То, что Архиерейский Собор якобы признал ПЦУ, – ошибка и заблуждение

То, что Архиерейский Собор якобы признал ПЦУ, – ошибка и заблуждение

Митрополит Кифирский считает, что раз не было на Архиерейском Соборе голосования, то нет и решения по признанию ПЦУ, а также призвал главу Церкви не служить с Епифанием.

Митрополит Кифирский Серафим выступил с заявлением, в котором подробно описал, как проходило заседание Архиерейского Собора Элладской Церкви, посвященное «украинскому вопросу», и выразил свою позицию по отношению к этим событиям. Архиерей сообщил, что в ходе работы Собора не проводилось ни открытого, ни закрытого голосования по вопросу признания ПЦУ, прокомментировал уровень объективности двух синодальных комиссий, которые подготовили доклад по «украинской проблеме», выразил недоумение игнорированием с их стороны материалов, предоставленных Блаженнейшим Онуфрием, и призвал Блаженнейшего Иеронима не приступать к совместным архиерейским богослужениям с так называемым «предстоятелем» новой «автокефалии» до того, пока не состоится общеправославное обсуждение этой сложной и, можно сказать, взрывоопасной канонической и экклезиологической проблемы». Заявление иерарха опубликовано на ресурсе «Ромфея», русский перевод представлен ОВЦС УПЦ.

К оглавлению

Заявление митрополита Серафима

«Начиная с 12 октября 2019 года, когда состоялся Архиерейский Собор Элладской Церкви и по сегодняшний день, я денно и нощно принимал и продолжаю принимать телефонные звонки и визиты от духовенства, монашествующих и мирян, а также некоторых журналистов, которые желают узнать о происходившем на этом критическом заседании. А в сам день собора (в субботу), около полуночи мне позвонил из Америки знакомый мне журналист Александр Стефанопулос, который был крайне взволнован после новостей о стремительном провозглашении «автокефалии» Украины. Он попросил проинформировать его по этому поводу и предложил соединить меня после этого с одним российским каналом.

В то время я отказался давать интервью об украинской «автокефалии», хотя он был очень обеспокоен из-за известий, появившихся в прессе. Однако я обещал, что по возвращении в свою митрополию дам все необходимые объяснения по этому вопросу: и касательно коммюнике, опубликованного пресс-комитетом Архиерейского Собора в день его проведения, и касательно интервью, которое дал председатель пресс-комитета, Преосвященнейший митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) по украинской проблеме 12.10.2019.

Полагаю, что некоторая информация не была передана точно и не соответствовала действительности, а потому она произвела и продолжает производить ошибочное впечатление и вызывает глубочайшее беспокойство в церковных и не церковных кругах. Поясню сказанное мною ниже:

В последнем абзаце коммюнике Архиерейского Собора ЭПЦ пишется: «После этого последовал конструктивный диалог, и многие Преосвященнейшие иерархи изложили свои позиции. Архиерейский Собор подтвердил то решение, которое было принято на прошлом заседании Постоянного Священного Синода и предложение Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима, а именно признать «каноническое право Вселенской патриархии даровать автокефалию, равно как и привилегию Предстоятеля Элладской Церкви далее заниматься вопросом признания Церкви Украины».

Прочитав эти слова, я с благоговением задаю вопрос пресс-комитету Архиерейского Собора: когда происходил опрос заседающих и каким образом принималось решение о ратификации постановления Постоянного Священного Синода (далее – ПСС)? Зачитывалось ли решение ПСС членам епископата вслух? Происходило ли голосование о том, чтобы принять его, и если да, то каким образом? Поднятием рук? Тайным или открытым голосованием? Те же вопросы следует задать и по поводу доклада Блаженнейшего Архиепископа Афинского, который предложил нашей Церкви признать автокефалию Православной Церкви независимой Республики Украины.

Я настаиваю на этих вопросах, потому что Его Преосвященство митрополит Навпактский, председатель пресс-комитета, в своем вышеупомянутом интервью, данном в тот же день (12.10.2019), придает большое значение решению Архиерейского Собора — настолько большое, что, по его мнению, оно предшествует и прокладывает прямую дорогу к признанию предоставления «автокефалии» Украины.

Митрополит Навпактский отметил: «Этот вопрос уже обсуждали; им многократно занимались на предшествующем заседании ПСС, где проходило обсуждение. То есть мы тщательно обсудили эту проблему и пришли к тому, чтобы на Архиерейском Соборе принять решение ПСС, а именно право Вселенской Патриархии даровать автокефалию, равно как и привилегию Предстоятеля ЭПЦ далее заниматься этим вопросом… Мы признаём право Вселенской Патриархии даровать автокефалию.

Журналист: «Значит вы признали и 15-ю Поместную Церковь? (прим. украинскую «автокефалию»).

Митрополит Навпактский: Это само собой разумеется.

