Крот истории роет медленно, но верно



Крот истории роет медленно, но верно

Публикации, прогнозы о неминуемом крахе Соединенных Штатов появляются уже очень давно (помню такой от небезызвестного Дмитрия Гордона еще в 2000 году). Я относился к ним весьма скептически (ну что может случиться фатального со столь могучей во всех отношениях единственной сверхдержавой?), пока мне не попались цифры внешнеторгового баланса США.



На начало нулевых экспорт США составлял около 600 млрд долл., импорт — порядка одного триллиона. Т. е. дефицит — 400 млрд долл. Ныне уже цифры другие: в 2021 году суммарный экспорт из США составлял 2,528 трлн долл. при импорте на сумму 3387 трлн, дефицит — 859 трлн. Это с учетом услуг, а по промышленным товарам ситуация еще «красноречивей»: экспорт 1,761 трлн долл., импорт — 2,852 трлн, дефицит — более 1 трлн.

Чем американцы покрывают разницу, не секрет — всем известными зелеными бумажками, они же доллары. За них остальной мир расплачивается своими реальными нефтью, металлами, автомобилями, смартфонами и еще сотнями тысяч товаров, потому что доллар имеет статус «международных денег».

Тысячи лет эту функцию выполняло реальное, как говорят экономисты «физическое» золото, но после Второй мировой войны Штатам в результате хитроумной комбинации, на которой мы не будем здесь подробно останавливаться, удалось заменить его своим долларом. По сути, доллар и является главным экспортным товаром США — страны-принтера.

Такой источник дохода экономическая наука называет сеньораж. Согласно «Википедии», это —

«доход, получаемый от эмиссии денег и присваиваемый эмитентом на праве собственности…»

«Это прибыль в виде разницы между себестоимостью изготовления и поддержания обращения денежных знаков (бумажных, электронных или других) и их номиналом. Например, если считать, что себестоимость изготовления стодолларовой банкноты 10 центов, то сеньораж при выпуске такой банкноты составит 99 долларов 90 центов…

Широкое использование национальных денег для международных расчётов требует дополнительной эмиссии для обслуживания дополнительного товарного оборота за пределами страны. Такое положение позволяет стране получать импортируемые ценности или иностранные активы, расплачиваясь за них фактически долгосрочными долговыми обязательствами, которые для эмитента дёшевы или даже бесплатны»,

— отмечает нынешний главный источник знаний (в англоязычной версии).

А приснопамятный Арсений Яценюк энное время назад в некоей закрытой аудитории был более эмоционален:

«Построить такю финансовую пирамиду, печатать доллары и скупать ВЕСЬ МИР за бумажки?! Ну, молодцы!»

[media=https://www.youtube.com/watch?v=-08i-6iWSxY?feature=oembed]


Долларовая игла для Америки


Теперь же давайте представим, что, к примеру, Россия и Китай начнут торговать между собой не за доллары, а за рубли и юани, избавившись от потребности отдавать свою реальную продукцию за американские бумажки (и этот процесс уж идет). Если так поступит пусть не весь мир, но хотя бы его половина? Очевидно, спрос на доллары резко снизится, а какому продавцу понравиться «падение продаж» его основного товара?

А если заодно начнут избавляться от доллара в качестве обеспечения своих национальных валют (в форме американских долговых обязательств), заменять другими финансовыми инструментами? И тут нужно заметить, что за последние полгода только 12 стран увеличили количество долларов в своих резервах.

Это Бельгия, Ирак и еще 10 государств, у которых, «по совпадению», общий глава — британский монарх (т. е. главный союзник США). Прочие потихоньку от доллара избавляются.

И наконец, представим, что условные дон Педро из перуанского городка Нахуй (такой н. п. действительно существует) и тетя Галя из Скадовска на фоне таких новостей решат перевести долларовые сбережения в тумбочке в другую форму?

