Крещенские традиции: Можно ли смыть грехи в ледяной проруби?



Крещенские традиции: Можно ли смыть грехи в ледяной проруби?


«Крещение» (2002). Художник: Антон Овсяников. Фото: pravoslavie.ru

19 января, день Крещения Господня, уже завтра. И одним из самых популярных вопросов на фоне пандемии становится такой: следовать ли давней народной традиции праздника – окунаться в купель или нет? И смоет ли это наши накопившиеся грехи? Давайте разбираться.




Крещенский сочельник: молодецкая удаль и строгий пост


– Во Имя Отца… – дыхание резко перехватывает, когда ты с самой макушкой погружаешься в ледяную купель, температура воды в которой, вопреки законам физики, кажется даже ниже нуля по Цельсию.

– И Сына… – ух ты, а ведь в эти секунды даже перекреститься не так-то просто!

– И Святого Духа! – да, ты сделал это! Исповедав свою веру в Пресвятую Троицу, погрузился не в струи ближневосточного Иордана, где два тысячелетия назад крестился Сам Господь, а в «Иордань», прорубь заледеневшей русской реки. Ну, или озера.

В эти минуты ты чувствуешь удивительную, поистине чудесную теплоту, растекающуюся по всему телу, а потому никакие предложения в духе «выпей с нами коньячок!» в такие моменты совсем не актуальны. Ведь тебя греют огонь веры и осознание единства со многими тысячами православных людей, пришедших в эти святые дни омыться в водных стихиях, освящённых во всей Вселенной…

И здесь стоит остановиться и сделать небольшую оговорку. Традиция Крещенских купаний, издревле распространённая в русских городах и весях, в нашей постсоветской реальности, увы, пока достаточно далека от традиций церковных. Зачастую, демонстрируя удаль молодецкую, мы забываем (или вовсе не знаем), что Крещенский сочельник – день, предшествующий празднику Святого Богоявления – Крещения Господня, – завершает Рождественские святки, а потому ознаменован строгим постом. Так что никакого «коньячка»! Ну, или разве что немного слабоалкогольной церковной «запивки» – кагора, смешанного с кипятком.

Крещенские купания. Фото: pravoslavie.ru

Вообще же, этот обычай Крещенских купаний стоило бы упорядочить в традициях наших предков, для начала ограничив его закрытыми купальнями, чтобы как минимум снять с него образ коллективного моржевания на заснеженных пляжах. И обязательно разъясняя верующим, что, приобщаясь Божественной благодати в ледяной купели с освящённой водой, вы всё-таки не избавляетесь тем самым от своих грехов.

Вынужден огорчить: с церковной точки зрения это суеверие. Грехи нам отпускаются только в двух церковных Таинствах: исповеди и – единожды – в личном Крещении. И как бы ни напоминал обычай троекратного погружения в прорубь это великое Таинство, оно им не является. Хотя, конечно же, для искренне верующего человека погружение в освящённую крещенскую воду – не просто благочестивый обычай, но возможность укрепить здоровье, телесное и духовное. Но и тут следует оговориться: ничуть не менее полезно в этот праздник помолиться за Крещенским богослужением с водосвятием, а затем – испить этой святой воды, традиционно именуемой «Великой», а затем – принести её домой и окропить стены.

И в то же время нельзя не согласиться со словами Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесёнными в поддержку тех, кто ещё не сделал первых шагов в храмы Божии, но уже приобщился к традиции Крещенских купаний:

Кто-то начинал это делать в подражание своим предкам, желая себя испытать в удали, желая себя приобщить к народной традиции. Но сегодня уже совершенно очевидно, что те, кто окунулся в крещенскую купель, приобщились не столько к народной традиции, не столько к обычаю предков – из этой купели многие стали выходить другими, почувствовав силу Божественной благодати…

И если что-то и стоит добавить, то только напоминание, что коронавирусные ограничения в данном случае – не борьба против прав верующих. Благо храмы в 2022 году на Крещение не закрыты, а их посещение для православных христиан – намного важнее народных традиций. Пусть даже самых благочестивых. Ну и, конечно, всем верующим важно понимать сам смысл грядущего праздника. А потому коротко напомним, что же Русская Церковь и многие другие Православные Поместные Церкви празднуют 19 января по новому стилю.

Икона Крещения Господня. Фото: pravoslavie.ru


Крещение – Богоявление – Просвещение


«Крестился еси. Просветился еси… Освятился еси. Омылся еси: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь…»

Эти слова, которые православные священники произносят каждый раз в завершение Таинства Святого Крещения, очень близки по смыслу великого двунадесятого праздника Святого Богоявления – Крещения Господня. Конечно же, Спаситель был безгрешен, Ему не требовалось Крещение, но, придя в числе сотен и даже тысяч грешников к Иоанну Крестителю на реку Иордан, Христос показал всему миру, что таинственным образом стал одним из нас, не только Богом-Словом, но и истинным Человеком, явив Тайну Боговоплощения. И в этот же самый момент, когда Господь погрузился в струи Иордана, по словам апостола-евангелиста Луки:

Отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с Небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Именно поэтому праздник Крещения Господня также именуется Богоявлением, ведь в этот день людям явился Бог: в лице Сына – Христа, Святого Духа – голубя и Отца – возвестившего Свой глас с Небес. Что, в свою очередь, стало для всего мира его Просвещением – одним из ключевых смысловых значений и третьим церковным названием этого великого праздника.

А потому в Крещенский сочельник, а особенно в сам день Святого Богоявления, и нам, современным православным христианам, важно осознать, зачем два тысячелетия назад Господь, вочеловечившись, пришёл в наш земной мир. Отнюдь не для того, чтобы, как о том мечтали иудеи, покорить им все народы. Но чтобы собственной Жертвой и Любовью спасти и просветить всю Вселенную.