Журналист: Нет, это само собой не разумеется.

Митрополит Иерофей: Разумеется, разумеется».

Поскольку я участвовал в заседании ПСС во время его прошлой сессии, то я со всей ответственностью подтверждаю, что действительно члены ПСС выразили свое согласие с тем, что Вселенский Патриарх имеет каноническое право даровать новую автокефалию при соблюдении всех канонических условий. При этом я, будучи наименьшим из архиереев, подчеркнул, что автокефалия может быть дарована Вселенским Патриархом только тем епархиям, которые находятся в его канонической юрисдикции, или, в противном случае, по запросу заинтересованной Поместной Церкви, если таковая подала прошение через Материнскую Церковь, которой она принадлежит, согласно установленной церковной процедуре.

При этом Блаженнейший Председатель Архиепископ Афинский и всея Эллады и другие члены ПСС – собратья архиереи – отметили, что им известно об особенностях, а также о больших и трудноразрешимых проблемах украинской «автокефалии».

Её не признает ни одна из Православных Поместных Церквей, но все признают и принимают каноническую Церковь под омофором Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины г-на Онуфрия.

Вселенский Патриарх совершенно безосновательно охарактеризовал канонического Митрополита Киевского и всея Украины г-на Онуфрия как «неканонического» Предстоятеля. То же самое касается произвольного, без соблюдения необходимых условий (публичного покаяния и отречения от раскола) оправдания и восстановления в архиерейском достоинстве извергнутых из сана и преданных анафеме раскольников, нерукоположенных «клириков» и самосвятов, к которым относится и г-н Епифаний, не имеющий апостольского рукоположения, поскольку его «хиротонисал» отлученный от Церкви и анафематствованный раскольник, лже-патриарх так называемого «Киевского Патриархата» Филарет.

По этой причине стало двусмысленным и получило двойную трактовку решение минувшего ПCC, которым он признает «каноническое право Вселенской Патриархии даровать автокефалию» (какую автокефалию: для каждого, прибегающего с прошением, или украинскую?).

Вторая часть этого синодального решения: «…равно как и привилегию Предстоятеля Элладской Церкви далее заниматься вопросом признания Церкви Украины» также является «знамением пререкаемым». Каким образом, имея такую привилегию, Блаженнейший Председатель может разумно и мудро уладить этот наболевший канонический и экклесиологический вопрос: путем установления консенсуса с Предстоятелями остальных Поместных Церквей, используя священно-канонические методы, или действуя без совещания с другими и единолично принимая решение?

А теперь я рассмотрю и решение, то самое «историческое решение» Архиерейского Собора внеочередного созыва (12 октября 2019 г.), как охарактеризовал его Вселенский Патриарх Варфоломей.

Как известно, с большой поспешностью и в срочном порядке, через один день после окончания очередного, октябрьского заседания Архиерейского Собора Элладской Церкви, было созвано внеочередное заседание нашего епископата.

Единственным докладчиком был Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, который зачитал доклад под названием: «Автокефалия Церкви Украины».

После того, как Блаженнейший сообщил, что на прошлом заседании Постоянного Священного Синода Элладской Церкви «мы достаточно занимались» проблемой украинской «автокефалии» и упомянул конкретные заседания ПСС по украинскому вопросу, он уведомил наш епископат о том, что ПСС передал все соответствующие материалы двум синодальным комиссиям: комиссии по догматическим и каноническим вопросам, а также комиссии по межправославным и межхристианским отношениям, чтобы они совместно и должным образом проинформировали Архиерейский Собор.

Общее заключение двух синодальных комиссий и пояснительный доклад были поданы на рассмотрение в Генеральный секретариат 13-го августа с. г. и зачитаны на последнем заседании ПСС 28 августа с. г.

Блаженнейший упомянул в своем докладе пять пунктов из совместного заключения двух комиссий, которые «с канонической точки зрения» являются ключевыми, и привел его «основные тезисы». Совместное заключение сводится к следующему: «На основании вышеизложенного, рассмотрев вопрос о предоставлении автокефалии Церкви Украины не только с канонической, но и с юридической точки зрения, мы с благоговением докладываем, что не существует никаких препятствий для признания автокефалии Церкви Украины, а также для абсолютной согласованности и общего курса Элладской Церкви с Вселенским Патриархатом».

Затем Блаженнейший зачитал коммюнике, обнародованное пресс-комитетом 29 августа с. г. (о котором мы упомянули в первой части статьи), где шла речь о необходимости «ввести канонический институт автокефалии во времена Первого Вселенского Собора (325 г.) во всех римских епархиях греко-римского мира». Он отметил, что «провозглашение автокефалии Церкви Украины чрезвычайно полезно для всей Православной Церкви и будет иметь неоценимое значение для укрепления отношений двух автокефальных Православных Церквей-сестёр, Великой Руси и Украины». В заключение, он сказал: «Вот почему я предлагаю, чтобы наша Церковь признала автокефалию Православной Церкви независимой Республики Украины».

