Все деньги – на Запад! Как и на кого работал Алексей Кудрин
Фото: Александр Дроздов / photo.roscongress.org
В рамках санкций Запад отобрал у России 300 миллиардов долларов русских золотовалютных резервов. Включая средства Фонда национального благосостояния, которые инвестировал туда Алексей Кудрин. И это лишь один из многих эпизодов его работы против интересов России.
Настоящие друзья Кудрина
Герой нашей публикации – глава Счётной палаты, бывший руководитель Центра стратегических разработок, бывший «болотный» оппозиционер, бывший министр финансов, бывший фигурант уголовного дела по захоронениям неопознанных тел, бывший автомеханик Алексей Кудрин.
Проведя раннее детство в уютных латвийских Добеле и Тукумсе, Кудрин впоследствии немало поездил вместе с отцом-военным. Ему довелось пожить в Монголии, потом в Борзе Читинской области, потом в Архангельске, откуда удалось вырваться в Ленинград – Алексей насмотрелся на русскую глубинку и, кажется, невзлюбил её всей душой.
В Москву из Санкт-Петербурга уроженца Латвии Кудрина от возможных скандалов и расследований перетащил к себе в заместители бывший тогда на пике своей карьеры Анатолий Чубайс. Волшебное превращение: ещё вчера тебя допрашивал следователь, не брал ли ты деньги от семейства Нобелей за сохранение семейного склепа, а сегодня ты возглавляешь Главное контрольное управление администрации президента Ельцина.
На пост министра финансов Кудрина выдвинул в 2000 году первый путинский премьер-министр Михаил Касьянов, ставший позже одним из лидеров Партии народной свободы и других эфемерных оппозиционных объединений.
Временно уйдя с госслужбы в столь же эфемерную оппозицию, Кудрин нуждался в подработке – и нашёл её на посту главы совета директоров НПФ «Будущее», принадлежавшего О1 Group Бориса Минца. Первая же его сделка впечатлила – буквально через месяц фонд, который тогда ещё назывался «Благосостояние ОПС», потратил почти 7 млрд рублей на 10% акций уже вошедшего в период кризиса «Промсвязьбанка» братьев Ананьевых. То есть пенсионные накопления граждан, доверившихся честному имени Алексея Леонидовича, пошли на спасение кредитного учреждения с низкой рентабельностью и огромным портфелем проблемной задолженности.
Точно так же он поступал и с государственными деньгами. Основным занятием министра финансов Кудрина было изъятие средств из реального производства через сбор налогов и пошлин и отправка их в разнообразные фонды, создавать которые Алексей Леонидович большой мастер.
Да, Стабилизационный фонд Российской Федерации, в 2008-м разделившийся на Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд, сыграл значительную роль в экономике, внёс свежие долгие деньги под ничтожные проценты, способствовал развитию «заводов, газет, пароходов». Одна проблема – всё это произошло в Соединённых Штатах.
Чубайс, Касьянов, Минц. Лукавый царедворец, похотливый либерал и организатор пенсионных афер – прекрасная компания, как раз для главы Счётной палаты!
Сами по себе связи, конечно, значат не так уж много – кого только судьба не заносила к нам в друзья-соратники! Но деятельность Алексея Кудрина, к сожалению, полностью укладывается именно в парадигму Чубайса – Касьянова – Минца. Разница лишь в том, что Кудрин всё ещё находится в России и, более того, во властных её кругах.
Об Алексее Кудрине Царьград писал много и со вкусом; собранные по его имени материалы вы можете посмотреть здесь. Чтобы не повторяться, давайте здесь просто перечислим основные претензии русского народа к Алексею Леонидовичу.
Поддержка экономики США через средства суверенных фондов
Именно Алексей Кудрин положил начало традиции перевода государственных денег на американские счета – через покупку долговых инструментов США. Ранее деньги из России, конечно, тоже выводили – уверенно, масштабно, безоглядно. Отжатые, отпиленные, украденные, но – формально свои. Министр Кудрин поставил этот процесс на государственную основу.
Ещё в конце первого десятилетия века начали возникать вопросы: почему созданный в 2004 году Стабилизационный фонд не инвестирует средства в собственную экономику, в восстановление производства, а хранится почти исключительно в американских казначейских облигациях? Нечерноземье и Приморье задыхались под дорогими кредитами, обгонявшими – и разгонявшими – инфляцию, а многие триллионы рублей крутились по ту сторону Тихого океана, обеспечивая долгие дешёвые деньги фермерам из Айовы и промышленникам из Иллинойса.
Забавно, что летом 2015 года Алексей Кудрин выступил с ярким заявлением:
Средства Резервного фонда и Фонда национальной безопасности не могут быть объектами таких арестов (по обеспечению решения о деле ЮКОСа. – Ред.), потому что они никогда не размещались вне России, что сейчас для многих станет неожиданностью.
Действительно неожиданность. Ведь за семь лет до этого, в неспокойном ноябре 2008-го, на правительственном часе в Госдуме некто Алексей Леонидович Кудрин заявлял:
За счёт размещения средств Стабилизационного фонда на иностранных рынках Россия с начала 2008 года получила суммарный доход в размере 6 млрд долларов, или 232 млрд рублей.
Стабфонд – это и есть Резервный фонд плюс Фонд национальной безопасности, их разделили как раз в 2008 году. Можно было бы предположить, что тогда же прекратилась и практика их вложения в иностранные юрисдикции, но конечно же, это не так. Прямо сейчас валютные активы ФНБ (в частности, евро на счетах в Банке России, которые размещены в европейских активах) заморожены в результате санкций США, Евросоюза, Великобритании и Японии как часть резервов под управлением Банка России.