Это уже не просто обвал спроса на товар, дающий около 40–50 процентов (если считать все «производные» от него) средств к существованию заокеанской державы. Напомню, что национальные деньги, которые обращаются за пределами страны, по сути, являются её долговыми обязательствами. 5 тыс. долл. нашей тети Гали — это в реальности сумма, которую она одолжила США и востребовала назад, поменяв их.

Пройдя через энное количество рук, эти доллары, как и триллионы других (объем циркулирующей по миру долларовой массы давно засекречен), начнут возвращаться на родину, туда, где они являются официальным платежным средством.

А что бывает, когда денежная масса на некоей территории вырастает в разы, думаю, все знают достаточно хорошо. И это вдобавок к ополовиниванию реальных доходов страны, у которой на самом деле за душой нет ничего, только астрономические долги, аккурат на момент написания этих строк преодолевшие плану в 30 трлн долл. (и счетчик продолжает тикать в режиме реального времени, набрав совершенно рекордную скорость — пока материал готовился к печати, уже 31 трлн).

Любители позубоскалить относительно «страны-бензоколонки» (России), её незавидной судьбы, когда «нефть и газ станут никому не нужны» (ага!), что скажете о перспективах «страны-принтера»?

Это действительно сродни наркотической зависимости — сначала «кайф» от возможности «скупать мир за бумажки» («Золотой век Америки» в 50–60 гг.), потом разрушающийся организм требует все большей дозы просто для поддержания нормального самочувствия, а если достать наркоту не получится, наступает жесточайшая ломка, вплоть до летального исхода.

Ведь и внутреннего единства, которое может помочь пережить тяжелейшие времена, в США сейчас нет. Уже сейчас 60 процентов американцев, согласно опросам, допускают гражданскую войну и даже готовятся в ней участвовать. Во что выльются такие «настроения», если грянет экономический коллапс?


Как сохранить спрос?


И о чем должны думать лидеры США в первую очередь, как не о том, как сохранить спрос на доллары? И снова сошлемся на «Википедию», что термин «сеньораж» происходит от французского seigneuriage — «власть сеньора, владение сеньора».

Т. е. такой доход доступен только правителям данной территории, способным теми или иными методами «убедить» подданных использовать только эмитируемые им (правителем) деньги. Это же в полной мере относится и к «мировым деньгам».

А посему «наша основная цель ― предотвратить появление нового соперника как на постсоветском пространстве, так и в любом другом месте земного шара… Это положение является основным в новой стратегии обороны»

― это слова из Доктрины национальной безопасности США, главного документа, определяющего политику США в области международных отношений и обороны, принятой в апреле 1992-го, всего через три месяца после распада СССР, так называемой доктрины Вулфовица.

Обратим внимание, Россия на тот момент в руинах и униженно клянчит у Запада кредиты на покупку критических объемов продовольствия, а далеко глядящие господа из Вашингтона уже озаботились тем, что её возрождение может создать проблемы для гегемонии США в будущем.

«Мы продолжаем осознавать, что общие силы государств, ранее формировавших Советский Союз, остаются самым большим военным потенциалом на территории Евразии»,

― продолжает разработчик доктрины Вулфовиц.

Следовательно, нужно сделать всё, чтобы они никогда не стали снова общими, причем это касается не только военного, но и экономического, научного, человеческого потенциала, а в идеале — превратить бывшие советские народы во врагов, чтобы постсоветские государства стали постоянной и тяжелой проблемой для России. «Разделяй и властвуй» ― этим принципом руководствовались еще древние римляне.


Американская предусмотрительность


Насколько серьезно за океаном отнеслись к этому, показывает беспрецедентная практика отправки еще в начале-середине 90-х в «длительные командировки» на постсоветское пространство высокопоставленных американских чиновников соответствующего этнического происхождения.

Самые удачливые из них со временем стали президентами во всех трех прибалтийских республиках, а на Украине публичную карьеру сделали Роман Зварыч, бывший министром юстиции, сотрудницы Госдепа Наталья Яресько (была министром финансов и открыто претендовала на премьерское кресло) и, конечно же, Екатерина Чумаченко, первая леди при Ющенко.

