Это деменция. Байден решил добавить Европе газа, которого у него нет



Это деменция. Байден решил добавить Европе газа, которого у него нет


Фото: www.imago-images.de / Globallookpre

Сможет ли Европа прожить без нашего газа? Частично это возможно, если США нарастят в геометрической прогрессии поставки сжиженного природного газа. Однако в таком случае без важного ресурса останутся крупные экономики Азиатско-Тихоокеанского региона. Обещания Байдена заполнить энергетический рынок Европейского Союза американским сжиженным природным газом в связи с этим – не более чем декларация и сохранение хорошей мины при плохой игре.



Европейцев очень возмутили слова американских официальных представителей о том, что отказ от русского природного газа очевидно навредит Европе, но это «та цена, которую Байден готов заплатить». Действительно, какое право имеет президент Соединённых Штатов Америки решать, какую цену жители Старого Света готовы платить, а какую не готовы? Впрочем, это уже ставшее привычным американское чванство и высокомерие. Тем не менее Вашингтон обещает не бросить старушку-Европу в беде и заменить трубопроводное голубое топливо из России своим сжиженным природным газом.


Облапошить Азию не получится


Европа – развитый континент, в особенности западная его часть. Там хватает терминалов для приёма СПГ. Технически завалить европейский рынок американским газом можно. Проблема заключается в другом – Белый дом не в состоянии заставить свои компании переориентировать поставки из Азии в Европу по щелчку пальцев. В США, так или иначе, – рыночная экономика, базирующаяся на принципах либерального монетаризма. Грубо говоря, идеал «наших» системных либералов (они, правда, не учитывают того, что Америка росла на таких принципах с XVIII века, а на Руси такие «идеалы» искусственно внедрялись только с начала 1990-х, причём откровенно криминальным элементом).

Рынок сжиженного природного газа предельно диверсифицирован. Огромные объёмы потребляет Азия, главным образом её юго-восточная часть. Среди основных импортёров – Китайская Народная Республика, Южная Корея, Япония, самопровозглашённый Тайвань. Чтобы перенаправить потоки поставок СПГ в Европу, необходимо лишить эти государства соответствующих объёмов, поскольку мы знаем закон сохранения: если где-то прибыло, значит, где-то убавилось. Из десяти крупнейших экономик планеты четыре (КНР, Индия, Япония, Индонезия) расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

К сожалению, Россия пока так и не стала крупным экспортёром СПГ, мы гоним трубопроводный газ. Конечно, одно другому не мешает, но нам в срочном порядке нужны масштабные инвестиции в строительство терминалов сжиженного природного газа и заводов по его производству. Технологии сейчас сконцентрированы в руках Запада, однако обойти их возможно. По крайней мере следует попытаться – через Китай, Турцию, Индию, другие страны. Пусть даже с большой переплатой. Не сделали за 30 лет – придётся делать в экстренном порядке сейчас.



План Байдена разобьётся о суровую реальность


Джо Байден рисует Европейскому союзу радужные перспективы: дескать, в ближайшее время экспорт СПГ возрастёт на 15 миллиардов кубических метров, а до 2030 года – до 50 миллиардов кубов. Впрочем, это только декларация о намерениях. Контрактов нет, да и вообще затея выглядит сомнительной. Американская медийная организация Politico выяснила, что директивного перенаправления не получится – правительство США только лишь попытается убедить частные компании нарастить торговлю с ЕС.

Доля частного бизнеса в американском национальном хозяйстве – 87%. Это действительно очень много. И если Белый дом решит «жестить» и пытаться перейти на рельсы государственного капитализма, то получит невиданный отпор.

Для России директивное управление – нормально. У нас сильное государство, решительный лидер и многовековая традиция самодержавия. Директивная экономика эффективна и для Китая, где у власти находится мощная силовая группировка Си Цзиньпина.

А в Соединённых Штатах подобных рычагов и инструментария нет. Всё равно всё сводится в конечном итоге к прибыли.

Американское могущество покамест зиждется на доминировании доллара и относительной устойчивости Бреттон-Вудской системы (или Ямайской – её позднейшей вариации). Более половины золотовалютных резервов стран мира номинированы в долларах, в американской валюте проводится около 40% всех валютных операций на земле, в ней же оформлено примерно 65% международных долговых обязательств. Этот колосс отнюдь не на глиняных ногах, но и ему сейчас нелегко. Россия и Китай пробивают брешь в однополярном мире и метр за метром откусывают пространство экономического глобального господства Соединённых Штатов, поскольку поле для манёвра у либеральной капиталистической империи у́же.



Что с того?


Подобная ситуация ещё раз говорит о том, что в XXI веке на первый план выходят не либерально-монетаристские мантры про «свободный рынок» и «неприкосновенность частной собственности», а реальная потребность в государственном регулировании. Государство должно иметь все возможности, чтобы направить ресурсы именно туда, где они больше всего необходимы. Для США жизненно важно отбить энергетический рынок Евросоюза у нас. Нам важнее всего диверсифицировать поставки наших углеводородов в Китай и иные азиатские рынки. В этой битве победит тот, кто будет бó‎льшим государственником. И таковым США уж точно не являются.