Сергей Глазьев: Игра с агентами



Сергей Глазьев: Игра с агентами

Когда-то американцы, действуя очень умело, прямо из-под носа увели у России Украину. И главный партнёр превратился в заклятого врага, который управляется из-за океана. Впрочем, как напомнил Сергей Глазьев, тоже самое пытались провернуть и в нашей стране. Чтобы избежать катастрофы, Владимир Путин провёл большую чистку. Однако украинскую игру в агентов американцы пока ведут.



Поездка Зеленского «на поклон» в Вашингтон была, пожалуй, одной из обсуждаемых тем последних двух дней, хотя сенсацией ни для кого она не стала. Зато стала темой для насмешек, поскольку подтвердила и то, насколько зависит украинский «резидент» от американских хозяев, и то, что за «победу» к которой так стремится Зеленский, придётся платить Западу во главе с США.

Визит планировался тайно, вывозили украинского президента из Киева сначала поездом до Варшавы, затем – американским военным бортом уже до места назначения. Зеленский поклонился Конгрессу, сорвав там овации, поцеловался с Нэнси Пелоси, удостоверился в том, что обещанные 40 миллиардов долларов и новое высокотехнологичное летальное оружие он, то есть Украина, получит, и скоренько отправился восвояси.


Русофобов взращивали с 90-х годов


А почти в это же время у нас проходила коллегия Министерства обороны России, в которой принял участие президент Владимир Путин. Комментируя ситуацию на Украине, глава государства отметил, что наши геополитические соперники начали использовать эту территорию давно и весьма небезуспешно:

Наши геополитические соперники начали использовать всё, что плохо лежит, в своих целях. Начали заниматься промыванием мозгов в странах постсоветского пространства, и прежде всего на Украине. Причём, делали это достаточно успешно. И хорошо были к этому подготовлены. Поскольку ещё в советские времена целые институты работали на этом направлении.

Об этом и, конечно, многом другом в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько беседовал с экономистом, академиком РАН Сергеем Глазьевым.

Юрий Пронько: Как вы прокомментируете слова президента?

Сергей Глазьев: Если говорить про Украину, то я с 1991 года не устаю повторять, что американцы три десятилетия подряд очень последовательно вели на Украине свою системную работу по формированию русофобского общественного сознания, по отделению Украины от России. Они этого и не скрывали. Поэтому меня удивляет, что только сейчас мы, наконец, пришли к выводу, что самый важный наш партнёр, а теперь противник – это, оказывается, Украина.

Ещё в 90-е годы, будучи министром внешнеэкономических связей России, я много раз говорил о том, что самый главный вопрос российской внешней политики и внешнеэкономической деятельности – это Украина. Не Америка, не Китай, а Украина. Но меня никто не слышал, к сожалению, и не слушал.

Украину рассматривали как источник бизнеса, наживы, обогащения. Всякие схемы рисовали с украинскими подельниками. До определённого момента экономические связи. В своё время я предложил развивать зону свободной торговли с бывшими республиками Советского Союза.

И мы начали эту зону отрабатывать на Украине. Потом, на основании соглашения с Украиной, подготовили аналогичные документы со всеми другими бывшими республиками и, наконец, подписали многостороннее соглашение о свободной торговле.

Но та работа, которую мы вели в экономике, абсолютно не дополнялась работой в сфере гуманитарной, в сфере идеологии, в сфере образования, в совместных контактах.


Наши послы занимались бизнесом, а американцы работали системно


– То есть такая работа не велась?

– Она вообще не велась. Ну посмотрите на наших послов, они же все были коммерсантами, они занимались бизнесом. И поэтому им было совершенно наплевать на то, что даже дружественный нам режим Януковича (экс-президент Украины — ред.) в сфере образования продолжал русофобскую политику, выращивая русофобски настроенную молодёжь.

Зато американцы работали в этом направлении давно и системно. Все школьники, во всяком случае моего родного Запорожья, в возрасте 16 лет получали приглашение бесплатно поехать в Америку и пожить в семьях.

И через эту фильтрацию прошли сотни тысяч ребят. Кто-то воспринял это как просто путешествие. А кто-то был с малых лет завербован. И дальше из этих сотен тысяч взяли десятки тысяч актива. Дальше те активисты шли по жизни. Они получали гранты.

Они получали деньги за то, что раз в полгода им нужно было написать статью, в которой что-то обязательно было против России.

Из этих десятков тысяч активистов, получавших небольшие подачки от американцев, в конечном счёте сформировались тысячи серьёзных, активных функционеров, которые захватили постепенно СМИ и командные высоты в гуманитарной сфере.