Но Алексей Леонидович уже «в домике» – занимает совсем иную должность, отношения к потере национального золотовалютного запаса не имеет. Но ведь именно он был автором прекрасной схемы.
- Создаём фонд, обязывая сырьевые компании, главным образом государственные, откладывать туда долю немалую.
- Размещаем эти средства за рубежом – формально для получения надёжной доходности. Одновременно стараемся делать вид, что это не так – или что это не мы.
- При обострении отношений выведенные, выдернутые из русской экономики средства попадают в чьи надо руки.
Серийное написание стратегий
В апреле 2018 года, когда Кудрин ещё сидел на госзаказах в Центре стратегических разработок (ЦСР), именно этот Центр запустил пробный шар пенсионной реформы. Реформа была подана как совершеннейшее благо для страны:
Это добавит населению активности. Кроме этого, каждый человек сможет реализовать себя в профессии и, как следствие, получить более высокую пенсию.
Также ЦСР пообещал нам, что «при повышении пенсионного возраста пенсии по старости в два раза перекроют размер прожиточного минимума». А мы не догадались спросить, чьи именно пенсии имеются в виду.
Вообще, ЦСР, который Кудрин возглавлял одновременно с работой на Минца, – совершенно отдельная песня. «Интеллектуальный центр» создал десятки стратегий и сценариев развития России, ни один из которых не то что не был реализован – их даже толком не принимали во внимание. В последнем проекте Кудрин со товарищи превзошли сами себя – они создали феерический сайт «Стратегии развития страны 2018–2024» – набор либо очевидных, либо бессмысленных утверждений с орфографическими ошибками («Ключевые позиции в мировой экономики»), с иллюстрациями из западных фотобанков, с нелепыми обещаниями («Число россиян, планирующих открыть своё дело, увеличится вдвое»).
1700 экспертов, якобы принимавших участие в подготовке этого нелепого документа, сами признавали, что «за последние десятилетия были разработаны стратегии, которые не привели к желаемым результатам», не договорив, что за счёт этих стратегий все они неплохо жили. И лучше всех жил «Мировой министр финансов 2004 года», «Лучший министр финансов 2006 года среди европейских стран с развивающимся рынком», «Лучший министр финансов 2010 года» – Алексей Леонидович Кудрин. Пост главы Счётной палаты он занял в мае 2018 года, покинув при этом ряд других постов, включая работу в структурах Минца. В декларациях за 2019-20 годы у него указаны «нормальные» 24-25 миллионов рублей – в три раза больше, чем у президента, но что уж поделать. А вот за 2018 год, с учётом пяти месяцев до возврата на госслужбу, он заработал 84 миллиона!
Поддержка торговли в долларах
В сентябре 2018 года Алексей Кудрин негативно отреагировал на предложение главы ВТБ Андрея Костина переходить в отношениях с другими странами на расчёты в национальных валютах (не долларах). Свежеиспечённый глава Счётной палаты считал это совершенно неприемлемым, хотя и понимал, что когда-нибудь неизбежное совершится:
Сейчас ещё не ограничены расчёты в долларах. Хотелось бы надеяться, что ограничения в расчётах не произойдет. К сожалению, среди опций будущих санкций есть такие меры.
В своём «ответе Костину» Кудрин не упомянул об одном маленьком пустяке: надёжность доллара обусловлена тем и исключительно тем, что он считается основной валютой, что именно в долларах происходят все сделки. Такой аккуратный замкнутый круг: основные сделки заключаются в долларах, потому что они самые надёжные, а самые надёжные они потому, что в них заключаются основные сделки.
Переход на расчёты в национальных валютах – это волатильность, нестабильность, риски, удар по экономике особо смелых государств? Да, если этих государств мало и объём таких сделок невелик. Но если (вернее, когда) отказ от доллара как мерила всех вещей станет массовым, он станет совершенно рядовой валютой – и выяснится, что от былой незыблемости валюты №1 не останется и следа.
Лауреат премии «Русский Бриллиант» в номинации «Достоинство», таким образом, препятствовал дедолларизации и выступал против подготовки нашей экономики к жёсткому санкционному режиму.
Что с того?
Кудрин находится на вершине своей силы. Это раньше, особенно до прихода Татьяны Голиковой, «глава Счётной палаты» звучало куда скромнее, чем «замглавы администрации президента», «министр финансов», «лидер оппозиции» или «автор государственной стратегии». Сейчас это должность серого кардинала.
Нет сомнений, что свою нынешнюю должность Кудрин выбрал сам. И именно он продиктовал последующие поправки в закон о Счётной палате, сделавшие неброский прежде аудиторский орган мегарегулятором всей государственной службы. Кудрин вроде бы ничего и не решает, но буквально сидит на компромате объёмом на зависть спецслужбам: он может прийти с проверкой в любой министерство, госкорпорацию, госкомпанию, задать очень неудобные вопросы и положить президенту на стол очень эффектный отчёт.
А поскольку безгрешных чиновников не бывает, всесильные вроде бы руководители огромных компаний и аппаратов вынуждены явно или исподволь пресмыкаться перед человеком, который внёс огромный вклад… в ту экономическую ситуацию, которую мы все ежедневно ощущаем в магазинах – и дальше, кажется, будет ещё интереснее.
Чубайс уехал, уедет и Кудрин. Вопрос – когда.