Удар с севера по Киеву и десант в Одессу: что будет, если Украина атакует Донбасс



Удар с севера по Киеву и десант в Одессу: что будет, если Украина атакует Донбасс


Фото: mil.ru

Политика ненависти к русским неумолимо толкает Украину к войне. Народная милиция ДНР сообщила, что Киев активно стягивает в регион вооружение для формирования ударных групп: реактивные системы залпового огня и бронетанковые соединения.



Расположение этой техники ближе чем в 70 км от линии боевого соприкосновения – прямое нарушение Минских соглашений. Секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что угроза нападения Украины на самопровозглашённые республики крайне высока. Сейчас Донбасс живёт в ожидании украинского удара. Запад же уверен: Москва решится на вторжение, и лишь гадает: будет ли оно небольшим, с ограниченными целями, или же русские дойдут до Киева. Самое время посмотреть, какими силами располагают стороны, как эти силы расположены и что они могут.


Химера ВСУ


В составе ВСУ в последние годы числилось около 250 тысяч человек. В июле 2021 года украинский президент Владимир Зеленский сумел провести закон об их увеличении на 11 тысяч. Согласно этому документу, во всех родах войск должны числиться не менее 261 тысяч человек, в том числе 215 тысяч военнослужащих.

Особое внимание уделяется формированию Сил территориальной обороны и развитию Сил специальных операций. Первые, по мысли Зеленского, должны стать основой украинского ополчения, а в случае захвата страны – партизанского движения. Силы спецопераций, в свою очередь, представляют собой спецназ министерства обороны с широчайшими полномочиями по подготовке и проведению операций как на территории Украины, так и за её пределами.

По опыту прошлых кризисов известно, что ВСУ способны стянуть для проведения масштабной операции около 120 тысяч военнослужащих, порядка 4500 единиц бронетехники, в том числе около 600 танков, около 80 советских зенитно-ракетных комплексов. Группировка может получить поддержку примерно 50 вертолётов и 40–60 боевых самолётов.

С 2015 года Киев и его западные покровители накачивали ВСУ современным оружием и деньгами. Самыми существенными приобретениями стали несколько партий американских противотанковых комплексов Javelin, ракеты которого атакуют танк в крышу, то есть через наименее защищённую плоскость. Это хоть и не вундерваффе («чудо-оружие» Третьего рейха), но представляет смертельную опасность для танков типа Т-72 и Т-90.

Также Киев в разное время получал партии разведтехники, средств связи и навигации, в том числе американские контрбатарейные радары AN/TPQ-36, предназначенные для обнаружения позиций вражеской артиллерии и нанесения по ним точных ударов. Поставки этой техники велись в течение многих лет небольшими партиями, и подсчитать сейчас её точное число не представляется возможным.

В 2019–2021 годах Украина купила у Турции партию из 36 ударных беспилотников Bayraktar TB2. В декабре прошлого года выяснилось, что ВСУ намерены приобрести ещё 48 машин этого типа. Цель украинского командования – иметь в оперативной готовности не менее 60 «Знаменосцев».

Bayraktar TB2. Фото: Yulii Zozuliaukrinform / Globallookpress

В пятницу, 21 января, стало известно, что Великобритания несколькими военно-транспортными самолётами завезла на Украину около 2000 современных противотанковых гранатомётов NLAW, отправив с ними до 30 спецназовцев SAS (Special Air Service, в переводе – Специальная авиадесантная служба – прим. ред).

В общем и целом украинская армия представляет собой «винегрет»: значительная масса старой советской техники сдобрена крупными партиями современного оружия и спецтехники иностранного производства.

По данным информированных источников, одна из главных проблем украинской армии – недоукомплектованность частей и соединений. Наибольшие проблемы с нехваткой личного состава имеются в пехоте и танковых частях, наименьшие – в подразделениях дальнобойной артиллерии и ВВС. Командование пытается поправить дело за счёт привлечения индоктринированных радикалов из «Правого сектора»* (запрещённая в России организация) и добровольческих батальонов, которые не входят в структуру ВСУ, а подчинены МВД Украины. Также проблема нехватки пехоты решается за счёт интенсивного применения различных спецназов.