А Россия всё это время педалировала экономику. И вот вам результат. Мы инвестировали в Украину до переворота 2014 года более 30 миллиардов долларов. А американцы потратили всего 5 миллиардов долларов на то, чтобы подкупить людей. Они просто вырастили целое поколение своих в доску агентов, готовых выполнить любой приказ и сделать это квалифицированно.

– Но это мы были такие наивные или это просто продажность элиты, уж простите за прямоту?

– Дело в том, что всё, что происходило с Украиной, было продолжением наших внутренних проблем. А мы внутри, что, занимались идеологией? Точно так же у нас здесь шныряли все эти американские агенты. Точно так же они и российских ребят приглашали в Америку на стажировки. Точно так же раздавали гранты. Только, может, последние 10 лет эти лавочки прикрыли…

– Не прикрыли, Сергей Юрьевич. К примеру, государственный университет имени Плеханова – там открыто приглашают в Британию. Та же картина ещё в некоторых вузах.

– То есть мы имели в России то же самое, что получили на Украине. Просто Украина для них была приоритетом. Во-первых, она меньше. Во-вторых, они действовали в соответствии с их геополитическим вектором, который в своё время нарисовал ещё Бисмарк, а дополнили все эти политологи, вплоть до Бжезинского. Они все утверждали, что ключевую роль в подрыве российского могущества играет Украина.


Проснулись только что: В России тоже идеологией не занимались


– Меня удивляет, а почему российская реакция-то была такая?

– Так в России точно так же не занимались идеологией внутри. Только сейчас начали заниматься. Образование, идеология, движения детей, молодёжи создали. Гимн стали в школах исполнять. Задумались об учебнике истории.

А в 90-е годы, вспомните, у нас же учебник истории «соросята» писали, так же как на Украине. То есть всё было точно так же, как на Украине. Поэтому и правительство, достаточно коррумпированное, в то время было повязано с олигархатом, который, по сути дела, командовал правительством.

После государственного переворота 1993 года, когда был расстрелян Верховный Совет и власть захватил олигархат, у России уже не было никакого реального правительства, вплоть до прихода Владимира Владимировича (Путина — ред.). Была олигархия, которая манипулировала чиновниками, назначала министров. И фактически проводила прозападную линию.

Потому что весь этот олигархат – он же компрадорский. У них деньги все за рубежом. И им нравилась эта политика – командовать Россией, имея за спиной Дядю Сэма, который всегда это поощрял.

– Вот вы говорите: мы в Украину инвестировали 30 миллиардов долларов, а американцы вложились в покупку конкретных людей всего 5 миллиардов.

– Из которых они и сформировали политическую элиту.

– То есть у нас вложения в шесть раз больше, а итог….

– Вам, наверное, интересно будет узнать, что там было несколько телевизионных каналов, которые мы считали пророссийскими. Они вещали на русском языке, их содержали близкие к России бизнесмены.

Но на самом деле все каналы украинского телевидения без исключения отдали на откуп американцам. Им отдали весь информационно-аналитический блок. То есть вот, вы новости выставляете? Так вот, новости на всех украинских каналах готовили американские компании.

Они принудительно выкупали у телеканалов блоки новостей и блоки политической аналитики. И все новости создавались не на этих каналах, они фабриковались под руководством американских режиссёров, продюсеров, которые собирали информацию и препарировали нужным образом.


Мы слишком поздно спохватились


– Сергей Юрьевич, но это невозможно было не замечать. Ну что это с российской стороны – глупость, разгильдяйство, пофигизм?

– Мы, конечно, всё это видели, я об этом много писал, говорил, предлагал. Но повторюсь: только последние годы, когда началось уже вот это противостояние не на жизнь, а на смерть, мы поняли значение идеологии, культуры, образования. И поздно, к сожалению, спохватились.

Если бы мы работали с украинским общественным мнением, то, наверное, в плен бы сейчас сдавалась не 1/10 часть, а хотя бы половина. А то 90% из них, по сути дела, готовы умирать за Америку, не понимая, за кого они воюют, и только 10% сдаются в плен.

– То есть мы недооценили противника?

– Ну конечно. К тому же в 90-е и у нас они командовали. И Владимиру Путину потребовалось немало времени и сил, чтобы выстроить вертикаль власти, добиться национального суверенитета почти по всем вопросам, кроме, отмечу, денежной политики, и модернизировать Вооружённые силы. Это, безусловно, его заслуга.

Что касается гуманитарной сферы, образования, воспитания в школе, то мы на всё это всерьёз стали обращать внимание только последние год–два. К примеру, признали ошибочность Болонской системы, которая изначально была заточена под подготовку кадров для Запада. И я тоже об этом ещё тогда говорил.

И тот же ЕГЭ, против которого выступают многие учителя. Это же не оценка знаний, а выхолащивание содержания. Но не буду в эту тему сейчас углубляться.