Впрочем, в последнем случае вопрос «кто при ком» заставляет вспомнить известный анекдот, когда Клинтон обратил внимание, что Хиллари как-то пристально смотрит на заправщика на бензоколонке:

― Это мой бывший бойфренд, ― объясняет она.

― Да, вышла бы за него, была бы сейчас женой заправщика…

― Нет, Билл, это он бы сейчас был президентом США.

Вывод на самые первые роли абсолютно своих, которые на свою реальную Родину будут работать «не на страх, а на совесть» даже без мысли о «самоуправстве», чего можно ждать от купленных туземцев, был только вершиной айсберга.

Скупали обещаниями успешной карьеры и местных (тот же Яценюк под покровительством Екатерины Чумаченко за шесть лет из менеджера средней руки «Райфайзенбанка» «вырос» до председателя Верховной рады, по пути «постажировавшись» на руководящих должностях во всех ключевых госструктурах).

И огромные ресурсы на пропаганду, формирование работающих на интересы США разноплановых структур. До 2005 года посольство США отчитывалось на своем сайте о «помощи» Украине. В год выходило порядка 170 млн долл., практически все шло на «просветительские» проекты, т. е. на промывку мозгов. Гуманитарные же программы (4,6 млн долл.) сводились исключительно к помощи татарам в возвращении в Крым (расшифровка, думаю, не требуется).

Понятно, что и это далеко не все — только официальные, самые «невинные», так сказать, траты правительства США. Ведь были наверняка и «закрытые статьи расходов», союзники США также не стояли в стороне, и огромные вливания шли по линии неправительственных организаций типа частной помощи западных «доброжелателей» Украины.


«Любовь» к поросенку


Об истинных масштабах их симпатий к украинцам наглядно свидетельствует эпизод, когда в 2009 году правительство Тимошенко обратилось к США за помощью в ликвидации последствий катастрофического наводнения в Карпатах. Её оказали в размере (прописью) пятьдесят тысяч долларов!

В комментариях пользователи Интернета высказали предположение, что информагентства ошиблись, ну не может единственная сверхдержава и лучший друг Украины отделаться столь унизительной подачкой. Но оказалось, никакой ошибки!

Действительно, ну какой профит от реальной помощи попавшим в беду людям. А вот сделать их своими зомби, превратить в «боевых холопов» ― такие многомиллиардные инвестиции вполне оправдывают себя.

«Щедрость» американцев по отношению к Украине сродни щедрости фермера, откармливающего поросенка (только пищей была исключительно лапша на уши). Фермеру, может быть, и немного жалко милое существо, но момент, ради которого хрюшку обильно кормили, наступает неизбежно.

Грязная провокация с «делом Гонгадзе», два государственных переворота, свергавших законную, демократически избранную власть, — за всем этим американские «уши» особо и не скрывались, а делалось это с единственной целью — превратить Украину в анти-Россию, источник проблем и кровоточащую рану.


Война чужими руками


Приведя к власти в Киеве своих марионеток, США развернули против России классическую прокси-войну, согласно «Википедии», от англ. proxy war (опосредованная война, война по доверенности, война чужими руками) — международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране (классическое определение, данное Карлом Дойчем в 1964 году). Война чужими руками — лучше и не скажешь.

Напомню, в 2014 году, когда сопротивление майданному перевороту на Донбассе приняло серьезный оборот, руководители хунты подрастерялись и задумались о том, чтобы попытаться разрешить конфликт за столом переговоров. В Киев тут же примчался тогда еще относительно бодрый вице-президент США Байден и вставил «пистон» хунтикам, потребовав подавить «сепаратистов» сугубо военными средствами, не стесняясь в оных.

По достоверной информации, он тут же «успокоил», что, если число жертв при этом не превысит 10 тыс., «мировая общественность» этого «не заметит». А несколькими месяцами ранее, во время «Евромайдана», Байден каждые два-три дня звонил Януковичу, что, дескать, применение силы (включая обычные полицейские дубинки) против «мирных протестующих» неприемлемо.