Улыбчивые люди


Ещё один компонент военной мощи Украины – иностранные специалисты. По данным МИД России, на декабрь 2021 года в республике находились 10 тысяч иностранных военных, в том числе 4000 американских.

Также в стране крайне активно действуют британцы. В Киевской области развёрнута оперативная группа в составе подразделений разведки и радиоэлектронной борьбы – РЭБ (Royal Signals) и группа SAS (по-видимому, охраняющая специалистов радиоэлектронной разведки). В конце прошлого года сообщалось о намерении Лондона перебросить на Украину ещё 200 спецназовцев SAS и до 400 десантников из 16-й воздушно-десантной бригады. Судя по событиям последних дней, эти планы, скорее всего, реализуются.

Формально иностранные военные являются инструкторами, обучающими украинских коллег современным методам ведения войны и правильному обращению с присланным вооружением. Однако 10 тысяч «учителей» на 250-тысячную армию – явно многовато. Есть предположение, что британцы и американцы держат на Украине командный резерв. В случае большой заварухи эти улыбчивые люди отодвинут от командования украинских коллег и начнут напрямую руководить частями и соединениями. В результате ВСУ получат высококвалифицированный командный состав, не склонный переживать по поводу высоких потерь во вверенных им частях и не отягощённый мыслями об ответственности за принимаемые решения в случае проигрыша.

Десяти тысяч офицеров должно хватить для укомплектования ВСУ иностранными командирами, от генерального штаба до полкового, а местами и батальонного уровня.

Если эта гипотеза верна, то именно англосаксонский офицерский корпус станет тем фактором, который позволит киевскому режиму воевать до исчерпания всех людских и материальных возможностей, иными словами – до последнего «свидомого» украинца и последнего мобилизованного русского.




По эту сторону окопов


Более чем стотысячной группировке украинцев противостоят примерно 35-тысячные вооружённые силы ЛДНР. Численность народной милиции ЛНР составляет чуть меньше 15 тысяч; вооружённые силы ДНР немного недотягивают до 21 тысячи.

С вооружением всё просто: в основном это старая советская техника, танки Т-72 и Т-64, БМП-1/2, БТР, МТ-ЛБ, ствольная и реактивная артиллерия, миномёты. Авиации у республик нет; возможности ПВО ограничены переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Танк Т-72. Фото: Dianov Boris / Shutterstock.com

Пехота располагает противотанковыми комплексами «Конкурс» и древними противотанковыми пушками «Рапира».

В организационном плане основу сил ЛНР составляют три мотострелковые бригады: 2-я, 4-я и 7-я. Также крупными подразделениями являются 6-й отдельный казачий мотострелковый полк имени атамана Платова и отдельная артиллерийская бригада. Кроме того, имеется много отдельных батальонов различной специализации.

Народная милиция ДНР организована аналогично, но с большим уважением к памяти недавней борьбы. Основные силы республики собраны в пяти подразделениях: 1-м Славянском гвардейском отряде, 3-м гвардейском Горловском отряде, 5-м отдельном отряде имени Александра Захарченко, 100-м гвардейском отряде и Мариупольско-Хинганском отряде морской пехоты. Основу ударной мощи каждого из них составляют два мотострелковых и танковый батальон. Исключение – отряд имени Захарченко: в нём два мотострелковых и два танковых батальона.

Артиллерия собрана в тактическую группу «Кольчуга». Есть и отдельные формирования, сопоставимые с усиленным батальоном, например – Отдельный Иловайский гвардейский мотострелковый (штурмовой) батальон «Сомали».

Официально власти ЛДНР не публикуют данных о численности своих вооружений. Однако, по оценкам украинской стороны, на вооружении ЛНР в 2019 году имелось 196 танков, порядка 357 единиц другой бронетехники, чуть больше 200 единиц артиллерии и 86 реактивных установок залпового огня (РСЗО).

ДНР защищают 285 танков, 557 единиц другой бронетехники, 240 артиллерийских орудий, порядка 170 миномётов, 120 пусковых установок РСЗО. Авиации и мощных систем ПВО у республики также нет.

В общем и целом народная милиция обеих республик имеет приблизительный паритет с ВСУ по числу танков, но в четыре раза проигрывает по общей численности живой силы и практически ничего не может противопоставить украинской армии в воздухе.