После доклада Блаженнейшего Председателя слово взяли 33 участника Архиерейского Собора. Вначале выступили 2 старейших и многоуважаемых митрополита: Преосвященнейший митр. Каристийский Серафим и Преосвященнейший митр. Илийский Герман, которые говорили об этом наболевшем вопросе с большой мудростью и рассудительностью. Они признали, что Вселенский Патриарх имеет каноническое право предоставлять автокефалию при определённых условиях, но нынешняя ситуация является критической, и поэтому требуется большая осмотрительность, а также тщательное изучение и исследование этого сложного вопроса без какой-либо спешки.

В этом же духе выступали и другие Преосвященнейшие митрополиты: Кесарианский Даниил, Месогийскиийский Николай, Пирейский Серафим (сумевший глубоко и правильно осветить проблематику этого вопроса во всей его совокупности, с канонической и с экклесиологической точки зрения), а также наше смирение. Преосвященнейший митр. Дринупольский Андрей и митр. Этолийский Косьма не получили слова, но присоединились к вышеперечисленным архиереям. Отсутствовавшие, но изложившие свою точку зрения в письменном виде Преосвященнейший митр. Новой Смирны Симеон и митр. Керкирский Нектарий с такой же чуткостью и в той же перспективе излагают свой подход к серьезной проблеме украинской автокефалии. А отсутствовавший по причине съезда местного священноначалия Преосвященнейший митр. Паронаксийский Каллиник, который разделяет те же взгляды, что и вышеперечисленные собратья, попросил разрешение, чтобы в случае проведения голосования за него проголосовал Ваш покорный слуга, но его прошение принято не было.

Остальные докладчики из 33, достопочтенные собратья митрополиты, разделили мнение Блаженнейшего Председателя Архиерейского Собора по поводу новой автокефалии и, согласившись с его докладом, высказали свою точку зрения со своими собственными аргументами.

К сожалению, общественность получила недостоверные новости и информацию о том, что только семь митрополитов были не согласны с признанием новой «автокефалии», а все остальные выступили за неё. Это большая ошибка, и я хочу верить, что это произошло не целенаправленно, а из-за недосмотра. Потому что большинство присутствовавших не брали слова, но это, как мы знаем, не означает, что они являются сторонниками новой «автокефалии».

И другая большая ошибка заключается в том, что молниеносно было опубликовано, будто Архиерейский собор принял решение о признании украинской «автокефалии», и начали поступать поздравительные послания высокопоставленных лиц.

Поскольку не было принято настоятельное требование митр. Кесарианийского Даниила, который «возвысил свой голос» и с заслуживающей глубочайшего уважения смелостью просил провести открытое голосование, раз уж от нас настоятельно требуют принять положительное решение по украинской «автокефалии», но его не поддержали. Как известно, в Церкви решения принимаются голосованием: либо поднятием рук, либо открыто, либо тайно, либо путем тайного опроса всех заседающих.

Может, и было достаточно голосов за автокефалию, но значительным было и количество тех, кто выступал против, а также и тех, кто молчаливо поддержал вторых.

Завершая своё обращение, я хотел бы официально изложить свои личные взгляды, которые прозвучали в моём выступлении на этом внеочередном заседании Архиерейского Собора по столь серьезному каноническому и экклесиологическому вопросу.

Я упомянул совместное заключение двух синодальных комиссий, которым было поручено изучить этот вопрос, и отметил, что они выражают свое мнение по каноническому праву Вселенского Патриарха на признание автокефалии в целом, но не имеют смелости рассмотреть данную, конкретную «автокефалию» с номоканонической точки зрения. Они получили письмо от канонического митрополита Киевского и всея Украины, где приведены многочисленные свидетельства о канонических и экклесиологических беззакониях двух раскольнических группировок Украины, но совершенно не изучили и проигнорировали эту информацию.

Они утверждают, что Украинская Церковь всегда была канонической территорией Вселенского Патриархата, но не обращают внимания на живую традицию Церкви, согласно которой митрополит Киевский и всея Украины вот уже около 300 лет находится в каноническом подчинении Московского Патриархата. Этот реальный факт, который ранее никогда не подвергался сомнению, записан во всех диптихах Элладской Церкви, по нынешний год включительно.

Синодальные комиссии не обращают внимания на то, что нынешний Вселенский Патриарх г-н Варфоломей патриаршими письмами (за 1992 и 1997 гг.) признает каноническую юрисдикцию Московского Патриархата над Киевской митрополией и соглашается с каноническими прещениями, наложенными на ныне реабилитированных и восстановленных в священном сане клириков, которые были извержены из сана и отлучены от Церкви. Они также не учитывают канонический принцип, что апелляция не направляется другому Патриарху, и даже Вселенскому, когда канонические прещения были наложены другим патриаршим собором. Подобные случаи могут пересматриваться исключительно на Вселенском Соборе.

