The Hill (США): Путин тестирует схему для вторжения на Украину, обводя дипломатов Байдена вокруг пальца
© Министерство обороны РФ
В то время как Запад рассматривает ультиматум Путина по договору о гарантиях безопасности, Россия протестировала в Казахстане схему, которую она может применить на Украине, пишет The Hill. Автор статьи утверждает, что Кремль готов использовать миротворческие силы для «вторжения». При этом в Казахстан российские силы вошли по приглашению властей, а Украина членом ОДКБ не является.
Президент России Владимир Путин снова обвел Запад вокруг пальца. Пока американские дипломаты сосредоточились на готовке к переговорам с помощниками Путина по невыполнимым требованиям о гарантиях безопасности, сам российский лидер отрабатывал тактику действий в другом месте, а именно в Казахстане.
Казахстан, бывшая советская республика, расположенная в Средней Азии, является важным элементом грандиозного плана Путина по возрождению наднационального союза по типу СССР. 6 января под предлогом необходимости восстановить стабильность и мир, нарушенные массовыми протестами, Путин осуществил военную интервенцию в Казахстан, одновременно продолжая наращивать российские войска вдоль украинских границ.
Поскольку во время их последнего личного виртуального разговора президент Байден гарантировал Путину, что вооруженные силы США не станут вмешиваться в ситуацию на Украине, если Россия атакует, скорее всего, она применит ту же самую «миротворческую» схему, чтобы захватить контроль над Киевом. После того как президент Касым-Жомарт Токаев обратился за помощью к возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), российские «миротворческие» силы прибыли в Казахстан, чтобы подавить массовые беспорядки. Протесты начались в Мангистауской области на западе страны из-за резкого роста цен на сжиженный газ, который в этой среднеазиатской стране используется в качестве топлива для автомобилей.
Антиправительственные демонстрации быстро перекинулись на Алма-Ату, крупнейший город и бывшую столицу страны, а также на другие города. Затем протесты стали перерастать в насильственные столкновения с полицией. Протестующие захватили правительственные здания, оккупировали главный аэропорт страны и подожгли резиденцию президента и здание мэрии. Москва отправила в крупнейшие города Казахстана в общей сложности 2,5 тысячи военных из России, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии – все эти страны прежде входили в состав СССР, а сейчас являются членами ОДКБ. Россия создала этот военный альянс в мае 1992 года, спустя менее полугода после распада СССР, в качестве противовеса НАТО.
10 января, когда представители Путина пытались убедить американских дипломатов в Женеве подписать «договор» по безопасности, который навсегда закроет Украине и Грузии путь в НАТО, Москва объявила о победе в Казахстане. Токаев выступил с «особыми словами благодарности» в адрес Путина за то, что тот помог защитить его страну от «террористических атак» и «попытки государственного переворота». В ходе этой пятидневной «миротворческой» операции Путин не раз предупреждал, что альянс ОДКБ не позволит «внешним силам» вмешиваться во «внутренние дела наших государств» и что Россия не допустит никаких «цветных революций» в постсоветских странах.
Кроме того, Путин в очередной раз обратился к стандартным пропагандистским аргументам Кремля о том, что именно Соединенные Штаты и Запад несут ответственность за разжигание беспорядков в бывших советских государствах, таких как Украина, которую они пытались «демократизировать». Хотя возможность осуществить военную интервенцию в Казахстан представилась Путину неожиданно, его действия и быстрая победа вполне вписываются в заранее подготовленную схему. Путин воспользовался очевидной слабостью Токаева. Многие жители Казахстана воспринимают Токаева как номинального президента, который не имеет реальной власти. Считается, что фактически страна находится под контролем бывшего президента Нурсултана Назарбаева, который, проведя 30 лет на посту президента, выбрал Токаева в качестве своего преемника.
Хотя резкий рост цен на газ стал катализатором для начала протестов, истинной причиной все же послужило общественное недовольство положением дел в стране, а именно коррумпированностью правительства, безработицей, низкими зарплатами и авторитарным характером политической системы Казахстана, что типично для государств Центральной Азии. Осуществив интервенцию в Казахстан, Путин протестировал – и усовершенствовал с учетом уровня модернизации вооруженных сил – схему, которую он потенциально может применить на Украине, где он возобновил военные учения на фоне беспокойства Запада по поводу возможного вторжения.
Россия уже несколько раз использовала схему с миротворческими войсками, скорее чтобы проецировать свое влияние в постсоветских государствах, нежели чтобы восстанавливать мир. Россия развернула миротворческие силы в 1992 году в сепаратистских регионах Грузии (Южная Осетия) и Молдавии (Приднестровье), а в 1994 году она отправила свой контингент в Абхазию. В 2020 году Россия отправила своих миротворцев в спорный Нагорный Карабах, где они следили за выполнением условий перемирия между Арменией и Азербайджаном, заключенного при посредничестве России.
Если российские войска приходят в ту или иную страну, они иногда могут остаться там очень надолго, чтобы бесконечно «поддерживать мир». К несчастью, представители Соединенных Штатов напрасно потратили время в Европе, обсуждая путинский ультиматум по гарантиям безопасности в надежде смягчить кризис на Украине.
Путин не заинтересован в том, чтобы урегулировать этот конфликт, скорее наоборот. Именно поэтому он может развернуть войска – возможно, «миротворческого» толка, – чтобы защитить российских граждан на Украине, и российский закон дает ему такое право. Велика вероятность, что, пока Путин водит Запад за нос фальшивыми переговорами по договору о безопасности, этот бывший шпион КГБ уже готовит план того, как можно – с помощью только что протестированной схемы – вернуть «мир» украинцам, которых он считает «единым» с русскими народом.
Ребекка Коффлер – бывший офицер Агентства военной разведки США, а ныне аналитик в области стратегической разведки в Lindsey Group. Она является автором книги «Тактика Путина: секретный план России по нанесению поражения Америке» (Putin’s Playbook: Russia’s Secret Plan to Defeat America).