Корпусам народной милиции остро не хватает пехоты. Информированные источники обращали внимание на очень бедное обеспечение позиций: строительство блиндажей, оборудование окопов оплачивается солдатами и офицерами подразделений, несущих в них службу. Республики не взимают специальных оборонных налогов и не проводят методичной работы по развитию системы оборонительных сооружений.


Большой брат не бросит


Почему же, имея столь явное преимущество, украинская армия до сих пор не раздавила народную милицию обеих республик? Во-первых, потому, что русские Донбасса обороняют свою землю и готовы насмерть драться за свои позиции. А во-вторых, потому что за их спиной стоит Россия.

Военное присутствие нашей страны, по большому счёту, давно уже секрет Полишинеля. Ещё в 2018 году наблюдатели ОБСЕ сообщали об обнаружении комплексов радиоэлектронной борьбы, которые состоят на вооружении армии России: РБ-341В «Леер-3 «, 1Л269 «Красуха-2», РБ-109A «Былина «, комплекс борьбы с БПЛА «Репеллент-1 «. Очевидно, что именно из-за них турецкие «Байрактары» ещё не развернули круглосуточную охоту за людьми и техникой.

Кроме того, по данным западных СМИ и официальных лиц, Россия сконцентрировала вдоль границ с Украиной около 100 тысяч военнослужащих. Примечательно, что Москва не отрицает факта присутствия крупных соединений на границе, но утверждает, что они не предназначены для агрессии, и подчеркиваёт, что наши войска могут как угодно перемещаться на нашей же территории.

Что же известно о расположении войсковых группировок России, которые дамокловым мечом нависли над Украиной? В декабре немецкая газета Bild опубликовала схему вероятного вторжения России на Украину. По данным издания, наступление будет вестись с нескольких направлений с глубоким проникновением в украинскую территорию.

Инфографика: bild.de

А в начале января американская газета The New York Times опубликовала карту расположения войск России, которая соответствует предложенному немцами сценарию.

Инфографика: nytimes.com

Издание утверждает, что Москва спланировала операцию с участием примерно 175 тысяч военнослужащих. Эти силы сведены в оперативно-тактические группы, каждая из которых имеет достаточный потенциал для ведения глубоких наступательных действий.

Две из них расположены в Брянской и Смоленской областях; их задача – нанести удар вглубь Украины, с общим направлением на Киев. Ещё две группы развёрнуты в Ростовской области, на границе с ЛДНР; три дислоцированы под Воронежем, одна стоит в тылу, в Волгоградской области; по одной сформировано в Крыму и Краснодарском крае.


Что с того?


Анекдот о том, что бои за выполнение мирных Минских соглашений вступили в решающую фазу, всё больше похож на мрачные прогнозы ближайшего будущего. Подписав это соглашение после жесточайшего избиения своих вооружённых сил (ВСУ) в Дебальцевском котле, украинская сторона явно не собиралась выполнять взятые на себя обязательства. Русские в этой стране низведены до положения людей второго сорта, а уж русские, посмевшие с оружием в руках защищать свою идентичность – в глазах националистов вообще людьми не являются. Какие уж тут обязательства?

Нежелание признавать поражение и идеология ненависти привели к многолетнему террору населения Донбасса. ВСУ систематически били по жилым домам, школам, целенаправленно разрушали жизненно важную инфраструктуру городов и посёлков. Русским отключали воду и электричество, блокировали дороги. Украинские беспилотники сбрасывали гранаты на русских детей. Обстрелы чередовались с заходами украинского спецназа в окопы ополчения, расстрелами в упор и вырезанием спящих.

Украина подписала мирные соглашения – и устроила террор. Украина взяла на себя обязательства платить пенсии – и принялась убивать стариков; пообещала согласовать выборы в органы местного самоуправления – и шесть лет готовила этническую чистку.

Выбор русского народа – жить в России. Именно поэтому русским не нужны независимые республики Донбасса. Не может быть никакой независимости у крохотного региона, у двух отдельных городов. Не за эту независимость голосовали миллионы русских на референдуме 2014 года, и не за неё восьмой год льётся русская кровь. Русские Донецка и русские Луганска имеют право жить в безопасности на своей земле.