Позвольте мне завершить свое обращение тёплым и сердечным воззванием к его Всесвятейшеству Вселенскому Патриарху Варфоломею и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всея Эллады Иерониму с просьбой не спешить и не создавать критическую ситуацию в Церкви, и не приступать к совместным архиерейским богослужениям с так называемым «предстоятелем» новой «автокефалии» до того, пока не состоится общеправославное обсуждение этой сложной и, можно сказать, взрывоопасной канонической и экклезиологической проблемы».

К оглавлению

Греческий богослов — главе ЭПЦ: «Не смогу причащаться с вами из одной чаши»

Греческий ученый и богослов выступил против несправедливости по отношению к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию и УПЦ.

Греческий ученый и богослов (доктор физики и дипломированный Богослов Афинского университета) Василий Эвстафиу в своем письме к Предстоятелю Элладской Православной Церкви заявил, что больше не будет молиться и причащаться в храмах, где будет служить глава ЭПЦ. Письмо Василия Эвстафиу было полностью опубликовано греческим изданием «Ромфея».

В частности, богослов пишет, что испытывает глубокое сожаление в отношении «украинского церковного вопроса, который занимает всепровославную Христолюбивую полноту», особенно после участия Блаженнейшего Иеронима в совместной с патриархом Варфоломеем литургии в Салониках, во время которой было среди Предстоятелей Поместных Церквей упомянули и Епифания Думенко.

Он напомнил Блаженнейшему Иерониму, что «до этого момента Думенко не поминал никакой другой Предстоятель, ни из тех, кто предшествуют вам в диптихах, и тем более из тех, кто следует за вами».

Василий Эвстафиу подчеркнул, что «в этом важном вопросе не проводилось никакого голосования, а право решать этот вопрос был предоставлен архиепископу Иерониму в пресс-релизе в качестве решения Архиерейского Собора» причем, как отмечает богослов, «многие иерархи узнали о «решении», уже покинув Собор».

Греческий богослов считает, что такие действия имели «антиканонический и антисинодальный характер».

Кроме того, он указывает, что «комиссия по Межправославным и Межхристианским вопросам не предоставила вообще никаких своих выводов», и «не было ни малейшего анализа проблемы, связанной со священным саном и апостольским преемством отлучённых и саморукоположенных раскольников, которым был предоставлен Томос Автокефалии».

Он подчеркнул также, что «полностью была проигнорирована каноническая Украинская Церковь Митрополита Онуфрия, каноничность которой до сегодняшнего дня признается всеправославным большинством, и которая подвергается мучительным гонениям во многих регионах Украины со стороны паствы «митрополита Епифания», которого сегодня вы помянули».

Вместе с тем, Василий Эвстафиу напомнил архиепископу Иероному, что не было принято во внимание и «решения Русской Церкви, которая, желая защитить каноническую паству в Украине, предупредила вас о прекращении церковного общения с вами, и последующем расширением и углублением раскола уже на всеправославном уровне».

Именно поэтому, говорит богослов, «после всех этих печальных и болезненных событий для нашей Церкви и ее единства, я пришел к выводу, что ради совести, с церковной или человеческой точки зрения, для меня представляется невозможным воцерковляться вместе с вами или в районе (епархии — Ред.) вашей юрисдикции в Афинах или в других местах, где возможно вы будете служить или будет архиерейское сослужение, и где вас будут поминаеть вместе с митрополитом Епифанием».

Такая позиция, утверждает Василий Эвстафиу, будет иметь место с его стороны «до тех пока вселенское Православие не урегулирует «украинский вопрос» и общение между Православными Церквами не будет более терпеть препятствия, чему вы поспособствовали своей сегодняшним отношением, а общение не будет полностью восстановлено».

Таким образом, говорит профессор,

«я протестую, как верное чадо Церкви, против несправедливости по отношению к митрополиту Онуфрию и бедствующей под канонической Церкви в Украине, которого унизил Священный Синод Вселенского Патриархата своим решением от 11 октября 2018, участником которого стали и вы своими последними действиями».

Более того, по словам Василия Эвстафиу, «если ухудшение ситуации, чего я глубоко не желаю, но, к сожалению, после и с момента поминовения Епифания на сегодняшней совместной литургии, к этому идет, итак, если это ухудшение приведет к серьезным трудностям внутри греческой иерархии, я верно последую за любыми инициативами десяти почтенных иерархов, которые во время внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года поддержали и выразили церковную правду, святоканоническое право и синодальное устройство Православной Церкви, но были полностью проигнорированы. Именно их взгляды нужно считать православными и святоотеческими».

Комментарии