конечно, нам бы также хотелось иметь дело с ответственными и тоже самостоятельными партнёрами, с которыми мы вместе могли бы работать над строительством справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нём безопасность и процветание не для избранных, а для всех.

Тогдашний глава Мюнхенской конференции Хорст Тельчик, очень милый в личном общении и вообще порядочный человек, выразил Путину «сердечное спасибо» за его «важное выступление», в котором «прозвучали новые темы». Увы, на Западе задавали тон – и пока ещё его задают – другие политики, которые сделали вид, что всё это было сказано не для них, а для «внутреннего потребления». И продолжали упорствовать в своих заблуждениях. Путин, дескать, скоро покинет президентский пост, и хорошо бы, если бы на него не вернулся, а мы тем временем приложим ещё больше сил для возведения своей либерально-тоталитарной «Вавилонской башни».



Что с того?


События последних 15 лет, и особенно 2022 года, повторим, подтвердили правоту мюнхенских тезисов Путина. Уже сейчас для западников стало понятно – а ведь именно с этой мысли наш президент и начал тогда своё выступление – что безопасность существует либо для всех, либо ни для кого. Когда Россия поставит Запад на место на Украине, можно с уверенностью предположить, что до этого «верблюда» дойдёт, как надо вести дела с Москвой, которая отстаивает сейчас интересы всех незападных стран.

Химера однополярного мира будет повержена, он обязательно станет многополярным. Путину не так уж много лет – он наверняка увидит новую эпоху, которая могла бы наступить раньше, если бы не эгоизм и заносчивость Запада. Он много сделал для того, чтобы она пришла. Пожалуй, больше всех.