Американцам нужна была ситуация, в которой Россия просто не могла остаться безучастной. И спустя некоторое время, когда легкой прогулки на Донбасс у ВСУ не получилось, новый президент Порошенко начал переговоры, которые при посредничестве России привели к разумному компромиссу, включавшему сохранение Донбасса в составе Украины на правах широкой автономии.

И снова окрик из Вашингтона заставил Киев отвергнуть уже согласованные договоренности и возобновить войну. При прямом поощрении из-за океана Порошенко саботировал и выполнение Минских соглашений, продолжая вялотекущую прокси-войну в интересах США.

Беспрецедентные 73 процента голосов, полученных его сменщиком Зеленским, были очевидным мандатом украинского народа на прекращение войны. Но заокеанские «аргументы» оказались куда сильнее. США, как и их главному союзнику Великобритании, понадобилось не просто продолжение конфликта на Донбассе, а игра на обострение.


Жертва пешки


Ведь дела в экономике у них идут все хуже, растущая эмиссия доллара не покрывает расходов, а главное, мир начинает потихоньку отходить от доллара. Большая прокси-война должна была усилить изрядно пошатнувшиеся позиции гегемона, показательно «разорвав в клочья» экономику России «адскими санкциями». Ну а Украина играла роль пешки, которой жертвует гроссмейстер для победной комбинации.

Одновременно решили поживиться и за счет своих стратегических союзников, европейцев (прежде всего — Германии), экономика которых сильно связанна с Россией. Ослабление, снижение конкурентоспособности экономики ЕС выгодно США, т. к. они (эти экономики) занимают в целом одни и те же сегменты мирового рынка и конкурируют в них. Говоря проще, американцы начали «жрать» своих.

Видимо, в рамках подготовки к этому американцы произвели зачистку европейского политического пространства от сильных, патриотически настроенных политиков, способных противостоять американскому диктату. Показателен пример австрийского канцлера Себастьяна Курца.

Популярнейший 36-летний политик в ноябре 2021 года объявил об уходе из политики (и эмигрировал из Австрии) «в связи с рождением сына». Более чем прозрачный намек на характер сделанного ему предложения, «от которого невозможно отказаться».

Но главный замысел полностью провалился — экономика России «вдруг» неизмеримо лучше переносит «войну санкций», чем те страны, которые ввели их, включая и сами США. При этом свои санкции она еще и не вводила, хотя, безусловно, эта опция у российского руководства сохраняется.

Не вызывает сомнений и конечный военный исход операции, вопрос только в сроках и цене. К тому же оказалось, что военные возможности помощи Запада Украине весьма ограничены. Как признал генсек НАТО Йенс Столтенберг:

«Нужно понимать, что отправленное нами Украине — это то, что было в наших резервах. И сейчас их почти не осталось».

Поэтому задача киевской власти — растянуть агонию, заставить Россию заплатить максимально большую цену за военную победу.

Касательно же «союзников», Америке пришлось пойти на самые экстраординарные меры, по сути, совершив против них акт прямой военной агрессии — взорвав газопровод «Северный поток» (в чем практически никто не сомневается).

Нынешние правители ЕС почти наверняка это «проглотят», но ведь есть и их народы, часть элит, думающая о национальных интересах своих стран. «Союзы», основанные на грубом диктате одного из участников, редко бывают долговечными.

А главное, контролировать у США уже получается лишь непосредственно «коллективный Запад». Остальной мир антироссийские санкции не поддержал и в целом занял позицию от выжидательной до умеренно (пока) — пророссийской.

То, что в речи на торжественном заседании, посвященном вступлению в состав Российской Федерации четырех новых субъектов, Владимир Путин основное внимание уделил именно борьбе с США и их сателлитами за новое справедливое мироустройство, конец гегемонии паразитического Запада и демонтаж «экономики фантиков», говорит о том, что час решающей схватки настал.

Будет нелегко, но исход очевиден — у изрядно одряхлевшего, все более «виртуального» гегемона шансов нет.